logo
Воронежские новости

 Грабли для агрария. Спиваков идет в суд

icon 29/07/2023
icon 07:40

© Фото - Михаил Кирьянов, РИА Воронеж

Фото - Михаил Кирьянов, РИА Воронеж

В середине июля в Центральном райсуде началось рассмотрение резонансного уголовного дела по особо крупному мошенничеству с субсидиями на животноводство. На скамье подсудимых оказались бывший заместитель председателя правительства области - руководитель агродепартамента в 2008-2015 годах Анатолий Спиваков, его зять Кирилл Жданов и их давний сотрудник Юрий Ивахненко, гендиректор ООО «Эко продукт», которым владеет Спиваков. Им предъявлено обвинение в особо крупном мошенничестве группой лиц с ущербом 9,994 млн рублей. Первое заседание пришлось отложить из-за неявки в суд защитников Спивакова из конторы «Жеребятьев и партнеры». Следующее заседание назначено на  9 августа.

Фабула обвинения состоит в следующем. Летом 2019 года партнеры, сговорившись, изготовили фиктивные документы и фактически купили коров у самих себя, чтобы получить бюджетную субсидию в размере почти 10 млн рублей. Субсидия, полученная в сентябре 2019 года КФХ Ждановым, из казначейства тут же перекочевала на счет КФХ Ивахненко. У КФХ Ивахненко коровы и в правду были, а вот у КФХ Жданов были только цесарки, которых и выдали за коров. Афера вскрылась не по горячим следам, а лишь спустя три года. Это очень характерный признак того, что у дела был серьезный интересант, который все это время хранил папочку с убойным компроматом и в нужный момент сумел реализовать оперативный материал.

В марте 2022 года следствие УФСБ возбудило уголовное дело по части 4 ст. 159 УК РФ. Но самому Спивакову, который в это время был советником губернатора Гусева на общественных началах, обвинение было предъявлено только 2 июня. Стоит отметить, что среди всех советников Спиваков чаще всех общался с губернатором - примерно раз в неделю. После конфуза со Спиваковым губернатор счел за благо вообще отказаться от института общественных советников: разогнал старых, пообещал набрать новых, да так и не набрал от греха подальше.

Спиваков и подельники полностью погасили ущерб еще на стадии следствия. Из чего мы делаем вывод, что и вину они полностью признали. С учетом признания вины и полного возмещения ущерба, наказание вряд ли будет очень строгим. Предсказывать что-либо - занятие неблагодарное, но то, что сам Анатолий Александрович не получит приговор, связанный с реальным сроком, кажется, можно спрогнозировать. У него есть еще две вещи, которые будут учитываться при вынесении приговора - наличие государственных наград и тяжелое онкологическое заболевание. Из-за него он официально ушел с вице-премьерского поста еще в ноябре 2015 года. Тогда же прошел несколько сеансов химиотерапии. Тут мы не нарушаем врачебную тайну, поскольку Спиваков сам о своей болезни часто рассказывает журналистам. Это в песне хорошо быть богатым и здоровым, а под судом лучше быть больным.

В слитом в СМИ постановлении о привлечении Спивакова в качестве обвиняемого было указано, что он ранее не судим. Но журналистам хорошо известно, что это уже не первое уголовное дело Спивакова. Первое, совершенно загадочное, было возбуждено еще летом 2013 года, тогда Спиваков был задержан сотрудниками ФСБ в одном из московских аэропортов. Но тогда же или чуть позже первое уголовное дело Спивакова было закрыто по амнистии. Амнистию можно применить только в том случае, если с ней соглашается сам обвиняемый, то есть если он признает вину и раскаивается в содеянном. Но после закрытия первого дела по нереабилитирующим обстоятельствам Анатолий Александрович проработал еще почти два года заместителем Алексея Гордеева. Случай довольно необычный. Мы попробуем объяснить, почему это произошло. Ведь именно в незавершенности первого дела надо искать истоки дела второго. Автору кажется, что Спивакова много лет просто пасли  и проверяли каждый его шаг буквально под лупой. И, в конце концов, Анатолий Александрович подставился. Подставился довольно глупо. Да и сумма в 10 миллионов, которая фигурирует в качестве ущерба, просто мизер на фоне тех оборотов, которые крутятся в многопрофильном бизнесе семьи   Спиваковых. Жадность фраера сгубила.

