Ректор Воронежского аграрного университета Александр Агибалов: «Я прожил в этом вузе больше сорока лет»
© Фото - Воронежские новости
В конце января кандидат экономических наук, доцент, декан экономического факультета Александр Агибалов был назначен ректором Воронежского государственного аграрного университета имени императора Петра I. Это его первое интервью.
- Александр Владимирович, поздравляю вас, уже с некоторым опозданием, с утверждением в должности ректора нашего старейшего вуза, желаю успехов.
- Спасибо! Я думаю, поздравлять никогда не поздно, и всегда приятно слушать поздравления.
- Интервью предлагаю начать с биографии: где родились, где учились и как доросли до такой высокой и почетной должности.
- Родился я в Орловской области, в поселке Красная Заря. Успешно окончил Краснозоренскую среднюю общеобразовательную школу, и в 1981 году поступил в Воронежский сельскохозяйственный институт, на экономический факультет. Два года прослужил в армии, затем вернулся в институт и в 1988 году получил специальность «экономист-организатор сельскохозяйственного производства». Был распределен в колхоз имени Ильича, расположенный в селе Щучье Эртильского района, главным экономистом на зарплату в 280 рублей. Там же предоставляли двухкомнатную квартиру.
После распределения я был обязан три года отработать в колхозе. Председатель колхоза у меня сразу спросил: «Вы к нам надолго? А то многие от трудностей сбегают». «Надолго», - говорю. Меня практически оформили в колхоз, выделили квартиру и мы с женой собрались переезжать. И тут я встретил своего научного руководителя Андрея Павловича Курносова, который мне предложил ставку ассистента на кафедре экономической кибернетики с зарплатой 115 рублей. Курносов - знаковая фигура для нашего вуза, профессор, бывший ректор, создатель научной школы. В общем, я согласился. Вот это был, наверное, решающий шаг в моей жизни. И я остался в агроуниверситете.
А потом все пошло, все ступени: ассистент, старший преподаватель, кандидат наук, доцент, заместитель декана, заведующий кафедрой, проректор по учебной работе, затем декан факультета бухгалтерского учета и финансов, декан объединенного экономического факультета. И вот с октября 2021 года стал временно исполняющим обязанности ректора. Практически пятнадцать месяцев их исполнял. Как вы сказали, почетная и высокая должность? Я бы назвал это одним словом – ответственная. Не почетная и высокая, а ответственная.
- В каком состоянии вы приняли вуз, какие основные задачи вы перед собой поставили?
- Я бы так вопрос не ставил: «В каком состоянии принял». Я всю жизнь прожил в этом вузе, более сорока лет, это мой родной вуз, я знал этот вуз изнутри, знал все его особенности и нюансы. И сказать, что я его принял – неправильно: принять то, частью чего ты являешься, нельзя. Наш вуз всегда был среди лидеров аграрного образования. А какие задачи я поставил? Я всегда ставлю задачи добросовестно выполнять свои обязанности и определяю максимальные цели и стремиться их достигать. Уже совместно с нашим вузом.
- Агроуниверситет отличается от других высших учебных заведений тем, что не входит в систему Министерства образования, а подчиняется Минсельхозу. Какова специфика такого подчинения?
- Действительно, наш аграрный университет входит в систему аграрных вузов России, которые подчиняются непосредственно Министерству сельского хозяйства. Минсельхоз является нашим учредителем. Всего в стране 43 таких вуза. Я не думаю, что какая-то большая специфика в том, кому мы подчиняемся. Мы руководствуемся законом «Об образовании», подчиняемся всем нормативным актам, которые для нас выносит Минобразования, и живем по этому законодательству. Руководствуемся также федеральными государственными образовательными стандартами, которые уже прошли у нас несколько поколений. Поэтому специфики большой нет. Наверное, накладывается дополнительная ответственность, так как наш учредитель ставит для нас еще какие-то дополнительные задачи, помимо того, что ставит Минобразования.
