Ректор ВГТУ Дмитрий Проскурин: искусственный интеллект, беспилотники, студенты после СВО и тенденции образования

Ректор ВГТУ рассказал о тенденциях в современном образовании

icon 29/08/2023
icon 06:00
Главная новость
Ректор ВГТУ Дмитрий Проскурин: искусственный интеллект, беспилотники, студенты после СВО и тенденции образования

Автор: Пресс-служба ВГТУ

Пресс-служба ВГТУ

Ректор Воронежского государственного технического университета Дмитрий Проскурин в преддверии начала нового учебного года рассказал о сегодняшних первокурсниках - вчерашних бойцах СВО, создании гуманитарного совета, сравнил потенциальные мощности искусственного интеллекта и человеческого мозга, обозначил тенденции обучения в ВГТУ и вспомнил (не вспомнил) любимого преподавателя. 

Расскажите, что чувствует ректор вуза, когда приближается 1 сентября? Как изменилось восприятие Дня знаний после того, как закончилось собственное обучение и вы стали управлять обучением других людей.

Настроение оптимистичное. Доволен уровнем подготовки ребят, тем, что есть спрос на инженерные специальности. Они идут к нам осознанно, и это накладывает на нас определённый уровень ответственности. Мы должны по-настоящему хорошо работать с ними за время, которое они будут находиться в наших стенах. Ответственность это большая: студенты - будущее нашей страны. И мы понимаем, что должны вкладывать не только профессиональные знания, но и идеологию. Любовь к родине. Это сейчас ещё стало более отчётливо представляться.

В этом году будет больше воспитательной работы?

У нас есть много новых проектов. Уверены, что они будут эффективны и покажут результат. При этом мы четко понимаем федеральную повестку, используем инструменты, которые нам даёт Министерство науки и высшего образования РФ, а также ряд других структур. «Россия — страна возможностей», «Сильные идеи для нового времени», много институтов развития, в том числе Агентство стратегических инициатив. Все то, что проходит под патронажем Сергея Владиленовича Кириенко, а оно, в общем-то, и показывает свою эффективность.

Мы и сами тоже внутреннюю молодёжную политику достаточно активно меняем. Как пример - вовлечение как можно большего числа ребят в медиапространство. У нас достаточно прилично растут подписчики в telegram-канале университета (прим.ред. - более 2,5 тыс. подписчиков). А будет еще больше к концу учебного года. Мы постоянно ищем новые форматы взаимодействия. Создали гуманитарный совет, который как раз занимается подготовкой того, что потом через различные площадки транслируются молодёжи: через институт кураторства, семинары, форумы… Мы стараемся приглашать для общения как можно больше гостей с красивым прошлым, заслугами, которые уважаются молодыми людьми.

Кто входит в гуманитарный совет?

Преподаватели и сотрудники Управления молодёжной политики.

Фото из приемной ректора ВГТУ, "Воронежские новости"

Сколько в этом году принято детей участников СВО или вчерашних бойцов?

Около 100 человек. Это и дети, и непосредственные участники спецоперации - они тоже активно очень идут. В основном, конечно, на заочное отделение. Мы им, конечно же, даём зеленый свет. 

В этом году документы подавали более 27 000 абитуриентов, около половины из них — онлайн через Госуслуги. Насколько удобна и эффективна оказалась электронная система в работе?

Я считаю, что для абитуриентов это очень хорошая технология. Не приходя ни в один из вузов, можно подать документы дистанционно. При этом Министерство науки и высшего образования тщательно отслеживает, чтобы вузы поддерживали актуальные статусы электронных заявлений в конкурсных списках и гарантирует, что заявление имеет те же права. В случае, если есть ошибки при загрузке документов на Госуслугах со стороны абитуриентов, мы созванивались, в интерактивном режиме помогали переделать.

Были ли сложности при организации этой работы в вузе?

Издержки, конечно, есть. Нужно понимать, что это технология непростая. С одной стороны, казалось бы: все должно стать проще, но, тем не менее, синхронизация информации требует затрат - как человеческих, так и временных. Приёмная комиссия была сформирована именно под новую технологию. Но она, в общем-то, не совсем новая: мы в 2022 году уже работали с ней, просто было меньше заявлений. Я думаю, что в следующем году будет ещё проще.

Если говорить о каких-то тенденциях в плане направления обучения, что сейчас выбирают студенты?

Последние пять лет в моде IT, искусственный интеллект. При этом, надо сказать, и строительные специальности очень востребованы. Нефтегазовое дело, самолётостроение... У нас настоящий политехнический вуз, где широко представлены и строительные, и технические направления. Есть менее и более востребованные специальности на рынке образовательных услуг, но точно то, что к инженерным специальностям просыпается спрос. Благодаря политике, которую сейчас ведёт государство по импортозамещению, по прорывным технологиям.

Технологии развиваются стремительно. В условном вчера написанная для преподавателей методичка завтра уже может устареть морально. Как вуз с этим борется? Как актуализирует программу и следит за актуальностью знаний?

