
Впрытык и точка! Срок полномочий депутата завершится в воронежском СИЗО
Срок полномочий депутата Андрея Прытыкина завершится в воронежском СИЗО

© Воронежская областная Дума
Главным политико-криминальным событием прошлой недели в Воронеже стал арест по обвинению в даче взятки 58-летнего бизнесмена Андрея Прытыкина, владельца сети быстрого питания «Русский аппетит» и одного из самых богатых депутатов Воронежской областной думы с официальным годовым доходом около 60 млн рублей. Прытыкин - единоросс, трижды избирался депутатом облдумы в 2010, 2015 и 2020 годах, член регионального политсовета партии. Однако, в связи очевидной угрозой уголовного преследования на новых выборах выдвигать свою кандидатуру не стал.
По данным следствия, летом 2020 года Прытыкин, баллотировавшийся в областную думу от «Единой России» по одномандатному округу №11, передал через свою помощницу и начальницу своего предвыборного штаба Наталью Бубнову 250 тысяч рублей действующему главе управы Коминтерновского района Юрию Бавыкину для обеспечения победы на выборах. Та, в свою очередь, отдавала деньги заместительнице Бавыкина Светлане Васьковой. Любопытно, что почти одновременно с передачей налички Васьковой Прытыкин вполне официально перевел безналичное пожертвование на счет фонда «Единой России» на уставную деятельность партии в размере 2 млн рублей. То есть никакой личной заинтересованности в даче взятки Васьковой у него не было. Победа и так была бы у него в кармане. За что конкретно и для чего были переданы деньги Васьковой от Прытыкина из материалов уголовного дела понять сложно. «На выборы», звучит довольно обтекаемо. Может, на шашлык послевыборный скидывались, а, может, на подделку бюллетеней сотрудниками избиркома. Теперь следственный комитет снова попробует обосновать, что переданные от Прытыкина деньги - именно взятка. Вопреки сообщениям некоторых СМИ, Бубнова как была, так и остается в деле Прытыкина только свидетелем. Видимо, в качестве поощрения за исчерпывающие показания. Да и очевидно, что умысла на совершение преступления у нее просто не было.
Расследование и суд по делу Бавыкина-Васьковой длились более четырех лет. За восемь эпизодов махинаций на выборах не признавший вину Бавыкин получил 10 лет лишения свободы, согласившаяся с обвинением и сотрудничавшая со следствием Васькова - пять лет реального срока. Прытыкин оказался единственным из девяти депутатов, передававших деньги Васьковой, кто не стал писать на нее заявление по обвинению в мошенничестве и таким образом не получил иммунитет от уголовного преследования. В отношении Прытыкина еще на стадии следствия по делу Бавыкина-Васьковой был выделен материал по признакам дачи взятки, но решение по нему не принималось до вступления приговора Бавыкину и Васьковой в законную силу. 6 августа 2025 года Прытыкину было предъявлено обвинение в покушении на дачу взятки в крупном размере (часть 4 статьи 291 УК РФ, от 7 до 12 лет лишения свободы, со штрафом или без, либо штраф от одного до трех миллионов рублей). В основание дела легли материалы регионального УФСБ еще четырех или даже пятилетней давности.
Прытыкин отрицает свою вину. По его утверждению, Бубнова принимала решение передавать деньги самостоятельно, а затем оговорила его, боясь попасть под уголовное преследование. 8 августа на суде по избранию меры пресечения народный избранник заявил, что его арест может привести к потере 500 миллионов рублей налогов и остановке развития бизнеса под брендом «Аппетит на Донбассе», где у него работает более тридцати торговых точек. Закрытие прытыкинского фастуфуда на Донбассе не впечатлило судью, который «закрыл» Прытыкина в СИЗО до 4 октября. С полномочиями депутата «король фастфуда» распрощается прямо в изоляторе. Стоит отметить, что развивать свой бизнес на новых территориях Прытыкин стал после того, как началась история с передачей денег Васьковой. Фастфудчик регулярно пропускал заседания суда «по уважительной причине» - регулярно отправляясь в служебную командировку в Донецк по делам бизнеса.