- Например?
- Есть мониторинг, который осуществляет Министерство образования, а есть еще мониторинг, который осуществляет Министерство сельского хозяйства. И показатели не совпадают один в один. Мы должны выполнить показатели, которые перед нами ставит Министерство образования для всех вузов России. Также мы должны выполнить внутриотраслевые показатели. Кроме того, Министерство сельского хозяйства определяет народнохозяйственные задачи в целом для отрасли, для сферы АПК. Поэтому нам приходится совместно со всей аграрной сферой решать еще какие-то научные и производственные задачи.
- Агроуниверситет огромен. Двенадцать с половиной тысяч студентов, больше тысячи сотрудников. Устраивает ли вас действующая система управления вузом? Есть ли что-то, что, на ваш взгляд, стоит поменять?
- Если посмотреть на вуз, то он огромный с точки зрения региона. Для регионального вуза он действительно большой и исторический. Так сложилось, что это первый по времени создания вуз и он всегда в центре внимания. Но если посмотреть на федеральные вузы или крупные вузы системы аграрного образования, то они значительно больше – и по 30 тысяч студентов набирают, и по 45 тысяч есть. Вуз наш большой и нам уже 110 лет. Вы представляете себе, что механизм 110 лет настраивался? Оттачивались какие-то подходы, очень много было сделано в плане управления вузом. Я не считаю, что нужно брать и устраивать какую-то революцию, что-то резко менять. Многие процессы у нас уже нормально настроены.
Каждый период развития университета встречает определенные вызовы со стороны общества, со стороны внешней среды и, конечно, нужно на эти вызовы реагировать. Вызовы могут формироваться и внутри университета, поэтому корректировку делать нужно. Но я не думаю, что сейчас нужны какие-то глобальные изменения. На сегодняшний день одним из изменений у нас является то, что мы создали передовую инженерную школу «Агроген» по генетике и селекции растений и животных. Школа подчиняется ректору и консультативному совету, который составлен из представителей семнадцати крупнейших аграрных холдингов нашего региона. Консультативный совет решает, какие образовательные программы внедрять, то есть, кого учить, чему учить и кто будет учить.
- Разрешите задать немного философский вопрос. Главная, на мой взгляд, проблема всего нашего высшего образования в том, что оно учит тому, что было, а не тому, что происходит сегодня, и, тем более, не тому, что будет завтра. Но если в математике или филологии – это не столь заметно, то в сельхознауке – это катастрофа. Как из прошлого попасть в будущее? В учебно-аграрном смысле.
- Существует, наверное, огромное заблуждение, что аграрная наука далеко отстала от современного производства. Наука как раз не отстала. Отстала материальная база учебных заведений от требований современного бизнеса, современного аграрного производства. Посмотрите, какая техника у современных холдингов, какое оборудование. Но постепенно этот разрыв сокращается. Наша цель сейчас - не догнать производство в аграрной сфере, а идти впереди, работать на опережение. Вот на это нацелена наша передовая инженерная школа «Агроген». Ее цель - это создание современного исследовательского университета в соответствии с мировыми стандартами. «Агроген» в прошлом году приняла участие в отборе участников федерального проекта «Передовые инженерные школы» и стал победителем, войдя в тридцатку лучших университетов РФ. Среди аграрных вузов России мы – единственные. Наравне с нами МФТИ, Бауманка, Сеченовский институт, Дальневосточный, Южный федеральный, Томский и т. д. По результатам первого года функционирования нашей передовой инженерной школы, мы попали во вторую группу, с финансированием 348 млн рублей на 2023 год. На данный момент уже созданы новые образовательные пространства, проведена модернизация Центра биотехнологических исследований, создан учебно-производственный центр безвирусного посадочного материала. У нас много проектов, в которых мы решаем не только учебные и научные задачи, но и вопросы развития агробизнеса. Это испытание биопрепаратов при возделывании сельскохозяйственных культур, применение ускоренного метода искусственного осеменения, микроклональное размножение плодовых, ягодных культур и картофеля, геномная оценка молочного стада крупного рогатого скота голштинской породы.
