Воронеж после выборов. Новая счастливая жизнь
Воронеж после выборов. Новая счастливая жизнь
© Воронежские новости
Путина выбрали. Все живы, слава богу. Поехали дальше. Поразительный парадокс российской внутренней политики: выбирать никто не любит, не хочет, но все живут от выборов до выборов. Граждане России, а вместе с ней и жители Воронежской области, прожили очередной электоральный цикл. Неправильно написал: не очередной, а главный. Выборы главы государства, хоть и предсказуемые - это финал одной эпохи и начало другой. Народ, не только в деревнях, но и в областном центре, порадовал власти повышенной явкой по сравнению с предыдущими президентскими выборами. Организаторы перекрестились.
Явка на выборах - это один из основных показателей KPI для руководителей регионов и муниципалитетов. Провалить явку на ЭТИХ выборах означало подписать себе смертный приговор. Такой приговор себе подписали, например, наши соседи по ЦФО - руководители экономически развитой Калужской и депрессивной Владимирской областей. Что наглядно показывает, что выборная активность народа не очень-то и коррелирует с экономическими успехами региона. Важнее умение властей отмобилизоваться самим, забыть про распри и отмобилизовать электорат. Ну и общее настроение народа сыграло свою, вероятно, решающую роль. Одно дело ходить выбирать меркантильных депутатов, доверие к которым минимально, другое - президента. И совсем другое - выбирать президента в переломный момент истории.
Воронежская область - сравнительно богатая по российским меркам, с высоко развитой и дифференцированной экономикой. Аграрная по приоритетам, но с высокой долей (69%) городского населения. Да еще и занимающая второе место в ЦФО после Москвы по числу студентов - свыше 110 тысяч. В общем, публика у нас, конечно, позаковыристей. Но до урн дошла.
Итоги выборов известны. На всякий случай, еще раз зафиксируем для истории. В Воронежской области явка была 77,52 %. Это выше, чем по России на «целых» 0,08% (77,44% по РФ). Не смейтесь, в апэшечке есть отделы, которые и сотые доли процента считают. И это на 13,5% больше, чем на президентских выборах 2018 года. Тогда к урнам пришло 64% жителей области.
В Воронеже проголосовать пришло 62,93% (в 58,65% без учета ДЭГ). Тянули-тянули до 63%, не до тянули, но все равно это на 6,5% больше, чем шесть лет назад, когда было 56,37%. И это больше, чем в Липецке и Тамбове, Калуге и Владимире, но меньше, чем в Ростове, Белгороде, Курске и Саратове.
За Путина у нас проголосовало 88,83% (шесть лет назад было - 78,88%, но тогда и кандидатов было восемь), за Даванкова - 3,95%, за Харитонова - 3,73%. Последним, как и почти везде по стране, с существенным отрывом оказался Слуцкий - 2,39%. Специализированный застройщик «Финансовая компания «Аксиома», владеющая в Воронежской области франшизой «ЛДПР», денег на своего нового лидера явно пожалела. У коммунистов денег и вовсе не было - одна ностальгия. А либерально-ориентированный политпроект апэшечки «Даванков» замагнитил всех недовольных нынешней жизнью, западников и подросшую школоту. Получилось на 0,12% больше, чем у Харитонова. Но делаем поправку, что административный ресурс все-таки к Даванкову благоволил больше, чем к остальным «оппозиционным» кандидатам. Выводы из 0,12% - делать, конечно, глупо, но все равно второе место для либерала-прогрессиста, или как там его еще назвать, в нашем регионе - это такой специалитет, вольнодумства, что ли. При полном фактическом отсутствии политических структур «Новых людей» в Воронежской области. Теперь это второе место будут стараться по максимуму монетизировать в мандаты на местных выборах осенью 2025 года. Считайте, что подготовка к выборам на этой неделе уже началась.
Мы не знаем, какую оценку даст Кремль работе наших исполнительных и муниципальных органов власти за проведение выборов. Одни телеграм-толкователи обещают россыпь орденов за выборы «под огнем», другие - грозят карами кремлевскими. Ясно, что у федерального центра нет причин снимать губернатора Гусева (61 год) или мэра Кстенина (48 лет) по итогам этих выборов. Правда, это не гарантирует, что кто-то из отцов города или области не попадет под каток обновления. Причем, довольно быстро и непредсказуемо. Но здесь защитным «экраном» может служить полуприфронтовой статус области. Никто не будет ломать управляемость в условиях СВО и в условиях участившихся, хотя и безрезультативных, воздушных налетов противника на наш регион. А экономические показатели региона показывают хорошую динамику. Это не я - это Путин сказал.
