Воронежская область в 2021 году: экономика, инвестиции, уровень жизни

icon 05/07/2022
icon 09:31
Главная новость
Воронежская область в 2021 году: экономика, инвестиции, уровень жизни

Автор:

Месяц назад депутаты областной думы единогласно приняли отчет губернатора Гусева о результатах деятельности правительства Воронежской области за 2021 год. Ни во время доклада, ни после системной оценки от депутатов или от экспертного сообщества мы не услышали. Доклад губернатора мне показался странным с точки зрения методологии. В нем, например, отсутствовали такие базовые величины как валовой региональный продукт и уровень безработицы. А не очень удобную тему демографии губернатор аккуратно обошел по касательной. Вспомнил лишь, что Воронеж по итогам всероссийской переписи населения сохранил статус города-миллионника. Те, кто готовил этот отчет, или скорее сводил воедино разрозненные данные исполнительных органов власти, хотел максимально выпятить лучшее из того, что случилось в экономике региона за год, и заретушировать то, что выпячивать не очень-то и хотелось. 


Согласно указу президента № 68 от 4.02.2021 года существуют двадцать критериев, по которым оценивается эффективность работы глав регионов. Вот они: 1. Доверие к власти, 2. Численность населения, 3. Ожидаемая продолжительность жизни при рождении, 4.Уровень бедности, 5. Доля физкультурников, 6. Уровень образования, 7. Поддержка молодых талантов, 8. Доля волонтеров, 9. Условия для гармоничного развития личности, 10. Число посещений культурных мероприятий, 11. Количество семей, улучшивших жилищные условия, 12. Объем жилищного строительства, 13. Качество городской среды, 14. Доля дорожной сети в крупнейших городских агломерациях, соответствующих нормативам, 15. Качество окружающей среды, 16. Темп роста реальной среднемесячной зарплаты, 17. Темп роста реального среднемесячного душевого дохода, 18. Темп роста инвестиций в основной капитал, за исключением инвестиций инфраструктурных монополий (федеральные проекты) и бюджетных ассигнований федерального бюджета, 19.Численность занятых в сфере малого и среднего бизнеса, включая ИП, 20. «Цифровая зрелость» органов госвласти и местного самоуправления.


Логично было бы, если отчет губернатора перед депутатами полностью соответствовал этим критериям. Однако, судя по тексту, розданному депутатам, в отчете были данные только по семи критериям эффективности из двадцати: образованию, частным инвестициям, жилищному и дорожному строительству, качеству городской и окружающей среды и малому бизнесу. Конечно, большая часть доклада губернатора соответствовала своей внутренней логике – были разделы, посвященные промышленности, сельскому хозяйству, здравоохранению и соцзащите. Эти разделы не коррелируют с указом президента, но их место в докладе не оспаривается.

Из оставшихся нераскрытыми направлений эффективности, пожалуй, лишь число ЗОЖников, выявленных талантов и завербованных волонтеров могли бы показаться необязательными к упоминанию с высокой трибуны. Ну, и вопрос о доверии к власти дискуссионный – у нас как-то не принято давать оценку самому себе. А вот про уровень бедности и реальные доходы населения хотелось бы услышать. 
Тем не менее, отчет – это повод для размышления. Мы попробуем привести по максимуму данные об экономике региона в 2021 году, прозвучавшие в докладе губернатора, а также дополнить их интересными, на наш взгляд, данными Росстата и Центробанка. 


Для начала то, о чем губернатор забыл рассказать. Валовой региональный продукт Воронежской области в 2021 году, как и в 2020 году, превысил один триллион рублей. Мы по-прежнему третья экономика в ЦФО, впереди нас Москва и Московская область. Свежих, точных данных по динамике ВРП год к году мы не обнаружили. Хотя по ходу года руководитель департамента экономразвития Данил Кустов бодро рапортовал о росте 3.4% за 1-й квартал, и 5,6% за 2-й квартал 2021 года. Почему итоговые цифры не вошли в доклад губернатора, остается только гадать. Кажется, по итогам 2021 года ВРП в плюс не вышел. Или это только кажется?