- Сегодня в ходу точное земледелие, когда сигнал на трактор подается через спутник, а зазор между бороздами составляет два сантиметра. Ошейник с чипом способен определить число жевательных движений, которые сделала корова. Как вуз реагирует на цифровизацию АПК?
– Я уже говорил, что наш вуз, как и другие вузы России, не имеет достаточной материальной базы. У нас нет этих ошейников и у нас нет возможности соединяться по спутнику. Что мы делаем? У нас очень много индустриальных партнеров. Они с удовольствием приглашают наших студентов и преподавателей к себе на производство и показывают высокотехнологичные процессы, которые у них на предприятиях происходят. То, что наши студенты не могут увидеть в стенах университета, они могут с этим познакомиться непосредственно в поле или на молочной ферме. Мы не сидим в четырех стенах. В этом заключается бесшовная подготовка специалистов, когда практическое обучение занимает большой удельный вес в образовательном процессе. Кроме того, в текущем году агроуниверситет планирует создать ряд образовательных пространств, которые позволят проводить молекулярно-генетических исследования для племенного животноводства, осуществлять оценку качества кормов, кормовых добавок, качества и безопасности животноводческой продукции и проводить гематологические исследования. Причем все эти технологии и методы будут использованы в учебном процессе на основе высокотехнологичного оборудования. Есть также планы по цифровизации учебной и научной деятельности.
- Кроме вашего вуза в Воронежской области существует еще и важнейший НИИ сельского хозяйства имени Докучаева в Каменной степи, в Таловском районе. Есть еще аграрные НИИ. Как взаимодействуете между собой? Довольны ли вы уровнем взаимодействия?
– Взаимодействие с НИИ складывается по-разному. Сейчас мы находимся на стадии разогрева отношений. Мы с руководством НИИ договорились, что создадим консорциум для совместных научных разработок. Но пока не определили полностью ту дорожную карту, которую необходимо реализовать для более эффективной работы. Работа в этом направлении ведется. В регионе есть и другие научно-исследовательские институты. С НИИ сахарной свеклы и НИИ защиты растений, которые расположены в Рамонском районе так же большие планы по сотрудничеству. Агроуниверситет привлекает сотрудников НИИ для работы с нашими студентами. Так, например, пригласили главного научного сотрудника ВНИИС, члена-корреспондента РАСХН Анатолия Корниенко вести у нас занятия. Сейчас мы планируем открыть совместно с НИИ сахарной свеклы диссертационный совет. Он будет функционировать на базе агроуниверситета, но половина его состава будет из исследовательского института. Совместно с НИИ защиты растений в этом году планируем проводить сортоиспытания сои.
– Почему по сахарной свекле академики у нас есть, а сеем - всё импортной селекции?
– Вопрос с гибридами сахарной свеклы сложный. Вы знаете, ситуация заключается не в том, что наши НИИ не способны их производить, а в том, что наш бизнес не заинтересован в этих гибридах. Зачем им идти в НИИ сахарной свеклы, если «частная компания» приходит и дает им семена. Дает под эти семена средства защиты растений, соответствующую технологию, минеральные удобрения, комплексное обслуживание. Институт сахарной свеклы не может этого предложить, и мы не можем этого пока предложить. Мы ставим перед собой задачу создания на базе Воронежского государственного аграрного университета федерального центра по селекции семян сахарной свеклы, подсолнечника, кукурузы и сои. Это четыре стратегические культуры, которые сейчас в наиболее уязвимом состоянии. И у нас есть варианты, когда мы можем выйти на создание своих гибридов. У нас уже есть несколько сортов, которые мы вывели недавно, например, по сое. Главное университет имеет индустриальных бизнес-партнеров, которые готовы совместно работать над новыми сортами и гибридами, используя материнские линии, привлекать наших студентов и сотрудников к сортоиспытаниям. Надеюсь, результаты появятся к концу 2024 года.