Смена не курса, но кадров
фото: сайт Кремля
Путина мы избрали на шесть лет. Логично считать, что и новый исторический, не побоюсь этого слова, цикл будет шестилетним. Будет ли он последним для президента Путина? Мы помним, что больше по закону Путин переизбираться не может. Так что, в эти шесть лет должна уместиться глобальная трансформация власти. Воронежская область не будет здесь исключением, И должны появиться те, кому эту власть будет не стыдно и не стремно передать. Обнаружится ли преемник, или в нашем государстве поменяют систему госуправления таким образом, что появится законная возможность Путину и дальше, если силы позволят, управлять страной? Ответов на эти преждевременные вопросы сегодня нет ни у кого. Но эти вопросы так или иначе будут витать в воздухе. И чем дальше, тем больше.
Внешняя сторона в виде СВО и враждебного окружения никуда, по крайней мере, завтра, не денется, а вот внутренняя политика и внутреннее содержание государства и, может быть, общества начнет меняться. Как? Куда? Как быстро? А что с нами будет? И, может быть, кто-то задастся вопросом: А мы сами готовы меняться? А я?
И этот новый цикл будет будет испытанием для каждого. И чем выше человек забрался по ветвям власти, тем больше будет испытаний. Кто-то будет пытаться утвердиться в новых реалиях, не до конца еще понимаемых. Кто-то решил для себя, что уже едет с горки и хочет ехать и доехать максимально комфортно. Кто-то до сих пор уверен, что мир вокруг него не будет меняться. Еще будет огромное число имитаторов - тех, кто уловили новую риторику, но, по сути, не изменились внутри - эти самые опасные. Но появится и огромное число молодых и неведомых нам людей, которые будут жить по старому забытому принципу: «Делай, что должно и будь что будет». Будет идти зачистка и одновременно заполнение нового политического пространства. Это не фантазии автора. Четкие, однозначные сигналы к смене поколения элит дал президент. Грубо: богатеев из девяностых отправляем на свалку истории. На их место набираем тех, кто прошел горнило войны. Рано или поздно маховик смены элит закрутится и дойдет до регионов. Тут уместно вспомнить, что русские медленно запрягают, но быстро едут. Год 2024-й, наверное, можно будет отнести к этапу запрягания. Давайте приникем, с чем мы к нему подошли, и что нас ждет на куцем региональном политическом небосклоне.
Мандат на отсев
фото: Воронежские новости
Совсем недавно по итогам губернаторских выборов и формирования областного правительства и аккурат перед началом президентской кампании автор этих строк уже писал большой текст с элементами политического прогноза «Гусевскую пятилетку за четыре года».
Сложно сказать устарел ли тот текст, написанный меньше, чем четыре месяца назад. Те пять центров влияния, о которых было написано тогда (губернатор, силовики во главе с начальником УФСБ Лешиным, замгенпрокурора Шишкин, экс-губернатор Гордеев и строительный клан Ходырев-Лукин) никуда не делись. Хотя прокурор Саврун выдвинулся на первый план и теперь щелкает исками, как щелбанами, видных строителей одного за другим. Но главное, чего не увидел тогда автор, это то, что политическое время теперь будет ускоряться гораздо быстрее. Кто приспособится к этому ускорению, сумеет попасть в ритм, тот и останется в системе госуправления. Но кто-то, может, и не захочет приспосабливаться.
Избрав президента, мы снова попадаем в предвыборный цикл. Местные выборы, от которых ждать с одной стороны смены депутатских кадров, с другой войны всех против всех в информационном поле.
Самым уязвимым в силу многих обстоятельств становится мэр Кстенин. Он и так уже пару лет живет под медийными атаками фронды (группы гордеевцев Маркова-Соколова и теперь примкнувшего к ним вице-губернатора Маслова). Кстенин не оправдал надежд Гордеева на то, что им можно будет помыкать в любых вопросах, включая кадровые. Хотя мы понимаем, что все мало-мальские должности в мэрии проходят через неформальное согласование губернатора. Фронда по-прежнему рулит информационным пространством области и главной мишенью по-прежнему остается мэр. Просто на время выборов была команда сверху не нагнетать внутриэлитные конфликты. Мишень не мэр Кстенин, а мэр вообще. И как должность, полная хозяйственных возможностей. И как политический трамплин. Помните, пока был Гусев мэром, как над ним изгалялась эта же компания? Забыли? А Гусев вряд ли забыл. Замени сейчас мэра на любого, не встроенного в неформальную гордеевскую вертикаль, с ним будет то же самое - сделают паузу в попытке подмять и приручить, а потом пойдут мочить. Участь прирученных хуже. Экс-вице-мэр-сиделец Антиликаторов не даст соврать.
