Алюминиевая каша. Совладельцы завода «АВА-Трейд» поссорились из-за вечеринки

icon 16/08/2023
icon 08:43
Главная новость
Алюминиевая каша. Совладельцы завода «АВА-Трейд» поссорились из-за вечеринки

Автор: Социальные сети Юлии Буряк

Социальные сети Юлии Буряк

В начале этой истории было слово. Одно слово потянуло, может быть, на миллиарды рублей. Оно прозвучало в 2021 году в заказном стихотворении, сочиненном комиком Семеном Слепаковым (иноагент) в честь тридцатилетнего юбилея Юлии Буряк на ставшей потом знаменитой турецкой вечеринке. И было это слово: «Хорошо, что Солодова нет».

54-летнего Сергея Солодова, партнера хозяина вечеринки и мужа Юлии 40-летнего Леонида Арапова, действительно не было, хотя его должны были бы пригласить первым. Кто знает, может, и приглашали, а он не смог. А, может, и не приглашали, но песенки-то зачем петь. А дальше заварилась такая каша! События понеслись, как снежный ком, увеличиваясь от собственного движения и увлекая в пропасть все, что попадется на пути.

До этого слова Леонид Геннадьевич был «алюминиевым королем», генеральным директором и владельцем 50% крупнейшего алюминиевого воронежского завода «АВА-Трейд» с выручкой 6,5 млрд рублей.  

После того, как слово-не-воробей выпорхнуло и еще и залетело в «Инстаграм» (запрещен в РФ за экстремизм) Юлии, ее муж стал обвиняемым по уголовному делу с вменяемым ущербом в 250 млн рублей, посаженым под домашний арест, и банкротом, чье имущество сейчас распродается. Ко всем бедам Леонида Арапова 16 июня скоропостижно умер его отец Геннадий Иванович, который и построил завод. Отцу было 74 года. Сына на похороны не отпустили.

Про проблемы с законом Леонида Геннадьевича можно, конечно, сказать: «Все к этому давно шло». До нынешнего уголовного дела Леонид Геннадьевич уже дважды, в 2019 и 2021 годах, ходил под уголовным делом по статье 199 УК РФ «Уклонение от уплаты налогов», но оба раза налоговая недоимка гасилась, и дело закрывалось без приговора. Еще раз, в 2021 году, Арапов был фигурантом уголовного дела в качестве заявителя. Он через посредника передал 8 миллионов рублей воронежским налоговикам - заместителю начальника воронежской межрайонной инспекции №1 Андрею Водолазкину и его подчиненному Максиму Меркелову за отложение на один квартал налоговой проверки возглавляемого им в тот момент предприятия «АВА-трейд». В действиях Арапова в этом случае Верховный суд усматривает состав преступления – покушение на дачу особо крупной взятки, но как заявитель он освобождается от уголовной ответственности. Водолазкин и Меркелов, которым состав преступления в дальнейшем переквалифицировали на мошенничество, в мае получили по три года общего режима. Плюс с начала 2023 года воронежской полицией расследуется хищение принадлежащего «Русалу» алюминия с промышленной площадки завода «АВА-трейд». Воронежские СМИ писали, что ущерб может достигать одного миллиарда рублей. Впрочем, в этом деле пока ничего не известно ни об обвиняемых, ни о потерпевших.

Таганский суд, рассматривавший ходатайства о домашнем аресте Арапова, засекретил материалы нынешнего уголовного дела, что, само по себе, довольно необычно. Ведь в изготовлении алюминиевого профиля, кажется, нет никакой государственной тайны. Но позволим себе предположить, что причина такой секретности связана с теми огромными деньгами, которые фигурируют в деле. В общем, суть предъявляемых Леониду Арапову обвинений, как и размер предполагаемого ущерба, описывать и оценивать можно лишь приблизительно. Официальная информация от суда или от управления внутренних дел по Центральному административному округу ГУ МВД России по Москве, которое расследует данное дело, отсутствует. Вину Арапов не признает. Кстати, на фоне непризнания вины, тяжести предъявленного обвинения и начальной стадии расследования такая мера пресечения, как домашний арест, является сравнительно мягкой. Теоретически можно предположить, что, несмотря на непризнание вины, Леонид Геннадьевич сотрудничает со следствием, то есть дает показания.