Согласно данным Росстата, за год население области сократилось на 17,9 тысяч человек, или на 0,8%. Всего в Воронежской области проживает 2 миллиона 287 тысяч человек. Средняя заработная плата в Воронежской области в 2021 году составила 40,8 тысяч рублей против 36,3 тысяч рублей в 2020 году. К сожалению, рост наших реальных доходов съедает инфляция, которая по итогам 2021 года в регионе составила 9,2%. Математический подсчет говорит нам, что за год наши реальные доходы выросли на 2,9%. Кстати, и в 2022 году номинальная зарплата в Воронежской области продолжала расти. По последним данным (за апрель), она уже достигла 45,4 тысяч рублей. Правда, уже на фоне более высокой инфляции - 17,8%. Так что, вряд ли мы закончим 2022 год с реальным ростом доходов.

Среднедушевой доход воронежской семьи по итогам 2021 года составил 34,9 тысяч рублей против 32,1 тысячи в 2020 году. По итогам первого квартала 2022 года этот показатель снизился до 32,7 тысяч рублей.
Теперь перейдем непосредственно к цифрам из доклада губернатора.


Первый раздел «Основные итоги социально-экономического развития Воронежской области» обошелся вообще без цифр. То есть собственно цифры были, но они обозначали только проценты. А абсолютные величины не были указаны. Более того, часть показателей была представлена в динамике отношения не к 2020 году, а к 2019 году. Ясно, что пандемия поломала многие показатели, и сравнение с допандемийным периодом имеет некую логику. Но очевидно и то, что такими произвольными сравнениями докладчик пытался приукрасить ситуацию там, где она, видимо, не очень приукрашивалась.

Итак, по итогам 2021 года по сравнению с допандемийным 2019 годом в Воронежской области увеличилось промышленное производство, в целом - на 14,8%, и, в частности, обрабатывающие производства - на 14,1%. А вот оборот розничной торговли за два года увеличился всего на 1,3%, а реальная заработная плата на 4,6%. Число работников малого и среднего бизнеса увеличилось на 12%. 

Другую часть показателей губернатор решил сравнить с 2020 годом. Вот что получилось. Рост всего промышленного производства 4,8%. Животноводства – 7,1%, ввод жилья – 8,1%, рост частных инвестиций – 4,4%. Уровень безработицы за год поднялся на 1,1%. Губернатор почему-то не стал уточнять, что уровень официальной безработицы составил 3,8% трудоспособного населения при среднем показателе 4,8% по стране. Мы входим в 15 регионов с наименьшим уровнем безработицы. 


Второй раздел идет в соответствии с указом президента – «Частные инвестиции». В 2021 году в экономику области было инвестировано 285,9 млрд рублей. Рост, как написано выше, – 4,4%. 68 проектов имеют статус «особо значимых». На них пришлось 251,9 млрд инвестиций. Из чего мы делаем вывод, что без льгот инвестировать никто особо не рвется, а значит, роль госрегулирования в бизнесе была довольно высока. За год список «особо значимых» пополнился шестью проектами на общую сумму 13,4 млрд рублей. Пять из шести новых проектов относятся к сфере АПК. Вот эти проекты: «Бобровский сырзавод», «Воронежский шампиньон», «Экополе», «Мамоновские фермы», «Острогожск-садпитомник» и «РГМ-Нефть-Газ-Сервис».

 
Третий раздел «Государственные инвестиции». В нем главная красота – «Областная адресная инвестиционная программа». Губернатор здесь выдает цифирь с рертоспективой аж до 2017 (последнего гордеевского) года. Тут все понятно: областная инвестпрограмма – это главная фишка Гусева, его багаж на выборы 2023 года. При Гордееве в 2017 году на нее было потрачено 6,5 млрд, в том числе 4,3 млрд из регионального бюджета. При Гусеве произошел заметный рост, и хотя он не двигался строго по нарастающей, все равно он внушительный. 2018 год – 9,1 млрд, 2019 – 13 млрд, 2020 – 14,3 млрд и в 2021 – 11,9 млрд. Причем, в 2021 году впервые федеральное софинансирование превысило региональное - 6,6 млрд к 5,3 млрд. В рамках областной инвестпрограммы были введены в эксплуатацию радиотерапевтический корпус онкодиспансера, корпус онкогематологии областной детской больницы, три школы, четыре спортивных объекта, пять детсадов, семь ФАПов и др. Еще 2,1 млрд было потрачено на капитальный ремонт 343 объектов соцсферы (191 школа, 26 детсадов, 45 медучреждений и др.) Общая сумма госинвестиций, включая нацпроекты, за 2021 год составила 20,7 млрд рублей.