Собственно, на второй день после избрания Путина «водное перемирие», продиктованное сверху, закончилось и пошла информационная атака на мэра. «44% воронежцев не проголосовали за Путина», - заголовки как под копирку. Главное - вывернуть наизнанку, зацепить за живое, заставить оппонента нервничать. Неважно, что 44+63 равно 107%. Скажите спасибо, что спасибо, что не 146% вам насчитали. Или «минус 146%».
Но борьба за мэра - это борьба за мандаты в городской думе. Которая набита строителями, как бочка селедкой. И которых теперь оттуда придется выковыривать. Кому? В смысле, кто будет заниматься формированием городской думы? С одной стороны, нынешнего спикера гордумы Владимира Ходырева все уже списали. А, с другой, кроме него организовать муниципальные выборы и не допустить хаоса в гордуме, кажется, некому. Городские одномандатные выборы - дело затратное. Желающих много, понимающих процессы - двое. Сам Ходырев да бывший мэр Колиух. Оба из категории: кто понял жизнь, тот никуда не торопится. Впрочем, лозунг старый и его можно выкинуть на свалку. Теперь надо поторапливаться. Строителей на следующих выборах прорядят. Но пока сложно себе представить, что они отдадут власть в гордуме. Могут формально отдать мандаты, но профинансировать людей с нормальной биографией. Как белокурую директрису школы Бочарову или орденоносного вояку Воронцова. Таких, безденежных, депутатов в следующей думе будет больше. Впрочем, строитель ты или хозяин автомоек, банально скупивший голоса забулдыг - принципиальной разницы нет. Предварительный просев совсем уж меркантильных кадров - это работа силовиков. Она и в предыдущий цикл была видна, но теперь она только усилится.
А вот по будущему спикеру гордумы вопрос остается открытым и интригующим. Ходырев по-прежнему в доверительных отношениях с губернатором, хотя Гусев и не торопится выполнять те или иные пожелания «группы наиболее видных строителей» (раз уж слово «клан» отказываются употреблять и губернатор, и мэр). Ясно одно: сейчас будет идти хаотический поиск и кастинг новых «правильных» депутатов в гордуму. Чтобы в послужном списке было или СВО, или работа на новых территориях. На муниципальном уровне какой-то системы отбора кадров в принципе нет, или о ней ничего не известно. Или известно, но не то, что хочется знать. Например, что достаточно женится на дочери свояченицы первого вице-мэра, чтобы стать начальником управления.
Хоть жираф и был неправ
фото: Воронежские новости
Сложно понять, что сейчас думает о своем политическом будущем губернатор Гусев. А ведь от этого, от того, каким его видит себе первое лицо региона, зависит многое, почти, что все. Может, ничего и не думает, а живет сегодняшним днем. Есть намеченные планы - они должны выполняться. Планов понарисовали еще перед губернаторскими выборами. Есть косяки (поликлиника на 20 лет Октября), они должны исправляться. И чем быстрее, тем в две смены.
Гусев за шесть лет своего губернаторства приучил не только к неторопливости принятия решений, но и к методичности. Гнет свою линию. Иногда не заметно, но гнет. В чем сложно упрекнуть Александра Викторовича это в переменчивости. Сегодня одно, завтра другое - это не про Гусева. Ну и попытки сохранения нейтралитета и хорошие отношения со всеми группами влияния можно признать успешными. Мягкое сложнее согнуть или сломать. Нельзя сказать, что кто-то сел губернатору на голову. Хотя некоторые на уши и присели. Но уши - не голова. У каждого управленца, от президента до управдома, есть свои серые кардиналы. Наш губернатор не исключение. Но все это время Гусев методично укреплял свою власть. Вы заметили, что даже фронда на него теперь не квакает? Или это недолгий перерыв был из-за выборов?
После паузы на президентские выборы должно в кратчайшие сроки окончательно завершиться формирование областного правительства. Вакансии: первый вице-премьер, курирующий экономику, министр региональной политики и вновь открывшаяся вакансия министра труда и занятости. Прежний, Яцких, не продержался и полгода, уехал в Москву.