 

***

Алюминиевый завод «АВА-трейд», который и стал причиной всех удач и бед Леонида Арапова, строил его отец Геннадий Иванович. Завод должен был выпускать алюминиевый профиль из слитков. В 2011 году на территории бывшего коровника в селе Ендовище на кредит в 500 млн рублей от банка «Авангард» была построена первая очередь алюминиевого завода, включавшая плавильно-литейный цех, три прессовочные и одну покрасочную линии. Первоначальные вложения составили 1,1 млрд рублей. Число работников – 320 человек. Судя по всему, на строительство первой очереди ушло около трех лет: ООО «АВА-трейд» было учреждено еще в 2008 году. Леонид Геннадьевич Арапов стал его единственным владельцем.

Надо пару слов сказать об отце. ЗАО «Компания «АВА» возникла еще в 1994 году. Сооснователем вместе с Геннадием Араповым был знаменитый воронежский бизнесмен Борис Нестеров, владелец ГК «Мегион», ТЦ «Максимир», завода «Орбита», председатель правления гражданского собрания «Лидер», в просторечии – профсоюза миллиардеров. Нестеров с 1994 по 1998 год был президентом «Компании «АВА». Затем бизнес-пути Нестерова и Геннадия Арапова разошлись, но они сохранили дружеские отношения, и потом долгие годы, до апреля 2023-го, Нестеров оставался совладельцем «Компании «АВА» с символической долей 0,13%. Арапов-старший в качестве председателя совета директоров в 2013 году принимал на площадке алюминиевого завода губернатора Гордеева.

Первоначально Геннадий Арапов занимался проектированием и строительством, а также производством пластиковых окон. Были мебельное, торговое и аграрное направления – соответственно «АВА-Мебель», «АВА-Стройарсенал» и «АВА-Инвест». Также Геннадий Иванович участвовал в крупном растениеводческом проекте «РАВ Агро» на юге области. В бизнес-проектах ему активно помогали трое сыновей - Леонид, Петр и Алексей. Алексей умер в 2015 году, а Петр вышел из семейного бизнеса еще раньше.

Передав бразды правления сыну, Геннадий Иванович отошел немного в сторону. Единственное юридическое лицо, которое он возглавлял последние годы – садоводческое товарищество «АВА-Инвест». Его участниками являются многочисленные родственники Араповых, несколько поколений большой семьи.

Несмотря на помпезное открытие в присутствии губернатора первой очереди алюминиевого завода в 2013 году, предприятие остро нуждалось в деньгах. Вариантов было два - очередной кредит или соинвестор. Отец и сын Араповы выбрали второй вариант.

С Сергеем Солодовым, героем обидного куплета, познакомился именно Леонид. Отношения между новыми партнерами были доверительными. Вряд ли, панибратскими. Сергея Евгеньевича характеризуют как спокойного, но довольно закрытого в общении человека. Интересно, что и у Солодова важную роль в становлении бизнеса играл отец - Евгений Иванович, в прошлом владелец федеральной сети аптек А5.

Оба - и Леонид, и Сергей - являются прекрасными аналитиками бизнеса. Вероятно, на этом и сошлись. Но Леонид Геннадьевич - человек импульсивный, иногда на язык не сдержанный, особенно в общении с журналистами. Об этом чуть ниже.

В 2014 году сторона Солодовых в качестве равноправного партнера с 50% долей в алюминиевый бизнес Араповых. Отец Евгений Солодов купил 50% «АВА-трейда». В 2016 году к «А» - аптека добавили букву «Л», получилось новое головное юрлицо - «АЛ5», в котором по 45,45% принадлежало младшему Арапову через «АЛ5 Холдинг». Еще одно вновь зарегистрированное юрлицо «АЛ5 Инвест» стало подконтрольно Солодову. Долю семьи Солодовых разделили между детьми. Совладельцами завода стали сын Евгения Солодова Сергей и дочь Анна Лазарева. Кроме того, Леониду Арапову, как физлицу, принадлежит 4,55% головного предприятия «АЛ5». Таким образом, Леонид Арапов и сторона Солодовых контролировали ровно по 50% предприятия. И в свете дальнейших претензий к Арапову в хищениях, надо понимать, что он «похищал» у самого себя. То есть на половину у самого себя. Де-факто главным со стороны Солодовых был Сергей Евгеньевич. Он и привел на воронежский завод новую управленческую команду, с которой и был связан дальнейший стремительный взлет совместного алюминиевого бизнеса.