Чуднее всего был выведен раздел «Показатели промышленного комплекса».

Общий объем отгруженных промышленных товаров составил 823,9 млрд рублей. Конечно, хотелось бы поинтересоваться, какую долю в этой отгрузке составляет машиностроение, а сколько пришлось, например, на химическую или другие отрасли. Но вместо этого неведомый нам сочинитель раздела пишет «12 лет сплошных побед»: с 2010 по 2021 год – непрерывный рост в 2,6 раза. Понять ничего нельзя, но порадоваться можно. Дальше нам разбивают радость по периодам, и получился среднегодовой рост промышленного производства 8,1% в год. И сколько, спрашивается, из этих процентов съела инфляция? Дальше гимн нашему маленькому месту, за которое мы отвечаем. «Инвестиции в обрабатывающие производства» составили 25%. Тут надо переключиться и с ходу сообразить, что не за 12 лет, а лишь за год. Или за два. Дополнительные вопросы к составителю. Этих инвестиций было 2 миллиарда и это было льготное «финансирование» по программам Регионального и Федерального фондов развития промышленности. С большой буквы – так в докладе. «Финансирование» - это, надо полагать, кредиты, по которым часть процентной ставки субсидируется государством. А сами скромные суммы господдержки нам не озвучили. Ну да ладно. Но 2 миллиарда в обрабатывающей промышленности (то есть в машиностроении) на фоне 286 млрд всех частных инвестиций – это очень наглядно показывает, что распиаренная губернаторской командой программа «Новой индустриализации региона» находится в зачаточном состоянии. Нет, конечно, есть динамично развивающаяся пищевая переработка, но это не совсем та индустриализация, как мы ее представляем из школьных учебников истории. Еще пара совсем уж скромных цифр, удостоенных внимания депутатов в разделе «Промышленность»: 800 миллионов рублей госденег освоили среди малых предприятий в научно-технической сфере, а 700 млн досталось воронежской оборонке в рамках федеральной целевой программы. 


«Сельское хозяйство» стоит пятым разделом. Наверное, могло быть и первым. Объем отгруженной продукции воронежского АПК в два с половиной раза меньше, чем объем отгруженной продукции промышленности – 334,5 млрд рублей против 823,9 млрд рублей. Но по доле в общероссийском производстве сельхозпродукции Воронежская область значительно превосходит общие показатели региона. Если вклад нашей области в валовой национальный продукт РФ составляет скромные 1,2%, то вклад воронежского АПК в общероссийское агропроизводство составляет уже 4%. 


Раздел «Сельское хозяйство» начинается с гордого утверждения о том, что Воронежская область занимает 4-е место по производству продукции АПК в стране. Это произошло впервые в нашей истории. Впереди только огромные южные житницы России – Краснодарский край и Ростовская область. А вот флагмана Черноземья, Белгородскую область, мы нагоняем стремительно. Разрыв по произведенной продукции АПК по итогам 2021 года минимален – всего десять миллиардов рублей.


Дальше идет в общей стилистике отчета: здесь читать, тут не читать. В животноводстве годовой прирост 7,1%. А вот про приросты в молоке (1057 тыс. тонн), мясе (617 тыс. тонн) и яйцах (765 млн штук) вы ничего не узнаете. Видимо, их просто не было. Но и без приростов есть чем похвастаться. В продукции АПК мы занимаем второе место в стране по валовому урожаю свеклы, третьи места по молоку и мясу, только четвертые по подсолнечнику, и лишь шестые по зерновым. В пищевой переработке мы – первые в стране по производству подсолнечного масла, вторые сразу по трем показателям – по сахару, кондитерским изделиям и сливочному маслу, пятые по производству сыров.
Наибольшее умиление здесь вызывает разрыв мест между производством подсолнечника и подсолнечного масла. Самый банальный вывод – на переработку подсолнечника в Воронежскую область свозят семечку со всех соседних областей. Можно было бы порадоваться – ведь это дополнительные налоги в областную казну. Но на деле это разбитые перегруженными машинами дороги и повышенная аварийность в сезон работы маслоэкстракционных заводов. 