Нормального экономического вице-премьера за пределами региона Гусев так и не нашел. И, судя по всему, вскоре утвердит в этой должности довольно скандального министра экономразвития Данила Кустова, чьему назначению тайно противится все облправительство. За исключением руководителя секретариата Лоткова. Но Лотков-то всех их и перевесит. Впрочем, наполеон Кустов вряд ли будет управленческой катастрофой. Научатся ходить мимо его кабинета в кабинет губернатора. А так, конечно, жираф большой - ему видней. Это уже не про Кустова, а про Гусева.
Еще одна ключевая интрига, кому достанется должность главы администрации ключевого Новоусманского района, разрешилась буквально на днях. И разрешилась чисто по-женски. Документы на конкурс подала мало известная в Воронеже замглавы Россошанского района Татьяна Леонтьева, архитектор по образованию. А нынешняя и.о. главы района Елена Дерганова перейдет в облправительство, под начало своего бывшего шефа, а ныне вице-губернатора Маслова. Будущая должность Дергановой не уточняется. Но под Масловым свободно только Министерство внутренней политики, бывшее одиозное УРП. А там вакансий пруд пруди. Ниже замминистра должность Дергановой точно не дадут. А выше?
Султан и его амазонки
В 2020 году гордеевец №1 Владимир Иванович Нетесов, спикер облдумы и секретарь «Единой России», как ребенок радовался, что сумел не допустить в областную думу ни одного депутата лично преданного губернатору. Тогда это добавляло политической субъектности Нетесову. Вчерашняя аппаратная победа, увы, обернулась утратой субъектности самой облдумы. Как не издевайся над городской думой, и скольких там не сажай депутатов, гордума остается живым организмом, где каждый депутат имеет свой политический вес. А областная дума - это собрание ходящих и голосующих строем мумий. Плюс «отряд амазонок» султана Нетесова. И даже такой политический тяжеловес как генерал Солодов пропадает из виду в этом царстве мертвых.
Областная дума будет зачищена и от амазонок, и от мумий, а повезет и от денежных кошельков, которые родом из девяностых. Но тогда же никого не останется?! Так, может, и к лучшему. До выборов полтора года - времени достаточно, чтобы определиться с героями нового времени.
Но если произойдет полная или почти полная замена депутатов облдумы, то, спрашивается, зачем новым депутатам старый спикер? А если Нетесов уже не будет спикером, то сохранит ли он должность партийного секретаря? В целом по России, только в пяти или семи субъектах федерации губернатор не является секретарем регионального политсовета «Единой России». Александр Викторович всегда, и кулуарно и публично, открещивался от претензий на эту должность. Стандартный ответ: рук на все не хватает. Хотя окружение на Гусева всегда давило - забери. Партийная власть в руках губернатора - это свидетельство полноты власти. Ее у губернатора нет. Спустя шесть лет - нет. И это делает его очень уязвимым. Особенно от внешнего давления. Закулисные политические игры никто не отменял. Кстенин - мишень так себе, тренировочная. Главная мишень - это губернатор.
Личная судьба и карьера Нетесова, как кажется автору этих строк, будет ключевой политической темой этого года. Многие инсайдеры предполагают, что судьба Владимира Ивановича решится летом и его удалят классическим методом повышения. В данном случае, наиболее вероятна статусная должность в федеральном аппарате «Единой России». Ведь Нетесов за все эти годы, занимая две политические должности, так и не стал публичным политиком и все норовит со сцены ввернуть про «обслугу». А вот аппаратчик он грамотный. Если Нетесов сдаст пост секретаря политсовета «Едра», то других кандидатур, кроме губернатора, не может быть в принципе.
И последняя «морковка». Это должность сенатора - представителя областной думы, которую сейчас занимает владелец ДСК Сергей Лукин. Полномочия сенатора истекают вместе с полномочиями облдумы в сентябре 2025 года. Для Воронежской области Сергей Николаевич - тяжеловес, у которого не может быть соперников в принципе. Но могут быть обстоятельства, которые выйдут за пределы региона. Например, судьба нашего главного тяжеловеса - экс-губернатора и вице-спикера Госдумы Алексея Гордеева, возраст которого все ближе и ближе к возрасту сенатора. А в Госдуме перемен будет не меньше, чем на региональном уровне. Вы же не верите, что со сменой элит Алексей Васильевич уйдет на покой? А если не уйдет, то обязательно будет держать связь с «землей», то есть с Воронежской областью. Здесь у него все. И, возможно, обе должности Нетесова станут важнейшим предметом консенсуса между Гусевым и Гордеевым. Если они, конечно, будут искать консенсус
А если нет, политическое время поглотит всех без остатка.