Электроремонтный завод №17: Воронеж после Великой Победы

icon 09/05/2021
icon 09:18

©

После долгожданной Победы в Великой Отечественной войне, начиналось время восстановления и роста промышленного потенциала СССР. Но что представлял
собой Воронеж того времени? 

До 25 января 1943 года через город проходила линия фронта. Уже на следующий день первые мирные жители начали возвращаться на родные улицы (после боев 92% жилого фонда было разрушено и серьезно повреждено, однако к 1 марта в свои дома вернулись уже около 10 000 воронежцев). И в городе, который проще было ликвидировать, чем отстроить заново, снова закипела жизнь.

Зимой 1943 по решению Государственного комитета обороны в Воронеже организовали мастерские по ремонту военной техники, танков, авиационных моторов и самолетов. Активно начали возвращаться из эвакуации предприятия. Однако восстановление разрушенных промышленных предприятий было связано с большими трудностями. Потребовались предварительные ресурсы на разминирование и разбор руин на территории заводов: восстановление промышленности начиналось до нулевого цикла, так как, прежде чем приступить к
строительству, нужно было убирать обрушенные части зданий и сортировать оставшиеся материалы, которые еще можно использовать.
Выделенные правительством средства позволили в течение трех военных лет (1943-1945 гг.) возродить часть экономического потенциала области. В результате интенсивных ремонтно-восстановительных работ к моменту завершения Великой Отечественной войны в области было восстановлено и введено в эксплуатацию
44 крупных и средних завода, начали свою работу 168 артелей промкооперации.

В трудные военные и послевоенные годы воронежцы трудились с полной отдачей сил, на пределе человеческих возможностей. Предприятия работали на нужды армии и одновременно переходили на производство «мирной» продукции.


В год Победы появляется электроремонтный завод №17. В ряде документов и свидетельствах первого директора завода приводятся другие даты – 1938 и 1933 годы. До войны появилась артель «Мотор» по ремонту электрических двигателей и электроприборов, расположенная на улице Куцыгина, 17. Численность работников была 526 человек. На базе этой артели, выпускающей электродвигатели постоянного тока, был создан электроремонтный завод, входивший в систему наркомата электропромышленности СССР. Его директором был назначен Алексей Никанорович Студеникин.

Переоборудованное предприятие занималось не просто ремонтом бытовой техники, электродвигателей небольшой мощности, вентиляторов, трансформаторов, динамо-машин. Ему было поручено освоение и изготовление спецтехники, соответствующей общесоюзной серии.

В 1941 году с началом войны завод перешел на изготовление снарядов и корпусов для пехотных мин. В 1942 году при бомбежке здание завода было полностью разрушено. По приказу Комитета обороны Воронежский электроремонтный был эвакуирован в город Прокопьевск в Кемеровской области – откуда не вернулся...


На развалинах улицы Куцыгина (тогда – Верхне-Стрелецкой) было организовано новое производство. Зампредседателя Совета народных комиссаров СССР Вя-
чеслав Молотов подписал распоряжение, обязывающее организовать в Воронежской области электроремонтный завод. Разминирование, разбор завалов и строительные работы велись ударными темпами, чтобы как можно
скорее возвести завод.
Вновь заработавшие воронежские предприятия в большинстве своем были укомплектованы немецким и чешским оборудованием, которое часто выходило из
строя: советских аналогов практически не было. Предстояло создать новое производство, разработать новые технологии – эту задачу и должен был решить электроремонтный завод №17. Приказ о его создании был подписан 15 июня 1945 года.

В послевоенное время на электроремонтном заводе №17 работало около 100 человек, которые в основном были заняты ремонтом поступающей от горожан техники. Результат производственного процесса при таких условиях во многом зависел от опыта рабочих: в плановой системе материального обеспечения ремонтные предприятия получали ресурсы по остаточному принципу.
В марте 1946 года Верховный Совет СССР принял закон «О пятилетнем плане восстановления и развития народного хозяйства СССР на 1946-1950 гг.». На основании принятого закона был разработан пятилетний план восстановления и развития Воронежской области. В эти годы планировались не только ремонтно-восстановительные работы, но также строительство и пуск новых
предприятий. За счет самоотверженного труда буквально всех слоев населения промышленный потенциал Воронежской области начал быстро возрождаться.

Электроремонтный завод, созданием которого занялись уже к конце мая 1945 года, был предшественником всемирно известного воронежского концерна "Энергия" и работающих сейчас последователей концерна - предприятий "Орбита" и "МЭЛ".

(по материалам книги "Время преобразования энергии")