Впрочем, роль каждого из участников аферы предстоит анализировать суду и дать свою оценку. Бюджетные деньги получал зять - с него и главный спрос, а вот Юрия Ивахненко откровенно жалко. Ведь он - наемный работник Спивакова и был в служебной зависимости от своего нанимателя. Да и коровы у КФХ Ивахненко в отличие от КФХ Жданова были самые что ни на есть настоящие. 

Анатолий Спиваков родился в 1960 году в Ольховатском районе и здесь, в медвежьем углу, и прожил до 48 лет. Ничего особенного в его жизни не было: окончил СХИ, в советские времена работал зоотехником, инструктором сельхозотдела, секретарем парткома в колхозе. После развала страны - председателем колхоза «Колос», который приватизировал и одиннадцать лет возглавлял. В 2003 году стал главой Ольховатского района. Район был маленький и бедный, но в нем был большой сахарный завод, входивший в агрохолдинг «Продимекс» Игоря Худокормова. Сегодня это самый крупный и самый технологичный из четырнадцати заводов «Продимекса».

Нынешний производитель сахара №1 в РФ Игорь Худокормов скупал сахарные заводы и сельхозземли без «благословения» тогдашней администрации области. Сахарные войны с закрытием нерентабельных заводов были обыденным делом. Власть олигарху проигрывала. Спиваков занял правильную сторону, то есть сторону Худокормова, и в ноябре 2008 года, за два месяца до отставки губернатора Кулакова стал его заместителем по сельскому хозяйству. Кто бы не составлял протекцию Спивакову, это было назначение в расчете на будущего губернатора. Гордеев и Худокормов были в давних приятельских отношениях. А Спиваков очень быстро стал одним из наиболее доверенных людей Алексея Васильевича.

Слева-направо: Спиваков, Гордеев, Худокормов. Фото - Михаил Кирьянов, РИА Воронеж

АПК Воронежской области той поры представляло весьма пестрое и унылое зрелище. Инвестиции в сектор не превышали 8 миллиардов в год. Земельные активы не были консолидированы, промышленное животноводство отсутствовало. Ну и воровали сами у себя все кому не лень.

За семь лет, что Спиваков был правой рукой Гордеева, в АПК произошло то аграрное чудо, которое уже в наши дни позволило Воронежской области войти в тройку крупнейших агрорегионов страны. Почти все производственные показатели в АПК удвоились. Это заслуга Гордеева, но это и колоссальный личный труд Спивакова - фактически круглосуточно и без выходных.

И работа была связана, в том числе, и даже в первую очередь, с перераспределением земельных активов. Гордеев поручал, Спиваков эти поручения выполнял. Собственники, которым приходилось расставаться с активами, в пользу «более эффективных» агрохолдингов, редко оставались довольными. Хотя денежную компенсацию получали. Работа по выкручиванию рук возлагалась на Анатолия Александровича. Он с ней справлялся.

Другой темой, прочно ассоциировавшейся с именами Гордеева-Спивакова, был так называемый «свиноцид», когда в 2012-2013 годах после нескольких вспышек африканской чумы свиней, было уничтожено почти все свинопологовье в частном секторе.

Именно в разгар «свиноцида» Анатолия Спивакова и задержали в одном из московских аэропортов. Это была операция ФСБ, и совершенно очевидно, что арест именно в Москве был не случаен. Какое-то время - сутки или двое - Анатолий Александрович провел в изоляторе. Воронеж наполнился слухами. Но спустя очень короткое время главный аграрий региона вернулся на работу, «загорелый и с магнитиками». И еще два года, как ни в чем не бывало, занимался привесами и надоями.

Никакой достоверной информации о первом уголовном деле в публичном пространстве не было. Ни в чем он обвинялся, ни кто вел следствие, ни чем все закончилось - хотя и было очевидно: раз продолжает работать, то закончилось ничем. «Блокнот» однажды упомянул, что суть претензий силовиков сводилась к злоупотреблениям при выдаче субсидий сыну-аграрию. Если утверждение «Блокнота» верно, то нынешнее уголовное дело, также завязанное на субсидии, это просто поход по граблям.

