Воронежская неделя с Александром Пироговым: когда срока огромные брели в этапы длинные

© Фото - "Коммерсант"
15 февраля заместитель председателя городской думы, руководитель областного центра кадастровой оценки, член президиума регионального исполкома «Единой России» Алексей Пинигин был задержан по подозрению в особо крупном мошенничестве с ущербом 9,2 млн рублей. Пинигин должен был заменить в должности первого заместителя председателя гордумы Александра Провоторова, подсудимого по делу о крупном мошенничестве с ущербом 1 млн рублей. Совет думы, который должен планировал обсудить этот вопрос 16 февраля, перенесен на неопределенный срок. Обсуждать не с кем – в думе не осталось ни одного заместителя председателя. Председатель гордумы Владимир Ходырев – человек немолодой, имеющий хронические заболевания. Год назад его избирали спикером по видеосвязи. Сам Владимир Федорович в это время находился на лечении в Германии. Зато моральную поддержку для избрания спикера оказал губернатор Александр Гусев, лично посетивший гордуму. Но затем с гордумой что-то пошло не так. Сначала за мошенничество с землей под бывшим дворцом культуры был задержан депутат Сергей Кудрявцев, а затем посыпались зампреды Провоторов с Пинигиным. Во всех случаях уголовные дела возбуждались на оперативных материалах местного УФСБ. Три из тридцати шести депутатов – это почти децимация, но чтобы лишить городское собрание кворума, надо поймать еще как минимум восьмерых. И в кулуарах думы уже обсуждают – кто следующий. Обижаются на чекистов, что они сосредоточились на представителях партии власти.
Эпизод, который вменяют Пинигину, датирован 2018 годом и связан со сдачей недоделанного объекта в Грибановском районе. Алексей Юрьевич пообещал директору компании «КМ-строй» Матвееву решить вопрос с приемкой здания школы за девятимиллионный «магарыч». Из пресс-релиза управления СКР по Воронежской области следует, что свои обязательства перед Андреем Матвеевым Пинигин не выполнил, а «деньгами распорядился по собственному усмотрению». Но школу-то приняли, несмотря на недоделки. Может быть, вице-спикер брал деньги не под себя, а под кого-то. Это еще предстоит выяснить следствию. Воронежские телеграм-каналы сразу же стали делать намеки в адрес бывшего руководителя департамента строительства Воронежской области Олега Гречишникова. Именно он по должности должен был принимать злополучную школу. Или кто-то из его замов. Гречишников уволился вскоре после приемки – против него было возбуждено дело по злоупотреблению полномочиями по другому эпизоду. Гречишников по телефону регулировал состав участников конкурса на строительство пристройки к детскому саду и отделался условным приговором.
Название «КМ-строй» образовано по первым буквам совладельцев – Катюшкин и Матвеев. Евгений Катюшкин - это самый крупный в Воронежской области автодилер, представляющий с десяток самых популярных брендов. Он непосредственно стройкой не занимается, а только инвестирует. Управляет бизнесом Матвеев. Доуправлялись оба. И Катюшкин, и Матвеев – тоже обвиняемые. Катюшкин по неуплате налогов и незаконному возмещению НДС в автобизнесе. Его дело уже ушло в суд. Матвеев – по особо крупному мошенничеству на этой самой грибановской школе. И, кстати, это не первая судимость бизнесмена. Мошенничество Матвеева, к которому другим боком оказался причастен и Пинигин, не было безобидным – негорючие материалы были заменены на более дешевые горючие. То есть в перспективе это могло обернуться и серьезной трагедией. Но очевидно, что уголовным делами только в отношении Матвеева и Пинигина эта приемка школы не закончится. Приемщиков, тех, кто подписывал левые акты, в конце концов, установят. Несложно будет выяснить и то, кто им давал указания ставить преступный автограф. Ясно, что это не Пинигин. Полномочия вице-спикера Воронежа на Грибановку не распространяются, а в центре кадастра Алексей Юрьевич тогда еще не работал.
Квалификация, которая в настоящий момент вменяется Пинигину, может оказаться не окончательной. Как, впрочем, и у Матвеева. Зависит от показаний участников. Мошенничество – это только в случае, если все деньги вице-спикер присвоил себе. А в случае, если часть денег ушла тому должностному лицу, в чьи полномочия входила приемка школы, то это уже дача взятки и посредничество в даче взятки. Это более серьезный состав. Но заявителей по нему «милуют». Но только, если имело место вымогательство взятки или если человек сам сообщил правоохранителям о факте дачи взятки. В этом случае он освобождается от уголовной ответственности. Совершенно очевидно, что Пинигина сдал именно Матвеев. Но пока нет конечного получателя денег, оба будут числиться в мошенниках, с перспективой получить реальные сроки. Сумма «магарыча» и возможные пожарные последствия – это серьезные отягчающие обстоятельства. Это уже не полушутливый звоночек знакомому застройщику с просьбой пропустить один конкурс, чтобы победить в другом.
