Затишье на переправе. Сколько башен у воронежского кремля?

Башни-близнецы воронежского кремля

icon 01/10/2023
icon 06:50
Главная новость
Затишье на переправе. Сколько башен у воронежского кремля?

Автор:

Кто, куда, когда - все шепчутся, но никто ничего не знает. Инсайдеры сдулись. Даже самые осведомленные разводят руками: «Не слышал», «пока не знаю». Сразу после победы Александра Гусева на губернаторских выборах полномочия всех топ-чиновников облправительства закончились и они переведены во временно исполняющие обязанности. Областная дума приняла в первом чтении поправки в Устав области и в законы, меняющие структуру областного правительства. На 6 октября намечено их принятие во втором, окончательном чтении. После чего начнется кадровое наполнение образовавшихся вакансий. Свободных клеточек немного, но их достаточно, чтобы серьезно изменить воронежский политический ландшафт. 

Вакантными оказались должности  экономического и внутриполитического вице-губернаторов (уволились Шабалатов и Соколов), руководителей департаментов - имущественных и земельных отношений (Юсупов), промышленности, транспорта и связи (Десятириков), спорта (Соболев), ЖКХ и энергетики (Зацепин). Департамент ЖКХ пустовал недолго: на прошедшей неделе его занял Евгений Бажанов, перешедший с позиции руководителя  департамента госрегулирования тарифов. Соответсвенно, освободилось его место. Чуть раньше произошла смена в департаменте муниципальных образований. Тарасенко сменил Валерий Мелещенко. На место Соболева назначили баскетболиста Максима Шляхту, но почему-то только первым замом. Загадка, дорастет ли Шляхта до звания министра спорта, не самая принципиальная. Кто из первых замов точно дорастет до министров, так это Ольга Провоторова (ДИЗО). Нет никакой ясности с тем, кто возглавит деппром. И идет яростная закулисная борьба, с целью выжить из департамента здравоохранения «победителя ковида» Александра Щукина, дни, а, может, и часы, которого в исполнительной власти сочтены. Слухи про грядущие отставки других руководителей департаментов являются не более чем вбросами. Переназначения начнутся сразу после окончательного принятия изменений в Устав и законы об областной государственной службе. А зная медлительность Гусева в кадровых вопросах, вряд ли он осуществит все кадровые перестановки одномоментно. Но и затягивать не будут. И, конечно, расчет в том, что вновь назначенные доработают с губернатором до конца его второго срока, иначе зачем было бы затеваться. 

Первый значит ближний 

Напомним, в чем суть структурных нововведений. Вводится должность первого вице-губернатора. Сокращается одна из двух должностей первого заместителя председателя областного правительства. Полпред облправительства в федеральных органах власти (сейчас это малозаметный Алексей Аксенов) лишается статуса зампреда правительства. Вводятся должности региональных министров, которые будут теперь вместо руководителей региональных департаментов. Кроме того, появятся должности первых заместителей руководителей областных управлений. Собственно, всё. 

Есть только две очевидные кадровые перемены, которые еще не состоялись, но обязательно состоятся. Это коронование вице-губернатора Сергея Трухачева приставкой «первый», что узаконивает уже сложившуюся систему власти, в которой Сергей Борисович является вторым человеком в исполнительной ветви власти. Бонусом - возможный переезд во второй по величине и значимости кабинет, которой до этого занимал Виталий Шабалатов. Надеемся, что очередной ремонт кабинета не потребуется. Совсем недавно обновляли. С другой стороны, нынешний кабинет Трухачева - ближний к губернаторскому. Может, Сергей Борисович и не захочет менять близость к телу на мнимый престиж. 

Вторая ожидаемая перемена - это неизбежная в силу возраста отставка второго «социального» вице-премьера 72-летнего Владимира Попова. Эпоха заканчивается. Кто придет ей на смену и когда она случится, тоже не ясно. Пока Владимир Борисович остается работать и, скорее всего, будет переназначен в новый состав правительства. Но очевидно, что это временно. А от приставки «первый» придется отказаться совсем скоро. 

