К юбилею легендарного Авиакомплекса имени Сергея Ильюшина: воронежские страницы истории

icon 13/01/2023
icon 13:15
Главная новость
К юбилею легендарного Авиакомплекса имени Сергея Ильюшина: воронежские страницы истории

Автор: Фото - Воронежский авиационный завод, выпуск ИЛ-2

Фото - Воронежский авиационный завод, выпуск ИЛ-2

13 января 90-летний юбилей отмечает "Авиационный комплекс имени Сергея Ильюшина". Это совершенно уникальное предприятие, имеющее поистине легендарную историю. И несколько страниц в ней принадлежит воронежцам. Ведь именно воронежские специалисты помогали реализовать важнейшие разработки. 

 

Ил-2. Самый массовый боевой самолет в мире

Более тридцати тысяч самолетов, если точнее - 36 163. Половину из них сделали воронежские самолетостроители. 

Ил-2 - самый известный самолет Сергея Ильюшина. В 1930-х годах авиаконструктор предложил руководству СССР создать "летающий танк" для авиационной поддержки наземной армии во время работы ПВО противника.

- До сих пор конструкторы надевали броню на каркас только с целью его защиты. А тут был спроектирован бронекорпус, заключающий в себе все жизненно важные части боевой машины — мотор, кабину экипажа, системы двигателя и тому подобное. Корпусу придавалась обтекаемая форма, - Сергей Ильюшин.

Максимальная горизонтальная скорость самолета у земли - 390 км/ч, на высоте 1200 м — 405 км/ч. На высоту 1000 м он взлетал за 2,2 мин. 

В марте 1941-го в Воронеже состоялся первый полет серийного штурмовика. Тогда он был одноместным. Но после начала войны быстро стало понятно, что без заднего пулемета Ил-2 слишком уязвим. Оперативно был разработан и принят на вооружение двухместный вариант.  Кабину стрелка расположили в задней полусфере борта. Немцы Ил-2 называли черной смертью (чумой), мясорубкой, железным Густавом, бетонным самолетом...

За годы войны было создано несколько модификаций самолетов. За создание и совершенствование Ил-2, разработку Ил-10 Сергею Ильюшину были присуждены четыре Сталинские премии. 

Тяжелая штурмовая машина была одинаково доступна пилотированию мужчин и женщин. На Ил-2 воевали в рядах советской армии четыре женщины-летчицы: Тамара Константинова, Анна Тимофеева-Егорова, Мария Толстова и Лидия Шулайкина. За свои подвиги в небе они были награждены высшими званиями, орденами и медалями за отвагу и преданность Родине. 880 летчиков Ил-2, летавших во время Великой Отечественной войны, стали Героями Советского Союза, 27 удостоены этого звания дважды.

В 1979 году в Воронеже у авиазавода появился памятник Ил-2. Это был настоящий штурмовик, который нашли на дне озера в белгородском селе Ракитное. В свободное от работы время молодые рабочие завода и ветераны восстанавливали самолет, а потом поместили его на постамент-балку. 

Фото - 1979 год, открытие памятника ИЛ-2 у Воронежского авиазавода

 ИЛ-28: "Гончая" с  тактическим ядерным оружием

ИЛ-28 (1948) - один из первых серийных советских самолётов с реактивным двигателем. Фронтовой бомбардировщик был носителем тактического ядерного оружия. Первый в мире реактивный двухдвигательный самолёт с форсажными камерами. С 1949 года серийно выпускался в Воронеже, москве и Омске. 
В середине 1950-х годов был основной ударной силой фронтовой авиации страны, но его достаточно быстро заменили более совершенные модели. В то же время за рубежом самолет участвовал во множестве локальных конфликтов вплоть до конца XX века. 

Основным вооружением являлись бомбы общей массой до 3 тыс. кг. Они размещались в бомбоотсеке, оборудованном четырьмя кассетными и одним балочным держателями. На кассетные держатели могли подвешиваться бомбы калибра от 50 до 500 кг, а на балочный — весом от 1 тыс. до 3 тыс. кг. Изначально не предполагалось, что в арсенале будет и атомная бомба, но на это повлияла международная обстановка. Бомбоотсек оснастили системой обогрева, на борту Ил-28 установили спецоборудование.

Ил-28 можно назвать не только первопроходцем, но и по совокупности характеристик лучшим фронтовым реактивным бомбардировщиком первого поколения. Борт производился по лицензии в Китае и Чехословакии, поставлялась на экспорт в Албанию, Алжир, Афганистан, Болгарию, Венгрию, Вьетнам, ГДР, Египет, Индонезию, Ирак, Южный Йемен, Камбоджу, КНДР, Кубу, Марокко, Нигерию, Польшу, Румынию, Сирию, Сомали и Финляндию.

В Воронеже, на территории авиабазы "Балтимор" стоит памятник ИЛ-28. 

ИЛ-86: ни одного погибшего пассажира за 31 год полетов

Самолёт Ил-86 - первый серийный пассажирский борт СССР. Для возможности производства воронежский завод провёл серьезную реконструкцию. Появилось еще 48 000 квадратных метров цехов для сборки, освоена технология создания деталей из композиционных материалов и многое другое.

В 1977 году прошел первый полёт реактивного лайнера Ил-86 и самолёт был показан на Парижском международном авиасалоне. Уже через три года самолет начал регулярные пассажирские перевозки по территории Союза, через полгода после этого вышел на международные авиалинии. Всего за 8 лет цеха авиазавода покинуло 104 Ил-86. За более чем 30 лет они успешно перевозили пассажиров без летных происшествий, проложив маршруты в 64 страны. 

ИЛ-96: первый советский дальнемагистральный широкофюзеляжный самолёт

Ил-96 — пассажирский широкофюзеляжный самолёт для авиалиний средней и большой протяжённости. Он был выполнен по схеме цельнометаллического свободнонесущего четырёхмоторного широкофюзеляжного низкоплана со стреловидным крылом и вертикальным оперением. 

Ил-96-300 был создан до распада СССР, совершил первый полет в конце 80-х. Производится серийно с 1993 года на заводе Воронежского акционерного самолётостроительного общества. Коммерческая эксплуатация самолёта началась 14 июля этого же года на маршруте Москва — Нью-Йорк. 

В 1995 году начато производство транспортного самолёта Ил-96Т, после - Ил-96-400. В Воронеже в 2024 году стартует серийное производство Ил-96-400М.