Хроники безумного ректора. Взлет Дмитрия Ендовицкого
Ректор, его жена и ее диссертация-3
© СИ "Воронежские новости"
С момента задержания Ендовицкого прошел месяц. Освещение уголовного дела ректора ВГУ по обвинению в даче крупной взятки за успешную защиту докторской диссертации его жены встало на длительную паузу. В преддверии судебных заседаний, сначала в первой инстанции (19 июня), а затем и в апелляции (28 июня), защита Ендовицкого вывалила несколько информационных аргументов - видео с рассказом жены о защите и видео ключевого свидетеля (и, по мнению следствия, получателя денег от ректора) экс-председателя диссертационного совета ВГТУ Натальи Сироткиной. Пафос выступления Сироткиной сводился к тому, что «я оклеветала сама себя», а от Ендовицкого денег не брала. Информационная контратака закончилась ничем. Ректор остался в СИЗО-3 до середины августа. «Воронежские новости» дважды писали аналитические тексты, связанные с этим делом. Почитать можно тут и тут.
В третьей части саги мы попробуем рассказать читателям, откуда взялся Дмитрий Ендовицкий, чем занимался в молодости, как двигался к вершине и как стал ректором самого крупного вуза Черноземья.
Датой основания ВГУ принято считать 1918 год. Во время Первой мировой войны в эвакуацию в Воронеж со всем профессорами, студентами и библиотекой переехал Юрьевский (Дерптский) университет, основанный в России в 1802 году, но который ведет историю с 1632 года, когда владевший Ливонией шведский король Густав II Адольф учредил Academia Gustaviana. Можно сказать, что ВГУ - это храм науки, наследующий почти четырехсотлетней традиции высшего образования. В университете 18 факультетов, 133 кафедры, полторы тысячи профессорско-преподавательского состава и 23 тысячи студентов. Стать во главе этого храма значит стать частью его истории. Значит соответствовать - и морально, и профессионально. Это не назначение, а предназначение. Хотелось бы думать.
Держать за гвоздь и молоток
Будущий ректор родился 3 декабря в Воронеже в интеллигентной, но не богатой семье. Жили в Коминтерновском районе, на Глиноземе. Ендовицкий - коренной воронежец, и видимо, не в одном поколении, о чем предательски сигнализирует неистребимое «гэканье» ректора. О семье и юных годах почти ничего неизвестно. В школьные годы серьезно занимался акробатикой, выполнил норматив кандидата в мастера спорта и даже собирался поступать в институт физкультуры, чему категорически воспротивились родители. Любил потусить на рок-концертах, а после попить водочки на лавочке с друзьями. Не мажор и не ботан.
Про родителей нет никаких прямых сведений. Но есть поэтическое свидетельство и книги ректора «Отпетый графоман. Стихи разных лет», выпущенной в издательстве ВГУ под редакцией Дмитрия Дьякова в 2022 году и наделавшей очень много шуму в отнюдь не литературных кругах:
«Отец родной, навеки –
Батя, Всегда по совести живет,
В лицо он людям прямо глядя,
Расскажет все и не соврет.
Учил меня трудиться честно,
Держать за гвоздь и молоток,
Учил ругаться бессловесно,
Готовить классный шашлычок.
На помощь мне всегда приходит,
Хотя уже совсем он слаб,
И до сих пор его заводит,
Когда увидит вдруг растяп.
Как передать мне ощущенье, когда его я обниму?!
Сольются два сердцебиенья,
Его ладонь в своей зажму…
Всегда начитан, гордый очень,
Проникновенно смотрит вдаль, любовью к Родине заточен,
Услышит новость, и – печаль,
Я, говорит, не так бы сделал,
А здесь не так бы поступил.
Прошли года.
Что недоделал,
Мне доработать поручил.
В делах, проблемах я услышу
Его слова, что он изрек:
- Добро жестокости превыше!
Господь, не будь с ним очень строг».
В выпускном классе хороший сын Дима Ендовицкий, стихи он, кстати, пишет «не останавливаясь со школьной скамьи», стал заниматься в научном обществе учащихся. Никаких ЕГЭ тогда еще не придумали. НОУ - это была такая перестроечная уловка для детей интеллигенции, дававшая дополнительный балл при поступлении. Дима, а вернее, его мама с папой, решили поступать на самый престижный факультет города юрфак ВГУ. Юноша отзанимался год не абы у кого, а у самого профессора Олега Баева, самого известного криминалиста города, но все равно решил поступать не на юрфак, а на эконом. Ендовицкий потом честно признавался, что шансов поступить практически не было. Школьников, не отслуживших в армии, набирали минимум из минимума. В общем, взвесив все, решили не испытывать судьбу, а идти на эконом. Не так пафосно, но тоже ничего. В сентябре 1987 года Дмитрий Ендовицкий стал первокурсником.