В остальном много недосказанности. И главная - кто будет председателем правительства области?  В конце августа Александр Гусев, выступая на форуме «Управленческая платформа имени Эйтингона», пообещал изменения в структуре правительства: «Будет губернатор, председатель правительства, два заместителя губернатора, один заместитель председателя правительства, под ним отраслевые замы. Сейчас есть губернатор-председатель правительства, заместители губернатора и шесть заместителем председателя правительства. Сложно, хочу я вам сказать». Таким образом, за две недели до выборов Гусев предполагал разделение постов губернатора и председателя правительства, но в областную думу были отправлены поправки, из которых такое разделение не вытекает. Впрочем, ничего не мешает до 6 октября внести поправки в поправки. А вот распределение и перераспределение полномочий между руководителями облправительства - это уровень не законов, а указов губернатора. Переход департаментов из одного подчинения в другое уже осуществлялся в августе сентябре, когда уходили Соколов и Шабалатов. То есть схема управления не «застынет» после принятия поправок депутатами. Но принципиальный вопрос о совмещении или несовмещении должностей губернатора и председателя правительства должен быть решен именно 6 октября. У наших липецких и белгородских соседей принята структура, в которой губернатор совмещает посты, в Курской области председателем правительства является первый вице-губернатор. У нас пока неопределенность. Во всяком случае, новая должность в первом чтении не появилась. Но и официальных комментариев на тему совмещения/несовмещения и почему передумали, если передумали, тоже не было. Справедливости ради заметим, что в августе губернатор специально уточнил, что предлагаемая схема с разделением не окончательная. 

Еще одна неопределенность, которую вообще никто не замечает. У нас было три вице-губернатора, двое уволились, остался один. А сколько будет всего? На «Эйтингона» Гусев сказал: «Два вице-губернатора», но сокращения должности не последовало. Будут ли на эту должность набирать живого человека или она останется в условном резерве, чтобы в случае чего лишний раз с депутатами не согласовывать? Аналогичная история была с вице-премьерской должностью уехавшего в Москву Максима Увайдова. В 2018 году ее сокращать не стали, а в 2021 году ее вынули из управленческого чулана и, перераспределив полномочия, нарядили в нее Олега Мосолова. 

А если должность третьего вице-губернатора не будут прятать в долгий ящик, то возможным претендентом на нее будет первый замруководителя аппарата Александр Попов. Ведь должность, которую занимает сейчас Трухачев называется «вице-губернатор-руководитель аппарата». Если Сергей Борисович перейдет на должность первого вице-губернатора, заберет ли он с собой полномочия руководителя аппарата? Это еще один вопрос без  внятного ответа.

 

Как ни перераспределяй полномочия, ключевой должностью в правительстве становится должность единственного первого зампреда, фактически рабочей лошадки везущей воз всех экономических проблем. Есть ли в голове губернатора окончательное решение по кандидатуре или нет, этого, пожалуй, не знает никто. В связи с этой должностью всплывали три фамилии: мэра Вадима Кстенина, руководителя губернаторского секретариата Игоря Лоткова и протеже Лоткова - руководителя департамента экономического развития Данила Кустова. 

Для Кстенина, только что в тяжелейшей закулисной борьбе переизбравшегося на второй срок, такое назначение было бы существенным понижением, да и закатом карьеры. Назначать человека против его воли и требовать потом мотивации - задача невыполнимая. Возможно, что слухи про перемещение Вадима Юрьевича - это лишь отголосок весенних закулисных схваток за кресло градоначальника. Обиженные мстят, как умеют: плюют в спину. 

Упорные разговоры о том, что Лотков формализует свое особое положение в структуре власти наталкивались на непонимание - а, собственно, чем Игорь Анатольевич собрался управлять? Медициной, экономикой? И стремится ли он к этому? Вполне возможно, слухи про Лоткова-вице-премьера нужны для того, чтобы оградить от излишних разговоров и публикаций про основного претендента - Кустова. Для него такое назначение будет серьезным повышением и мотивировать его не придется. 

Среди отраслевых заместителей картина наиболее понятная: все, кроме Попова-страшего, остаются при своих местах и полномочиях. Виктор Логвинов - АПК, лесхоз, экология, гостехнадзор, ветеринария. Артем Верховцев - промышленность и транспорт, предпринимательство и торговля, цифровое развитие, туризм. Константин Кузнецов - строительство, архитектура, ЖКХ. Олег Мосолов - образование, спорт, культура. Вы загибали пальцы? Четыре клеточки занято. На пятой - Попов-старший, но его потихоньку, но не сразу провожаем на пенсию. А всего клеточек должно быть шесть. То есть две потенциально свободны. Один - обязательно социальщик с медицинским уклоном. А второй… а почему бы последнюю оставшуюся вакансию как раз и не занять самому близкому другу Гусева Лоткову? А полномочия его уточнить будет несложно, у него их и без того слишком много, и все из разных областей управления. 