Шестой раздел «Малое и среднее предпринимательство» выделен, видимо, именно потому, что есть соответствующий критерий эффективности в указе президента. Сам раздел маленький и малоинформативный. Но главная цифра – это число занятых в малом и среднем бизнесе. Таковых у нас 389 тысяч человек.

Добавляем от себя то, что забыл губернатор. Общее число трудоспособного населения – 1 млн 140 тысяч. Делим одно на другое и получаем, что каждый третий воронежец работает в малых предприятиях. Даже чуть больше – 34%. Кажется, это свидетельствует о том, что Воронеж – это хорошее место для ведения малого бизнеса. Если верить аналитикам Сбера, то в среднем по России в малом и среднем бизнесе трудятся 25% трудоспособного населения. Деньги, которые тратят власти на эту треть населения, мягко говоря, не впечатляют. 2,5 млрд рублей кредитов, полученных при участии региональной гарантийной организации. 376 займов на общую сумму 573,4 млн рублей, выданных региональной микрокредитной организацией. И адресная помощь 199 предприятиям на сумму 167,9 млн рублей. Кажется, всё, что нашим людям нужно, это чтобы государство от них отстало. Налоговый климат для малого бизнеса благоприятный. Проверок, считай, что и нет. Растет само, как чертополох. Попробуй еще вырви. 


В седьмом разделе отчета «Строительство» не оказалось данных о числе семей, улучшивших жилищные условия. А ведь это один из критериев губернаторской эффективности.

Введено 1,864 млн квадратных метров жилья (+8,1% к 2020 году), в том числе, 981,5 млн метров индивидуального жилья (+12% к 2020 году). Это третье место по ЦФО и 11-е по России. Целевые показатели нацпроекта «Жилье и городская среда» выполнены. Следующие два раздела отчета «Комфортная городская среда» (затраты 1,7 млрд, создано 64 общественных пространства) и «Дорожная деятельность и транспортная инфраструктура» также относятся к критериям губернаторской эффективности. На дороги и развязки было потрачено 16,5 млрд рублей (+17,8% к 2020 году). Отремонтировано более 800 км дорог, построено 30 наземных переходов. В отчете выделено четыре крупнейших объекта. Три завершенных в прошлом году – объезд Боброва, путепровод у «Работницы» и ремонт улицы Острогожская. Начато грандиозное строительство Остужевской развязки. Главный результат раздела – 70,3% дорожной сети соответствует нормативным требованиям. Целевой показатель – 85%. Он должен быть выполнен к концу 2024 года. Тут, впрочем, жизнь должна внести свои коррективы. Ведь большая часть российской, в том числе и воронежской, дорожной техники уехала восстанавливать дороги освобожденных районов Украины.


В финале отчета разделы, посвященные соцсфере – образование, здравоохранение, соцподдержка, культура и туризм. На областную госпрограмму «Развитие образования» потрачено 32 млрд, а на развитие здравоохранения почти в два раза больше – 56 млрд, плюс 8,2 млрд съел ковид. А мерами соцподдержки воспользовались 444 тысячи человек. На это ушло 15,5 млрд рублей. На нацпроект «Культура» облбюджет наскреб 42 миллиона рублей. Вместе с федеральными деньгами вышло 217 млн. Зато отремонтировали (не без приключений) фасад одного из самых видовых зданий Воронежа – театра кукол.

 
Венцом губернаторского доклада был отчет о бюджетной системе. Которая у нас, как известно, в надежных руках, и которая, по данным Минфина, по качеству исполнения много лет входит в тройку лучших по стране. Областной бюджет вырос по доходам на 19,8% к 2020 году: 163,9 млрд против 143,9 млрд. По расходам – 144,7 млрд против 137 млрд годом ранее. На соцсферу направляется 97,3 млрд или 67,2% от всех расходов. На 876 млн сократили соотношение госдолга к собственным доходам. Теперь долги наши тяжкие составляют… а этого в докладе опять не указано. Впрочем, шарада разгадывается довольно просто. Ведь сказано, что долг составляет 14,9% от доходов. Перемножили, получили 24,4 млрд рублей долгов. Долги эти, как я понимаю, теперь исключительно бюджетные. Коммерческих банков среди кредиторов бюджета больше нет. 


Вот такой получился обзор губернаторского отчета и того, что в него не вошло. Делать какие-то выводы, кроме банального «караван идет», мне кажется неуместным.

 
Текст: Александр Пирогов