Мера пресечения Пинигину будет избираться в ближайшие часы. По тому, отпустят ли Алексея Юрьевича домой или отправят в СИЗО, мы можем гадать, продолжатся ли громкие посадки или будет пауза. Пока статья писалась – дали домашний арест. Притом, что фигуранту грозит реальный срок, это явный компромисс со следствием. Теперь будем ждать, к чему он приведет.
Посадки в гордуме привели к тому, что кандидатов на два места вице-спикеров просто нет. Должности, кстати, хоть и важные, но неоплачиваемые. По регламенту кандидатов в свои заместители предлагает председатель думы. Единороссы Провоторов и Пинигин были его приближенными. При этом очень разными по характеру и стилю работы. Провоторов пытался быть серым кардиналом, а Пинигин играл роль рубахи парня, который умеет наводить мосты со всеми. Ну, вот и донаводился.
Городской парламент разделен на две примерно равные группы. Причем, разделен, как минимум, дважды. Во-первых, на колиуховцев, сторонников экс-мэра и экс-спикера Сергея Колиуха, и ходыревцев, сторонников нынешнего спикера. Вражды как таковой между ними нет, но «песочница» у каждого своя. Колиуху прочили кресло вице-спикера еще год назад, но завернули все буквально в последнюю минуту. Вопрос «о Колиухе» был снят за десять минут до начала сессии, а на следующей избрали Пинигина. А потом «хлопнули» ближайшего приятеля Колиуха депутата Кудрявцева и «вопрос о Колиухе» отпал сам собой.
Принято считать, что одного из главных местных тяжеловесов Колиуха на дух не переваривает экс-губернатор Алексей Гордеев, который строил свой имдж на борьбе с «политическими карликами». Самым крупным «карликом» был как раз Колиух. Оказалось, что свой авторитет у депутатов бывший мэр спрятать никуда не может. Его кабинет давно и прочно превратился в альтернативный штаб, где то ли готовят заговоры (это вряд ли) или бойцы вспоминают минувшие дни (это ближе к истине). Если к Ходыреву заходят исключительно за шкурным интересом, то к Колиуху из дружеских побуждений. Но на фоне ареста Пинигина Сергей Михайлович взял превентивный самоотвод – ушел на больничный, и оттуда просит даже не обсуждать его кандидатуру. Слишком уж расстрельными оказались кресла вице-спикеров в этом созыве.
Третьим после Ходырева и Колиуха по политическому весу является ректор академии спорта и коммунальный лоббист Александр Сысоев, заседающий (с перерывом) в гордуме почти двадцать лет. Сысоева регулярно сватают в вице-спикеры, а то и выше. Но поставивший себе цель провести в Воронеже Универсиаду, депутат из ректоров уходить не намерен. Может согласиться принять должность, но на своих условиях. Да и хватит ли у него времени заниматься всем-всем-всем – большой вопрос. От лишней регалии «Баскетболист», как зовут его в политических кругах, он и вправду мастер спорта по баскетболу, не откажется. Тем более, с прицелом стать главой парламента в следующем созыве. Но до этого еще больше трех лет.
Кроме разделения на колиуховцев и ходыревцев, в гордуме явное разделение на новичков и ветеранов. Их тоже примерно пятьдесят на пятьдесят. Предводителем новичков является лидер фракции «Единой России», политтехнолог Роман Жогов. Но его на дух не переваривает Ходырев и сделает все, чтобы Роман Владимирович в замы к нему не попал. Жогов в замах – это «наследник». И «наследник» нежеланный. Жогов же в кресло рвется. Его пытались протащить год назад, теперь вторая попытка. И, кто знает, чем она закончится. Любопытно, что именно Жогов и Пинигин год назад были соперниками за лидерство во фракции. Сначала депутаты-единороссы тайным голосовнием поддержали Пинигина (и разошлись по домам), а спустя несколько часов узнали, что они «проголосовали» за Жогова. Теперь эту историю, которая не добавляет новому партийному лидеру авторитета, припоминают в кулуарах.
Еще одна линия противостояния в гордуме - строители и не-строители. Строителей очень много, единороссы- строители, коммунисты-строители, справедливороссы-строители, оба, единственный жириновец – и тот строитель. Жогов представляет интересы противоборствующей строителям группы, был закоперщиком в борьбе с принятием Генплана Воронежа прошлой зимой. Но при этом сам (формально его отец-пенсионер) активно участвует в скупке перспективных участков земли из нераспределенного фонда. То есть тоже участвует в бизнес-процессах. К тому же Жогова связывает близкая дружба с самым крупным (и молодым) застройщиком Воронежа Сергеем Гончаровым, «Развитие». Можно предположить, что Жогова, пытающегося позиционировать себя как чистого политика, двигают вперед молодые строительные силы, которых засилие старого строительного клана не очень-то устраивает.
В результате задержания Пинигина, к слову, бывшего топ-менеджера нескольких крупных строительных компаний, городская дума, которая раньше напоминала клубок мирно сосуществующих змей, пришла в движение. Все будут поедать всех. Или хотя бы кусать.
Текст: Александр Пирогов