Изначально в 2016 году стороны договорились и зафиксировали в уставных документах, что генеральный директор будет назначаться строго на два года, но с возможностью повторного назначения еще на два года. Первые два года гендиректором «АЛ5» был Сергей Солодов, затем два срока, с 2018 по 2022 рулил Леонид Арапов. Все обвинения в хищениях относятся именно к этому периоду. Нарулил, в общем. В апреле 2022 года в кресле генерального директора «АЛ5» Леонида Арапова снова сменил Сергей  Солодов.

К этому моменту «АЛ5», кроме основной семилукской промплощадки, построил еще две – в Подмосковье и в Ростовской области. Вообще, вхождение в бизнес Араповых не было единственным алюминиевым проектом Солодовых. Было еще два юрлица «Аэро Алюминий» и «Энерго Алюминий», зарегистрированные как раз в Ростовской области. Это к тому, что равного веса у партнеров не было.

В первый год совместного воронежского бизнеса оборот предприятия, которое теперь называлось «АЛ5», составлял 1,3 млрд рублей. В 2016 году была сдана вторая очередь алюминиевого завода с инвестициями в 750 миллионов. Деньги пришли от Солодовых. Именно после ввода второй очереди предприятие резко скакнуло вверх: объем выпускаемой продукции, алюминиевого профиля, составил 24 тысячи тонн.

Именно благодаря управленческой команде Солодова, «АЛ5» стал одним из крупнейших производителей профиля в стране с оборотом от 6 до 9 миллиардов рублей в год. Предприятие заработало серьезную репутацию на рынке и показывало умопомрачительную динамику развития. Но налоги платить патологически не хотело.  Уточним, что это высказывание относится к периоду, когда холдинг возглавлял Леонид Арапов. За последний отчетный 2022 год, когда «АЛ5» снова возглавил Солодов, прибыль резко увеличилась и составила приличную сумму – 115 миллионов. При выручке 8,5 миллиардов. Вполне возможно, что Сергей Евгеньевич просто не знал о комбинациях с налогами, которые проворачивал его партнер. Но есть один нюанс: в 2020 году истекли первые два года директорства на «АЛ5» Леонида Арапова, но вопреки первоначальным договоренностям он остался директорствовать на второй срок. Значит, партнера все устраивало. Но ведь первая уголовка у Арапова по неуплате налогов была уже в 2019 году. Неужели Солодов и о ней не знал?

Ну где ты взял такую принцессу?

Все изменилось, когда Леонид женился на Юлии Буряк. «Алюминиевый король», для которого это был второй брак, стал зятем «короля БАДов». Жизнь Дмитрия Буряка, бывшего московского таксиста из 3-го таксопарка, схлопотавшего судимость еще во времена СССР, сама по себе триллер. Там и участие в алюминиевых темах девяностых, и сетевой маркетинг на БАДах, и переезды с бизнесом из России на Украину, и полмиллиона долларов, пропавшие при закупках бронежилетов для ВСУ. «Лайф» оценивает состояние Буряка в сотни миллионов долларов. И летом 2021 года у любимой дочки и жены приближался 30-летний юбилей. Хочешь не хочешь, а планку Леониду надо было держать. И, конечно, припевать лучше хором.

Бизнес-джетов было восемь. В них Шнур, Лепс, Собчак, Верник, иноагент Слепаков, иноагенты из Би-2. Оплачивал сладкую жизнь не папа, а муж. Потом в телеграм-каналах долго спорили во что, хоть примерно, обошлось трехдневное празднование юбилея Юлии. Разброс цифр в рублях был от 80 млн до 200 млн. Но для богатой московской тусовки Леня так и остался чужаком: «Муж Юли бизнесмен Леонид Арапов». Иноагент Слепаков, сочинявший за немалый гонорар пошлейшую песенку про Юлю и Леню, так и не смог толком сформулировать, чем же этот Леня зарабатывает.

А еще Юля очень активно вела свой блог в ныне запрещенном «Инстаграме». И безумно дорогое празднование было выложено и самой Юлией, и ее статусными гостями в многочисленных ракурсах. С той самой фразой: «Хорошо, что Солодова нет». Все бы, может, и сошло с рук, но это было очень и очень не своевременно. В это время Леонид Арапов плотно увяз одновременно в двух уголовных историях. Своей - по неуплате налогов и «чужой» – по восьмимиллионной взятке, которую он дал налоговику Водолазкину.