Активной научной деятельностью Ендовицкий занимался с самого первого курса. Мама и папа хотели, чтобы он остался работать на факультете. В то время это был наиболее престижный вариант трудоустройства выпускника. В плановой советской системе престиж экономиста был не очень-то высок.
- Бабушка, а кто такой Карл Маркс? - Карл Маркс был экономистом. - Как наш дядя Изя? - Нет, наш дядя Изя - старший экономист.
Вот фрагмент из интервью Ендовицкого, посвященного «лихим девяностым»: «1990-й год. Студенческая эйфория. Чувство безграничной свободы. Новые возможности. Необыкновенно радостное для студента время. В 1990-91 годах я работал в стройотряде в Москве. Продавал фрукты и овощи. Отряд назывался «Витамин». Смысл нашего труда был простой. Все овощные магазины были государственными, продавцы хотели уйти в отпуск летом, и мы их подменяли. Помню август 91-го, я стою у метро «Семеновская», у меня на лотках сахар, картошка польская, яблоки – и едут БТРы. Я понимаю, что происходит что-то важное. И люди у меня мгновенно все раскупают, потому что знают: если на улицах военные – значит, надо запасаться продуктами.
Могу сказать: кто не был в студенческих отрядах, тот не видел жизнь. Это настоящая школа жизни, которая учит работать в команде, отвечать за себя, за безопасность, развивает дисциплинированность.
91-й год. Свадьба. И часть внутренних и внешних свобод исчезает, потому что появляется семья. Рождается сын. И главная задача – как прокормить? Недоумение: почему в магазинах пустые полки? Тяжелое время. 93-й год. Начинаю работать в университете. Преподаю с большим рвением, с большой радостью. И по субботам торгую на рынке, чтобы прокормить семью. В одном месте лампочки покупал, в другом их перепродавал. Такая вот практическая экономика. Помню ощущение стыда, когда вижу на рынке своих преподавателей и студентов. Хочется спрятать лицо. Денег катастрофически не хватает. Далее: с 1994 по 1995 учусь в Ирландии. Ощущение стыда в Ирландии от пьяного Ельцина. Помните, когда он по причине пьянства не вышел из самолета? Это все на моих глазах. В целом, этот период – сытая жизнь за рубежом. А в России – жена и маленький ребенок. Возвращаюсь, готовлю кандидатскую диссертацию. Выбор был вокруг университета. Либо я ухожу из университета и делаю карьеру в реальном секторе экономики, за пределами академического сообщества. Либо остаюсь, но с пустым кошельком. Правда, остаюсь в том сообществе, в котором мне приятно находиться. Может быть, к сожалению своих близких, но к собственной радости я выбрал университет».
И нелепые, но искренние стихи, и хватка торговца - кажется, это то, что гораздо больше говорит о Ендовицком, о его внутреннем мире, чем вся его последующая деятельность по пути к ректорству и на посту ректора.
Я бы в ректоры пошел, пусть меня научат
Вся дальнейшая судьба Ендовицкого катилась как по рельсам. Как будто кто-то его на эти рельсы поставил. Аспирантура (1993-95), кандидатская (1995), доцент бухучета (1998), докторская (2000), профессор (2002), завкафедрой экономического анализа и аудита (1999-2002), председатель диссертационного совета по бухучету (с 2002 года) проректор по экономическому развитию и инновациям (2006-2010), ректор (с 2011 года), председатель совета ректоров Воронежской области (с 2011 года).
Еще одно любопытное наблюдение. В 2002 году мало еще кому известный Ендовицкий стал лауреатом главной областной премии «Золотой фонд Воронежской области». Биографию ему делали очень издалека и очень методично. На сайте ВГУ почему-то не удается найти названия докторской диссертации Ендовицкого, чтобы хоть иметь хоть какое-то представление о сфере научных интересов этого «выдающегося» ученого (индекс Хирша 18). И это правильно, а то мало ли что можно получить, пропустив ее через «Диссернет».
Проректором Ендовицкий стал в 2006 году, когда в результате выборов ректора историка Ивана Борисова сменил специалист по романо-германской филологии Владимир Титов. Ендовицкий - выдвиженец Титова, хотя между ними не было совершенно ничего общего. Кто-то снова подтолкнул Ендовицкого к следующей ступеньке карьерной лестницы. Был заведующим кафедрой - стал проректором. Повезло, бывает. Сразу после того, как Ендовицкий стал проректором, он женился во второй раз, родилась дочь.