Выглядит аппетитно
Андрей Прытыкин - классический пример человека из девяностых, ставшего из «королей улиц» респектабельным бизнесменом с полутора тысячами наемных работников только в Воронеже. С 2000 года Андрей Александрович, начинавший с киосков «Куры-гриль», руководит крупнейшей в городе сетью готовой еды «Русский аппетит», в народе - «РусАп», которая включает сотни ларьков, а также несколько кафе и ресторанов. Продукция для торговой сети изготавливается на собственном пищекомбинате. Последние пятнадцать лет «РусАп» активно развивает франчайзинг и сейчас представлен в одиннадцати регионах, в том числе в Москве. В сеть входит около 600 торговых точек.
Андрей Прытыкин родился 1 декабря 1966 года в Воронеже. Сведений, чем занимался во времена позднего СССР, нет. Распад СССР встретил возрасте 25 лет и в это же время создал и возглавил в качестве единственного владельца и исполнительного директора индивидуальное частное предприятие «Кросс-Курс», которое просуществовало до 2012 года. Близким другом Прытыкина с ранней молодости является другой знаменитый воронежский бизнесмен Андрей Суховерхов, создатель и владелец крупнейшего холдинга «АВС-электро», с которым до последнего времени вместе проводили отдых - горные лыжи и дайвинг. Кроме того, Прытыкин и Суховерхов регулярно занимались бегом на средние и длинные дистанции. В августе 2020 года, то есть примерно в то же время, когда госпожа Бубнова заносила деньги Васьковой, Прытыкин получил сертификат дайвера AOWD, позволяющий погружаться на глубину до 30 метров.
В 1994 году Прытыкин стал владельцем ООО «Викон», информация о котором в открытых источниках не сохранилась. С 1998 по 2002 год он работал генеральным директором ООО «Автотехсервис», которое стало учредителем ныне действующего ООО «Носорог» и правопредшественником ООО «Гулливер». После 2002 года Прытыкин не занимал в принадлежащих ему юрлицах должностей с исполнительно-распорядительными функциями. В 2002 – 2009 годах он - председатель совета директоров ООО «Московский проспект». А с 2009 года по настоящее время – председатель совета директоров группы компаний «Русский Аппетит», включающую в себя производственный комбинат продуктов питания, сеть магазинов «Зелёный остров», сеть кулинар-маркетов «Зелёный», сеть киосков быстрого питания, сеть кафе «Вермишель», сеть кафе-пабов «Гвозди».
В официальной биографии депутата Прытыкина фигурируют следующие почетные звания и награды: диплом и золотой знак «Лучший менеджер России», лауреат премии «Меценатство», лауреат Первой Всероссийской премии «Благое дело» и высшая региональная награда - почётный знак правительства Воронежской области «Благодарность от земли Воронежской», дающая существенную прибавку к пенсии. Теперь по решению суда он может ее лишится. Если это произойдет, это будет первый случай в истории Воронежской области.
Любопытно, что высшее образование Андрей Александрович получил в довольно зрелом возрасте, в 32 года. В 1998 году он окончил Воронежскую государственную технологическую академию по специальности «технология мяса и мясных продуктов» с присвоением квалификации инженера-технолога общественного питания. Прытыкин, хотя и был к моменту учебы довольно состоятельным человеком, к занятиям в академии относился ответственно. Во время учебы Прытыкин познакомился с Вадимом Дрейлингом, который стал головным мозгом компании и главным бизнес-партнером Прытыкина. Именно Дрейлинг придумал и воплотил в жизнь идею создания сети «Русский аппетит» и стал президентом одноименной группы компаний. В 2000 году Прытыкин и Дрейлинг начали совместную деятельность в общепите, открыв клуб «Носорог», знаменитый ресторан «Гулливер» с живым двухметровым Гулливером-зазывалой, моментально ставшим одной из достопримечательностей Воронежа. Спустя десятилетие «Гулливер» был закрыт из-за разногласий с городскими властями - помещение было муниципальным и аренду не продлили.
