«Черный квадрат» Малевича как партитура: воронежские музыканты прочли картины модернистов как нотный текст

Воронежские музыканты сыграли «Черный квадрат» Малевича

icon 26/09/2023
icon 06:30
Важная новость
«Черный квадрат» Малевича как партитура: воронежские музыканты прочли картины модернистов как нотный текст

Автор: Воронежские новости

Воронежские новости

23 сентября в Воронеже коллектив DUSO и музыкант Ярослав Борисов презентовали проект "График Звука": произведения художников-модернистов прочли как нотный текст. 

Привычный нотный стан - это далеко не обязательная часть партитуры. Его не было у древних греков, которые считали изучение музыки таким же важным, как, к примеру, математики. Поэтому читать музыку с листа, но без привычных пяти линеек - не такая новая практика. 

- Практика обращения к нетрадиционной нотации на самом деле стара как мир, и появилась за долго до появления привычной нотной грамоты, - рассказал Ярослав Борисов. -  В современности подобного рода практики расцвели и оформились в середине XX века, благодаря представителям Нью-Йоркской школы композиторов Эрлу Брауну, Джону Кейджу и др. Нотная запись произведений авангарда 1950-х больше напоминает примерные указания к действию исполнителя - график направления движения мелодии, точки и геометрические фигуры, которые можно интерпретировать достаточно свободно. Дальше больше - некоторые композиторы превращали нотный текст в произведения графического искусства, которые было необязательно даже исполнять.

Концерт "График Звука" стал итогом объединения мира музыки с миром визуального искусства. Сыграть ноктюрн на флейте водосточных труб кажется уже не таким сложным делом, когда видишь подобную партитуру:

Фото: соцсети, vk.com/zvuk_progress

Музыканты подчеркивают, что получающиеся произведения гораздо сложнее, чем просто фантазии музыкантов при виде определенной картины. 

- Это весьма точный перевод, в котором каждому графическому элементу и цветовому пятну картины соответствует музыкальное событие.

Работы художников выступают в качестве партитур, а исполнитель при этом становится сотворцом произведения.

 

 

Зрители эксперементальную музыку восприняли на ура. Апогеем стало прочтение "Черного квадрата" Каземира Малевича.