Налоговые преступления по ст. 199 УК РФ отличаются тем, что по ним можно «откупиться». Заплатил недоимку со всеми штрафами и пенями – и гуляй! Дело закрывают. Первый раз Леонид Арапов попался на неуплате налогов еще в 2019 году. Сумма была скромная – 20 миллионов рублей. Возместил полностью, дело закрыли. А вот весной 2021 года сумма была значительно больше. В телеграмах писали, что около 200 млн. Потом журналисты даже нашли косвенное подтверждение в пресс-релизе следкома, который отчитался о возмещении ущерба бюджету в 222 миллиона рублей с четырех уголовных дел, в том числе и «АВА-трейда».  

Вообще-то считается, что налоговое преступление прощают только один раз. Но примечание к статье 199 УК РФ гласит, что закрытие дела ввиду полного возмещения ущерба распространяется на ранее не судимых. И в этом лазейка: попался один раз, возместил, и ты считаешься не судимым. Можешь начинать играть с государством в кошки-мышки по новой. Так Арапову удалось отскочить дважды. Именно во время второго «отскока» Арапов сдал Водолазкина вместе с переносчиком мзды Меркеловым. Почему это случилось? Может быть, действительно налоговики обманули Арапова, взяв деньги, но не сумев отодвинуть на квартал опасную проверку, которая, кстати, была жесткой и с большими доначислениями. Стали ли материалы именно этой проверки основанием для возбуждения второго налогового дела в отношении Арапова? Мы не можем утверждать, но предполагать вправе. С обиды ли или по настоятельной «просьбе» УФСБ Леонид Арапов сдал налоговиков.  

В общем, Леонид Геннадьевич проснулся знаменитым не после вечеринки, а именно после того, как фээсбешники взяли Водолазкина. Вот тогда-то громкую (для московской тусы) вечернику и связали с не менее громким (но уже для Воронежа) уголовным делом. Был с десяток публикаций в воронежских СМИ. Быстро раскопали обе истории по неуплате налогов.

И все бы ничего, может быть, и рассосалось бы. Но тут до Леонида Геннадьевича дозвонилась журналистка «Абирега» Инна Гресева. И вышел громкий скандал. Арапов заявил журналистке, записывавшей его на диктофон: «Единственное, что я готов обсуждать с вами, - это секс. В следующий раз, когда «Абирег» захочет поговорить с уважаемыми людьми, научитесь отчество выговаривать. У нас разный возраст и статус. Привет руководителю», - сказал 38-летний Арапов. А на вопрос журналистки об уголовном деле по неуплате налогов Леонид Геннадьевич ответил совсем уж неадекватно: «Будете пользоваться подобной информацией, я сделаю так, что ваше агентство закроют. Тогда будет не 200 млн рублей уголовного дела, а 200 млн рублей взяток, чтобы вас не было. Будете разнюхивать что-то, у вас будут неприятности. У вас не может быть этой информации, тем более, об уголовных делах. Я подтверждаю только одно, что комментариев я не даю. Если что-то обо мне выйдет… Если уж хотите что-то написать, то напишите, что не дозвонились. Но когда будете писать, имейте в виду, что за вас возьмутся адвокаты». Опрометчивые заявления Арапова не испугали журналистку. Текст вышел, и теперь хамоватый Арапов для всей воронежской прессы стал антигероем.

Если бы не этот монолог алюминиевого короля, отношение к Арапову, наверное, могло быть чуть лучше. Ведь на самом деле мы не знаем всей внутренней кухни взаимоотношений между Солодовым и Араповым. В любом случае, есть мощный корпоративный конфликт. А что стало причиной, а что следствием – теперь не важно. Собак вешать есть на кого.

Бесценный подарок папе

Когда начался внутренний конфликт между акционерами, мы не знаем, но мы можем более-менее четко понять, когда конфликт перерос в юридически оформленные претензии «АЛ5» к его бывшему гендиректору Арапову.