И Прытыкин, и Дрейлинг по складу ума и темпераменту - интроверты и перфекционисты. В бизнес-среде бытует мнение, что своим успехом «РусАп» обязан, в первую очередь, стратегическому мышлению Дрейлинга, который умел создавать и воплощать в жизнь бизнес-планы сроком в десять лет. Прытыкин и Дрейлинг расстались уже после истории со взяткой. Дрейлинг вообще ушел из общепита, став девелопером.
В депутаты Прытыкин пошел не от хорошей жизни. Начиная с 2008 года, когда мэром Воронежа был избран Сергей Колиух, начались постоянные попытки городских властей убрать киоски быстрого питания с центральных улиц города. Вот характерный комментарий мэрии той поры: «В 90-е годы Воронеж зарос разномастными временными сооружениями, многие из которых не только незаконны, но еще и портят внешний вид города, способствуют ухудшению санитарного состояния. Для наведения порядка была разработана и принята комплексная схема размещения нестационарных торговых объектов. Последние годы она последовательно реализуется, но это не догма — в нее вносятся изменения, в том числе и по предложениям предпринимателей. Переговоры часто заходят в тупик, поскольку предлагаемые нами места их не устраивают. А там, где они хотят ставить киоски, зачастую сделать это нельзя, иначе нам придется пойти на нарушение действующего законодательства». Это комментарий не «в общем и целом», а применительно к ГК «Русский аппетит», который к 2015 году насчитывал 200 киосков быстрого питания только в Воронеже. Любопытно также, что в период с момента создания юрлица в 2009 году по 2014 год «РусАп» ежегодно показывал чистый убыток в районе 5% от выручки.
Единственным конкурентом «РусАпа» в Воронеже была сеть «Робин Сдобин» Александра Губарева. У Прытыкина было 200 киосков, у Губарева - 170. При этом финансовые показатели «Робин Сдобина» были существенно выше: выручка 114 млн против 44 млн у «РусАпа».
Несмотря на то, что Прытыкин стал депутатом, мэрия при самых разных мэрах, от Колиуха до Петрина, с завидной регулярностью пытается снести тот или иной нестационарный торговый объект «РусАпа» или «Вермишели». Самый последний спор - о двухэтажном здании на Невского, 48, которое чудесный образом увеличило свою площадь с 194 квадратных метров до 326-ти. Теперь мэрия пытается все снести как самострой. И таких примеров за четверть века существования «РусАпа» более десятка. Это без учета киосков. Благодаря мандату Прытыкину регулярно удавалось отсрочить «казнь» той или иной торговой точки, хотя по местному законодательству снести киоск можно спустя полтора месяца после расторжения договора. А в прошлом году сроки демонтажа были сокращены и вовсе до двух недель. В конце концов, главный конкурент «РусАпа» сеть «Робин Сдобин» существенно уменьшил свою долю на рынке быстрого питания Воронежа, а Прытыкин стал почти что монополистом. По крайней мере, на улицах города. Но у монополиста есть одна и та же проблема - всегда есть те, кто желает их пододвинуть с рынка. И не обязательно чисто экономическими способами.
Беда не приходит одна. В конце прошлого года налоговая доначислила «РусАпу» свыше семисот миллионов рублей. Сейчас дело рассматривается в арбитраже и никто не может гарантировать, что и этот спор, в конце концов, не перейдет в уголовную плоскость.
По подсчетам “Коммерсанта-Черноземье”, в судебном процессе над Бавыкиным и Васьковой Прытыкин четырнадцать раз подавал ходатайства о назначении ему процессуального статуса потерпевшего, но всякий раз получал отказ. Очевидно, что уже тогда понимал, чем обернется его изначальный отказ писать заявление на Васькову.
За все время выступлений в суде Андрей Прытыкин так и не стал объяснять, почему он не стал писать заявление на Васькову, которое моментально бы обнулило претензии правоохранителей к самому Прытыкину. На поверхности только одно - не по понятиям это. Уголовный кодекс чести, простые понты или какие-то другие, скрытые мотивы стали причиной нынешних бед мультимиллионера, мы можем только догадываться. Поговорка «На нет и суда нет» не сработала. Пока получается с точностью до наоборот.
Как блатной элемент, презирающий явку с повинной.