Позже, со слов самого Спивакова, стало известно, что в эти два с половиной года он неоднократно просил губернатора отпустить его с госслужбы, но каждый раз получал категоричный отказ Гордеева. В ноябре 2015 года, «по окончании сельхозсезона», Спивакова все-таки отправили в отставку, попутно изменив схему управления областным АПК. Новый аграрный вице-премьер освобождался от непосредственного управления агродепартаментом. То есть удалялся от ручного распределения субсидий, объемы которых за это время выросли в разы. Воронежские аграрии к тому времени только госсубсидий получали около восьми миллиардов в год. Инвестиции в АПК и пищевую переработку достигли к концу «эпохи Спивакова» 15 млрд рублей в год. (Сегодня 51 млрд в год).

Понять историю злоключений Спивакова невозможно в отрыве от общего контекста. За пару месяцев до случившегося со Спиваковым «происшествия» в аэропорту за особо крупную взятку был задержан с поличным руководитель дорожного департамента Александр Трубников, у которого к тому же нашли 140 миллионов налички, спрятанной на даче в эмалированных тазиках и показали по ТВ. 

Задержание Трубникова, которое проводили ФСБшники, стало полной неожиданностью, если не сказать оплеухой Алексею Гордееву, которого никто заранее в курс дела не поставил. Отношения губернатора с начальником областного УФСБ Александром Клоповым вмиг стали враждебными. Война губернатора и чекиста продлилась два года. И судьба Спивакова стала одним из сражений этой войны. Поэтому не отпускать Спивакова с госслужбы для Гордеева было делом принципа. Клопова удалось съесть лишь к октябрю 2015 года. Когда он ушел в отпуск с последующим увольнением, одно из прогордеевских изданий вышло с хамским, но изящным заголовком: «Отдыхайте, генерал!» Еще месяц пришлось подождать, пока Клопов отгуляет отпуск. После чего Анатолия Александровича отпустили на вольные хлеба. Уже тогда причиной отставки называлось состояние здоровья. Оказаться на два года линии огня между губернатором и главным чекистом - от такого любого здоровья можно лишится. Тем более, что по некоторым намекам, которые позже делал Спиваков, «охотились» не только за ним, но и за его сыном-бизнесменом. А дочь Ирина Спивакова (жена Жданова), стоматолог по профессии, даже была вынуждена на какое-то время переехать в соседнюю Белгородскую область. 

Последним, можно сказать, дембельским аккордом Спивакова-вице-премьера летом 2015 года стало его участие в колоссальном межгосударственном обмене сельхозземель. «Агрокультура» Худокормова сумела обменять 60 тысяч га своих проблемных земель на Украине на 68 тысяч га в Воронежской области, принадлежавших «Мироновскому хлебопродукту» украинского олигарха Косюка. Сделка, как писали СМИ, была безденежная. 

После ухода с госслужбы Спиваков вернулся в бизнес, которым занимались его зять, сын и дочь и который сильно разросся за время нахождения Анатолия Александровича у вершин власти. Сельхозактивы располагались в пяти, довольно далеко расположенных друг от друга районах - Поворинском, Бобровском, Хохольском, Каширском и родном Ольховатском. Бывший главный аграрий области теперь занимал скромную должность советника генерального директора ООО «Эко продукт» Юрия Ивахненко. Советник Спиваков был 100% владельцем этого «Эко продукта». А империя семьи Спивакова включала в себя десятки юрлиц и десятки тысяч га сельхозземель. В основном, бизнес в сельском хозяйстве (скотоводство, птицеводство, производство дичи и охотничьи угодья), но у дочери есть две стоматологических клиники. Если десять лет назад главным бизнесменом в семье был сын, то теперь стал зять.

Фото - Михаил Кирьянов, РИА Воронеж

Кирилл Жданов не имел к сельскому хозяйству никакого отношения, он был потомственным врачом. Но женитьба на Ирине Спиваковой, они вместе учились в медакадемии, изменила его жизненные планы.