– А что за партнеры? Если дают материнские линии, выходит, это иностранные компании? Им-то зачем?
– Да, в том числе и иностранные компании. Они хотят локализовать производство в России. Мы сейчас заключаем договора на испытания сортов семян сахарной свеклы, сои и т. д. Это ближайшая перспектива. В наших планах быть в числе оригинаторов новых сортов и гибридов, проводить их регистрацию. У нас есть возможности, люди и кафедра селекции, семеноводства и биотехнологий. Вуз имеет опыт работы с семенным заводом «Танаис», который расположен в Павловском районе. Студенты, аспиранты, ученые агроуниверситета уже вовлечены в технологический процесс. В прошлом сезоне специалисты компании заложили участок питомников родительских линий, используют групповые изоляторы. Два стажера ВГАУ принимают участие во всех видах работ.
– Как вы относитесь к тому, что Минсельхоз хочет квотировать ввоз импортных семян на 2024 год?
– Вы же понимаете, для чего это делается. Квотирование импортных семян позволит ускорить процесс импортозамещения в семеноводстве и повысить уровень продовольственной безопасности России. С этих позиций я отношусь положительно.
- Много лет у агроуниверситета были свои учебные поля и опытная станция, которые со временем оказались в черте города. Многое было отдано под жилую застройку. Куда теперь переместился учебный полевой процесс агроуниверситета?
– Сейчас у Воронежского агроуниверситета 129 га земли сельскохозяйственного назначения, которые прилегают к территории вуза. Большая часть этой земли используется под многолетние опыты, некоторые из которых ведутся уже более 70 лет. На десяти гектарах возделывается органический севооборот. Мы прошли сертификацию по органике и производим органическую пшеницу, органический ячмень и органическую сою. На этом севообороте ученые дают студентам навыки, как можно производить органическую продукцию. У вуза есть собственная мельница, которая производит из нашей органической пшеницы муку. В прошлом году проводили анализ муки и получили хороший результат. В перспективе будем наращивать производство, и проводить сертификацию муки, как органического продукта. Агроуниверситетом заложен помологический сад, который имеет множество сортов яблок, абрикосов, сливы, черешни. В прошлом году была проведена омолаживающая обрезка, выполнены все технологические операции, собран урожай, изготовлено повидло на специализированном оборудовании. Студенты в этих процессах принимали непосредственное участие.
– В вашем саду классические сорта? Или современные, высокоинтенсивные?
– Это учебно-научный сад, в котором яблони выращиваются на полукарликовом подвое, и косточковый сад, где произрастают слива, абрикос и черешня. Сорта и подвои созданы в основном учеными Воронежского ГАУ. Эти сады являются основной базой для проведения научных исследований преподавателями и студентами. Мы готовы закладывать интенсивные сады на низких подвоях, но для этого необходимы дополнительные площади.
- Комплекс зданий агроуниверситета является охраняемым историческим памятником, но, если судить по внешнему виду, большая часть зданий находится в плачевном состоянии. Какие планы по приведению внешнего вида вуза в надлежащий вид?
- Вы постоянно намекаете на негатив. Я с этим не согласен, давайте сейчас пройдем по корпусу и посмотрим.
- Я, в общем-то, про внешний вид.
- Внешний вид наших зданий требует определенного ремонта. Проблема как раз и состоит в том, что вуз является «Комплексом зданий сельскохозяйственного института им. К.Д. Глинки». Это накладывает определенные ограничению по проведению ремонтных работ, их лицензированию и т.д. Университет ведет большую работу по содержанию этих зданий и изыскивает возможности для осуществления ремонта.