С апреля 2022 года, то есть с того момента, как холдинг «АЛ5» (и одновременно ООО «АВА-трейд», стопроцентным собственником которого является ООО «АЛ5») снова возглавил Сергей Солодов, против Леонида Агапова его же собственной (де-факто наполовину) компанией «АВА-трейд» было подано полтора десятка исков на возмещение убытков. Сумма претензий нарастала как снежный ком: 16 млн, 195 млн, 362 млн, 500 млн. Почти все претензии предприятия к своему бывшему генеральному директору основываются на неправомерном расходовании средств предприятия на личные нужды. Вся роскошная жизнь Лёни была оформлена как служебная командировка. Часть судов Леонид Арапов успел благополучно проиграть. Но не все – в нескольких случаях истцы не сумели доказать, что бизнес-джетами Арапов пользовался неправомерно. Главный иск на 362 миллиона рублей еще не рассмотрен. Кстати, видимо, одним из приятелей Арапова был зять известного воронежского строителя и депутата облдумы Александра Цыбаня Вадим Загарин. В одном из решений суда есть список бронирований авиперелетов. «АВА-трейд» платил за Загарина. Теперь эти деньги придется возвращать Арапову.

Арапов не сидел, не ждал сложа руки. Во-первых, 11 октября 2022 года он попытался подарить свою долю в «АЛ5 Холдинг» папе – Геннадию Ивановичу. Суд, по требованию «АВА-трейда», быстро признал сделку ничтожной. Именно из-за непогашенных долгов по уже проигранным искам. Внезапно оказалось, что никакого имущества, кроме этой 100% доли в «АЛ5 Холдинг» (=45% «АЛ5»), у Леонида Геннадьевича нет. И на долю эту сторона Солодовых успела наложить арест еще 29 сентября. Вообще, сопоставление дат исков и попыток от них увернуться, сильно напоминают игру: «Поймай меня, если сможешь».

Следующей попыткой увернуться стало более чем странное объявление Леонида Арапова банкротом. В феврале 2023 года банк «Авангард» подал банкротный иск на 2,5 миллиона рублей к Арапову за какое-то не такое обслуживание счета. К человеку на 50% контролирующему холдинг с годовым оборотом 6-9 миллиардов. 2,5 миллиона – это стоимость полета одного бизнес-джета до Турции. Просто издевательство над здравым смыслом. Воронежский арбитраж в марте моментально удовлетворяет заявление о банкротстве и вводит реструктуризацию долгов Арапова. То есть единственного заявленного долга в 2,5 млн. Сюр какой-то. Но теперь согласно закону все новые иски к Арапову будут оставлены без рассмотрения. Их придется подавать только в рамках процедуры банкротства. Банк тут же уступил свои права требования некоему ИП Фальковскому. Казалось, что этот раунд остался за Араповым.

Но превосходство оказалось мнимым и очень недолгим. Как мы написали в самом начале, московская полиция возбудила в отношении Арапова уголовное дело по особо крупному мошенничеству и добилась помещения «алюминиевого короля» под домашний арест.

Агентство «Абирег», в котором работает обиженная журналистка, уже озвучило предполагаемую сумму вменяемого Арапову ущерба, нанесенного «АВА-трейду» – якобы 250 миллионов рублей. 200 миллионов – деньги, неправомерно списанные на хознужды, еще 50 млн – какой-то договор займа. Свои источники осведомленности СМИ не указывает.

250 миллионов хищений, если они будут доказаны в суде, неизбежно повлекут суровое наказание. Но в этой истории еще ничего не ясно. 10 августа воронежский арбитраж признал Леонида Арапова банкротом и ввел процедуру распродажи имущества Арапова. И надо полагать, это победа стороны Солодовых: управляемого «вечного» банкротства не случилось.

Не будем гадать, что будет со свободой и имуществом Леонида Арапова. Но вот с роковой женщиной Юлией Буряк, чей «Инстаграм» довел его до цугундера, бывший «алюминиевый король» развелся. Возможно, это лишь попытка сохранить имущество - оба супруга были людьми богатыми. И только одно в этой истории можно предсказать с точностью: назад на завод "любитель секса по телефону" с журналистками уже не вернется. Алюминиевый корабль уплыл навсегда.  

 Металл не принесет плода, игра не стоит свеч, а результат – труда, но я сажаю алюминиевые огурцы, а-а.

 Автор: Александр Пирогов, публикация издания "Бизнес журнал"