Два года, 2016 и 2017, Спиваков был на расстоянии от власти. На передержке. В этот период, по его словам, занимался своим здоровьем. Но не забывал напоминать о себе посредством интервью. И тут Остапа несло. 

«Около двух лет назад (то есть в начале 2014 года) действительно были попытки очернить мое имя. Речь шла о шантаже и вымогательстве со стороны некоторых непорядочных людей из силовых структур. Сегодня уже можно говорить, что все те ребята находятся в тюрьмах. Схема была проста, находили активных людей и, имея ресурсы силового давления, предлагали «поделиться». Соответственно, тот, кто был слаб характером или у кого совесть действительно не чиста, сдавался. Но я не чувствовал за собой никаких грехов. На самом деле не было никаких допросов, ни уголовного дела, ни снятия с самолета, о котором писали. Все действительно ограничилось одним только запугиванием». (Из интервью Спивакова в марте 2016 года»).

В самом начале 2018 года Спиваков стал общественным советником и. о. губернатора Александра Гусева. Удивительно, но это было буквально первое назначение, которое сделал новый руководитель области. Сам ли Гусев вспомнил о Спивакове, с которым был прекрасно знаком, или взял его по рекомендации Гордеева? Со стороны казалось, что губернатор-промышленник нуждается в альтернативной точке зрения на развитие АПК. 

Общественную работу советника Спиваков воспринимал всерьез, встречи губернатора и советника были еженедельными. Никто из восьми советников так часто с губернатором не общался. Гусев даже нахваливал Спивакова в одном из интервью. Анатолий Александрович и рассказчик великолепный, и специалист первоклассный. И советы дельные, типа сеять кормовые культуры вместо подсолнечника. (Мыши станьте ежиками). 

Спиваков постепенно стал серьезной теневой силой. По его протекции получил должность руководителя стройдепартамента Сергей Потапов, правда, быстро проваливший всю работу и с позором изгнанный. Анатолий Александрович даже пытался влиять на назначения глав районов, но тут, судя по всему, не преуспел.

В апреле 2018 года Спиваков пообещал за 500 млн построить завод по производству гранул люцерны и амаранта. Но, кажется, проект остался только на словах.

В феврале 2020 года к шестидесятилетнему юбилею Анатолий Александрович получил из рук губернатора почетный знак «За добросовестный труд и профессионализм». Это была не первая награда, при Гордееве Спиваков получал «Благодарность от земли Воронежской». Теперь все это будет способствовать смягчению приговора.

В это же время начались консультации по новому составу областной думы. Спивакова журналисты сразу же записали «кандидатом» не только в депутаты, но чуть ли не в будущие спикеры. Но выдвигаясь в депутаты, пришлось бы светить старую уголовную историю. В общем, разговоры о Спивакове как о возможном депутате быстро утихли. Хотя считалось, что Анатолий Александрович поддерживает двух кандидатов в облдуму, имеющих ольховатские корни. В итоге один, адвокат Рожков, прошел, другой, хозяин ветсанутильзавода Долбня, нет.

Гром грянул 25 января 2022 года. В этот день был задержан Кирилл Жданов. Он провел два месяца в СИЗО, и в итоге признал вину, и, надо полагать, дал следствию исчерпывающие показания, в том числе на своего тестя. И вот спустя полтора года дело пришло в суд.

Империя Спивакова, во всяком случае ее сельхозчасть, сайчас усиленно распродается. Правда, как говорят эксперты, совсем не по адекватным ценам. За угодья, которые доставались семье вице-премьера за копейки, сегодня просят по двести миллионов, а за два убыточных охотхозяйства, построенных для услады випов, - так и вовсе полмиллиарда.

За это время случилось еще одно любопытное событие. Анатолий Спиваков, не предавая свои действия огласке, стал самым крупным жертвователем на нужды СВО в регионе. Как минимум, тридцать миллионов рублей уже пожертвовал.

Грехи замаливает. Замолит ли, скоро узнаем. Вряд ли процесс затянется надолго.

 

Александр Пирогов