Во-первых, минимум раз в три года нужно все обновлять - это важно, и мы это понимаем. Но мы не ждём окончания трех лет: как только выходит что-то новое, стараемся использовать. Дисциплины достаточно гибко построены по модульному принципу. Преподаватели могут всегда внести определённые изменения или встроить нового преподавателя в учебный процесс. Человека, который более компетентен в новом знании, в том числе производственник. Мы это сейчас активно используем. У нас около 20% коллег с производства на разных специальностях. Они трудоустраиваются и активно взаимодействуют со студентами.

Не все люди умеют обучать других. Когда вы приглашаете практика преподавать, как-то подготавливаете?

Есть институт наставничества. Важно не только показывать на личном примере, как работать, но и методически верно излагать материал. Кафедра помогает в подготовке и проверяет готовность преподавателя.

И ведь встречаются действительно крутые преподаватели, которые рассказывают так, что без книг понятно все и сразу. У меня самого было несколько таких. По химии, например. Имя забывается, а человек навсегда остался в памяти. Знаете, я ведь никогда химию до этого не любил. В техникуме нам ее толком не преподавали. А когда в вузе начали работать, в итоге пятерку за экзамен получил. Потом на работу даже звала на кафедру. Это ведь особые люди, которые действительно дорожили своей профессией и жили ей. Думаю о них, и считаю, что сам плохо лекции читаю. Не успеваю готовиться.

В Новосибирске прошел всероссийский интенсив «Архипелаг 2023». Доклад одного из профессоров ВГТУ стал лучшим в группе «Подготовка разработчиков БАС». Расскажите, как идёт работа со студентами в области беспилотных авиационных систем.

У нас в вузе присутствует практически вся линейка специальностей для того, чтобы конструировать, разрабатывать, управлять БПЛА, их эксплуатировать. Есть серьезная научно исследовательская часть и лаборатории, где создается оборудование. Активно используем базы индустриальных партнёров, они нам с удовольствием площадки представляют. Мы чётко понимаем, что в ближайшие пять или десять лет в этом направлении будем делать, и у нас достаточно большие амбиции.

После «Архипелаг 2023» стало известно, что Воронежская область подала заявку на создание научно-производственного центра БПЛА. Этот центр планируется на базе вашего вуза?

Производственный центр - региональный проект, отдельная организационная структура под патронажем правительства. Мы одни из активных игроков, как сейчас принято говорить, авторов этого процесса в регионе. В Новосибирск ездили восемь человек от ВГТУ, двое из них были в команде администрации области, занимающейся вопросами создания НПЦ.

Сейчас во всем мире обсуждают ChatGPT. Как вы относитесь к написанию искусственным интеллектом дипломных работ? Делается ли что-то, чтобы помочь преподавателям распознавать тексты бота и других подобных программ?

Настоящий преподаватель сразу все это поймёт, даже если не будет читать. Он по глазам студента поймёт. У человека есть что-то в голове или ему работу кто-то написал. У нас же несколько предзащит. Если студент ничего не знает, он ни на один вопрос не ответит.

Да и сам ИИ, знаете, слабоват пока. Как говорил Марк Твен: «Слухи о моей смерти сильно преувеличены»? Если трактовать в сторону смерти человечества от ИИ, то эти машины пока слабоваты. Да и человек одумается. Зачем нам мозг дан, чтобы кто-то за нас думал? Нет.

Но разве на протяжении развития человечества мозг всегда не выбирает, как проще? Собственно, развитие технологий как раз поэтому так активно идёт: мозг ищет самые легкие пути, чтобы меньше работать.

Человеческий мозг — меньше полутора килограмм, но энергию потребляет как ракетный двигатель, когда начинает думать и решать непростые задачи. И он это не очень любит. Сопротивляется. И очень много сил поглощает. Замечали, что высокоинтеллектуальные люди бывают худыми? Из-за этого как раз, не только из-за понимания, что надо заниматься физическими нагрузками.

Возвращаясь к теме ИИ: люди ведь научились использовать машины вместо отсутствующих рук и ног. С ИИ тоже наступит понимание, как найти равновесие. Он будет помогать, как технологическая машина, которая поднимает кирпичи на стройке. Под управлением человека.

Фото "Воронежские новости"

От того, как будут учиться студенты, будет зависеть не только их судьба, но и перспективы развития многих важных отраслей промышленности и других сфер. Что бы вы пожелали ребятам к началу учебного года?

Две вещи пожелаю. Первое: все-таки для себя понять, правильно ли выбрано направление подготовки. Потому что за год-два можно ещё передумать, если это не твоё, и перейти на другую специальность. Такие возможности у вуза есть. Прислушаться к себе - это самое важное. Многие поступают, например, из-за того, что родители посоветовали. Вроде бы и осознанное решение, но начинают заниматься тяжёлыми дисциплинами и понимают вдруг: не то. Это одна история. Ну, а если ты понял, что это твое, только работать. Учиться, учиться и... работать. Мозг потребляет очень много энергии и, соответственно, гораздо больше требует для развития, чем бицепс или трицепс. Но важно не забывать про вторую половину дня, ведь жизнь — это не только профессиональные вещи. Хочешь, танцуй, хочешь - пой, хочешь - волонтерством занимайся. Хочешь, штангу отжимай. Совершенствуйтесь во всем.

 

Беседовала: Мария Бахтина