Уроженец Воронежской области Анатолий Филипченко стал дважды Героем Советского Союза за полеты в космос

© Воронежский-край.РФ
Нет в России семьи такой,
Где б не памятен был свой Герой…
За подвиги, совершенные в годы Великой Отечественной войны, высокого звания Герой Совестного Союза были удостоены 11 657 человек, почти треть от этого числа – посмертно.
В преддверии 80-летия Великой Победы холдинг «Региональные новости» представляет масштабный межрегиональный проект, посвященный памяти тех, кто, превозмогая себя, отличился на полях кровавых сражений. В десяти областях Центрального федерального округа наши редакции ежедневно рассказывают о подвигах своих земляков — Героев Советского Союза.
Дважды Герой Советского Союза Владимир Коккинаки родился 25 июня 1904 года в Новороссийске. По происхождению — понтийский грек.
В 1921 году Владимир окончил три класса начальной школы. Работал в колхозе на виноградных плантациях, также матросом и грузчиком в порту.
Начал службу в РККА в декабре 1925, до июля 1927 года служил в пехоте. В 1928 году окончил Ленинградскую военно-теоретическую школу ВВС, а в 1930 — Борисоглебскую военную авиационную школу летчиков. Его брат — Константин Коккинаки — также был летчиком, Герой Советского Союза.
Владимир Коккинаки служил в строевых частях ВВС МВО. В апреле — декабре 1931 года был летчиком-инструктором Ленинградской военно-теоретической школы ВВС.
20 апреля 1936 года впервые в мире выполнил петлю Нестерова на тяжелом двухмоторном бомбардировщике ЦКБ-30.
С 27 по 28 июня 1938 года на самолете ЦКБ-30 «Москва» Коккинаки совершил беспосадочный перелет по маршруту Москва — Дальний Восток (город Спасск-Дальний) протяженностью 7580 километров. Пилот Коккинаки и штурман Бряндинский не только установили рекорд скорости на двухместном самолете, но и проложили новый кратчайший путь от Москвы к берегам Тихого океана.
За выполнение этого перелета участникам присвоили звание Героя Советского Союза 17 июля 1938 года.
В апреле 1939 года на самолете ЦКБ-30 со штурманом Гордиенко Коккинаки совершил беспосадочный перелет Москва — Северная Америка протяженностью 8000 километров. 14 января 1965 года Владимира Коккинаки по решению Международной авиатранспортной ассоциации наградили бриллиантовым ожерельем «Цепь пионера розы ветров», как первопроходца кратчайшего авиационного пути между Европой и Америкой.
2 января 1963 года экипаж под командованием Коккинаки совершил первый испытательный полет на лайнере Ил-62.
Владимир Коккинаки был руководителем испытаний новых типов самолетов (1941—1945), а также вице-президентом (1961), президентом (1967—1968) и почетным президентом (с декабря 1968 года) Международной авиационной федерации.
Талантливый летчик неоднократно ставил мировые авиационные рекорды по высоте и скорости на грузовых самолетах. В его послужном списке немало государственных наград: две медали «Золотая Звезда» Героя Советского Союза, 6 орденов Ленина, орден Октябрьской Революции, 3 ордена Красного Знамени, ордена Отечественной войны 1-й и 2-й степени, а также 4 ордена Красной Звезды.
Именем Коккинаки названы улицы в различных российских городах, три самолета и школа № 18 в Новороссийске. Там же летчику-рекордсмену установлен памятник.
Владимир Коккинаки ушел из жизни 7 января 1985 в Москве. Похоронен на Новодевичьем кладбище.