Нами были проведены работы по описанию объектов культурного наследия для разработки научно-проектной документации, проведена паспортизация этих зданий. Агроуниверситетом поданы заявки в Министерство культуры РФ на финансирование мероприятий по сохранению объектов культурного наследия за счет средств федерального бюджета на 2023 год. Мы изыскиваем возможность финансировать разработку научно-проектной документации за счет собственных внебюджетных средств. Это очень большие расходы. Только на одно общежитие необходимо примерно 3,5 миллиона, а на главный корпус свыше 25 миллионов рублей. Для того, чтобы отремонтировать не только главный корпус, а все здания, нужен не один миллиард рублей. Ни один вуз этого не потянет. Но у нас есть планы, будем работать поэтапно. Мы надеемся на финансовую поддержку нашего учредителя, региональных органов исполнительной власти и на помощь бизнес-партнеров. На сегодняшний день основная задача – подготовить проектно-сметную документацию.
-У нас в городе бешеной популярностью пользуется выставка «Город-сад». А у вас есть ботанический сад ВГАУ. Кажется, он мог бы стать одной из точек притяжения для горожан, если его открыть для всех желающих и проводить там экскурсии. Это бы еще и популярность агроуниверситета увеличило? Не думали об этом?
- Я не сторонник из ботанического сада делать проходной двор. Чем больше будет проходимость, тем меньшую ценность этот сад будет иметь. В ботаническом саду заложен маточно-коллекционный сад; создается коллекция ягодных, овощных, декоративных культур и винограда; закладывается подвойный маточник; плодовый питомник, где выращивается посадочный материал для закладки плодовых, ягодных и цветочно-декоративных культур. Ботанический сад у нас действующий, и мы в нем организуем различные мероприятия. Агроуниверситет постоянно участвует со своей экспозицией ботсада в выставке «Город-сад».
К 8 марта организовывали мероприятие – мастер-класс для детей по формированию букетов цветов. Чтобы дети сделали подарки для мам своими руками. Кроме того, нами сформированы в Воронежской области несколько агроклассов, которые позволяют нам привлечь сельских школьников для поступления в агроуниверситет. Мы совместно с крупными аграрными холдингами организуем эти агроклассы, ведем теоретические занятия, а на выходных вывозим детей на производства. В обязательном порядке есть посещения лабораторий университета и ботанического сада. Это происходит на постоянной основе – знакомим и показываем. Есть и другие точки притяжения, так, например, действует контактная площадка сельскохозяйственных животных. Родители приходят с детьми, и они в восторге. В планах университета есть создание конноспортивной школы на базе факультета ветеринарной медицины и технологии животноводства. У нас есть несколько лошадей, с которыми сейчас занимаются только студенты. Если увеличить поголовье и создать соответствующую материальную базу, то это направление можно развивать и для жителей города.
- У вас же недавно знаменитый студент появился - Федор Емельяненко. Знакомились с ним?
Я один раз с ним общался по телефону, по манере общения чувствуется, что это простой и очень порядочный, ответственный человек. Наше общение было связано не с учебным процессом, а с тем, что мы проводили в стенах агроуниверситета мероприятие, посвященное боевым искусствам. Мы ставили ринг в большом актовом зале, к нам приезжали несколько чемпионов мира Емельяненко, Абаджян и другие. Я, как ректор, лично приглашал их принять участие. В зале был аншлаг, около тысячи человек собралось, зрители стояли на балконах и в проходах. После окончания мероприятия все ринулись брать автограф у Емельяненко, и нам с трудом удалось проводить его через запасной выход. Как мне рассказывал декан агрономического факультета, у Емельяненко есть небольшой сельскохозяйственный бизнес на малой родине в Белгородской области, и пришел учиться в университет не потому, что ему просто нужен диплом, а чтобы самому разобраться, как заниматься аграрным бизнесом.
- Спасибо за интервью.
Беседовал Александр Пирогов