Но это лишь догадки, основанные на здравом размышлении, ни на истину, ни на инсайдерство не претендующие. 

Реставрация гордеевской башни

Две башни воронежского кремля можно назвать по именам Трухачева и Лоткова, и обе они абсолютно лояльны губернатору. А есть ли третья? Четвертая? 

Пока были Шабалатов и Соколов они претендовали на то, чтобы быть отдельными (от губернатора) центрами силы и принятия решений. У них между собой было больше противоречий, чем общего, но это были истинные гордеевцы. За что, вероятно, и поплатились. Останется ли гордеевская башня на площади Ленина,1? 

Это, пожалуй, самый животрепещущий вопрос. При Гордееве свои вице-премьерские должности получили Логвинов и Верховцев. После Гордеева, но благодаря ему - Мосолов. Верховцев своей карьерой обязан скорее олигарху Евтушенко, чем кому-либо еще. А потомственный аппаратчик Мосолов лучше других понимает, что каждый завуч мечтает стать начальником облоно, и больше озабочен тем, чтобы не потерять зыбкое доверие губернатора. Гордеев ему карьеру перезапустить вряд ли поможет, а Гусев - это пять лет гарантированной жизни на региональном Олимпе. Если самому не косячить, а Мосолов не косячит. 

А что же - «наше всё»? На инаугурацию Алексей Васильевич не приехал, но прислал очень выразительную и многозначительную телеграмму, почти что нравоучение, где каждая зпт была высечена из гранита и несла глубокий аппаратный смысл. «Верю, что грамотно выстроенная кадровая политика, объединение усилий региональной и муниципальной команд, а также сохранение эффективной модели управления регионом, помогут вам добиться целей, озвученных в вашей предвыборной программе». Гвозди, а не слова. 

Казалось, синхронное увольнение Шабалатова, Соколова и менее значимого, но тоже гордеевца Тарасенко (плюс аппаратная атака на Щукина) означает окончательный уход Гусева из-под опеки своего предшественника. Слово «разрыв», которое хотелось бы многим новым выдвиженцам услышать, - совсем не из репертуара Александра Викторовича, всегда подчеркивавшим свое отношение к Алексею Васильевичу (но не к его клиентелле) - только неизменный пиетет. 

Разобрав все возможные комбинации и перемещения, одну клеточку (одну - с плюсом) мы оставили на закуску. Это должность - вице-губернатора по внутренней политики и при нем руководитель управления региональной политики. Последняя должность пустует уже полтора года и может пустовать хоть еще пять лет. 

То, что внутренняя политика, под которой понимаем информационное пространство, общественную жизнь и обратную связь власти с населением, нуждается в полном перезапуске и очищении - это совершенно очевидная вещь. Соколова провожали года полтора. Как минимум год, в кулуарах обсуждали возможность назначения на его место некоего «молодого, но грамотного, амбициозного и со связями» специалиста из полпредства. Но никакой конкретики за месяц после ухода Соколова не появилось. Видимо, Гусев так и не решился выбрать варяга себе в заместители. Чужой - это всегда «смотрящий». А оно нам надо? Обе должности - и вице-губернатора по внуполу, и руководителя УРП - неофициально, но непременно согласуются на уровне администрации президента.

В последние дни появилась кандидатура амбициозного главы Новоусманского района Дмитрия Маслова. Человека, не просто связанного с Гордеевым, но человека из круга бывших горе-вершителей внутренней политики - экс-начальника УРП Маркова и Соколова. Станет ли Маслов вице-губернатором? Все к этому и идет. Станет ли он продолжателем дела, точнее - деструктивных делишек Маркова-Соколова или, наоборот, сделает выводы и не будет повторять ошибок предшественников? Пока это преждевременный вопрос. Но одно ясно - вместе с Масловым на площадь Ленина вернется дух Гордеева. Вернется для того, чтобы ждать уже нового губернатора. Того, кто однажды придет на смену Гусеву. Плохо ли это или хорошо, каждый думает в меру своей испорченности или ангажированности.

С нашими атаманами скучать не придется.