В качестве проректора по экономическому развитию и инновациям Ендовицкий курировал, в том числе, работу по стратегическому партнерству вуза с такими гигантами промышленности как НЛМК и россошанские «Минудобрения», или с иностранными инвесторами, такими как «Сименс». Но, в целом, был мало заметной фигурой даже в университетском сообществе.
В конце 2010 года проходили плановые перевыборы ректора. Титов выдвинулся и считался явным фаворитом. Но ректор внезапно был приглашен в кабинет губернатора Гордеева, и после короткого разговора взял самоотвод со ироничными словами, что он должен дать дорогу «более крупному управленцу». «Ректор крупнейшего в Черноземье вуза должен быть не только большим ученым, но и сильным менеджером». Стоит добавить, что незадолго до разговора Титова с Гордеевым, на ректора с нападками набросилась председательша профкома ВГУ Людмила Владимирова, начавшая, между прочим, рассуждать о «неправильном землепользовании ректором», хотя, казалось бы какое дело. О Ендовицком сразу заговорили как о фаворите, поддерживаемым областной властью.
Надо напомнить, что ВГУ - это федеральное госучреждение. И в догордеевскую эпоху губернаторы в жизнь университета никак не вмешивались. Там был свой «устав» и своя вольница. Либерализм и вольнодумство - это неизбежные составляющие жизни любого крупного вуза. ВГУ не был исключением.
Совершенно непонятно, когда и как Ендовицкий познакомился с Алексеем Васильевичем. Ходили даже слухи, что протекцию Ендовицкому составляла супруга губернатора Татьяна Александровна. Но более правдоподобной выглядит версия рекомендации, полученной губернатором от начальника УФСБ Александра Клопова. В тот период Гордеев и Клопов очень плотно взаимодействовали и имели доверительные отношения. Позже они испортятся настолько, что губернатор сумеет выдавить генерала из региона, но на судьбе ректора это никак не сказалось. Гордеев благоволил Ендовицкому, но держал его на очень большой дистанции. Дмитрий Александрович к Гордееву не был, что называется «вхож». Впрочем, Гордеев из местных кадров к себе мало кого приближал. Ендовицкий тоже уклонялся от ответов на вопросы о поддержке со стороны Гордеева и скромно высказывался о своей персоне: «Моя деятельность на посту проректора была направлена на улучшение инвестиционной привлекательности региона, и в связи с этим я чувствовал поддержку облправительства».
После схода с выборной гонки Титова и неожиданного появления в ней Ендовицкого произошло еще одно важное событие: Минобрнауки по необъяснимой логике не согласовала кандидатом на выборы ректора ВГУ его первого проректора Александра Ховива, доктора физико-математических и доктора химических наук, выдвижение которого поддержало 30 подразделений ВГУ. После этого выборы, назначенные на 27 декабря 2010 года, превратились в нечто среднее между фарсом и игрой в поддавки. Хотя оппонента Ендовицкому подобрали достойного - доктора биологических наук Василия Попова. При выдвижении Ендовицкого поддержало 50 из 114 подразделений университета.
«Наша задача – войти во флагманскую лигу, которая объединяет двадцать ведущих вузов страны. Сейчас мы находимся во втором эшелоне, куда входят 150-200 системообразующих высших учебных заведений», - вещал кандидат в ректоры. Верили ли ему или нет, теперь уже неважно. Ендовицкий, за тринадцать лет, проведенных на посту ректора, так и не выполнил первых предвыборных обещаний. Да это было и нереально. Но согласно главному рейтингу российских вузов RAEX, ВГУ регулярно занимает места в первой полусотне (42-43 места последние годы).
27 декабря 2010 года на выборной конференции голоса выборщиков распределились 62% на 32%. И сразу после Нового 2011 года сорокалетний специалист по бухгалтерскому учету Дмитрий Ендовицкий был утвержден ректором 379-летнего вуза. Ховива и еще одну соперницу Ендовицкого - проректора по учебной работе, доктора философских наук Елену Ищенко - из ректората моментально убрали.
Тогда никто не мог и подумать, что этот незаметный выскочка останется здесь на тринадцать с половиной лет. Больше всех ректоров за всю историю ВГУ и его предшественника Юрьевского университета. Ендовицкий проработал ректором дольше, чем такие легенды универа как Владимир Гусев (1987-1998) и Борис Михантьев (1953-1965). Но оставил ли он о себе такую же добрую память как его предшественники. О том, чего достиг и чем запомнился ректор Ендовицкий, поговорим другой раз.
Бери ношу по себе, чтоб не падать при ходьбе.