«Картины помогли выжить в лихие девяностые»: художник и скульптор Роман Жиляев рассказал о том, как творчество изменило его жизнь
© Фото: Роман Жиляев
Воронежский художник и скульптор Роман Жиляев рассказал «Воронежским новостям» о том, почему любит рисовать Воронеж, а для скульптурных композиций выбрал такой не популярный сейчас материал как бетон.
В пять лет умел различать все оттенки цветов
Родители отдали Романа Жиляева в изостудию, когда ему было пять лет. Подсказала воспитательница детского сада, заметившая, что маленький мальчик прекрасно различает все оттенки цветов.
В детстве Роман учился в художественной школе. После неудачной попытки поступить в училище по направлению «скульптура», стал студентом института и учился уже на инженера-механика.
- Был период, когда я не рисовал лет семь... А где-то в середине учебы в институте снова загорелся. Начал рисовать и продавать картины. Эти подработки помогли мне в студенчестве выжить, а ведь тогда были лихие девяностые. Мой путь как художника начался именно с картин. Я рисовал и рисую только знаковые места Воронежа и области.
Дивногорье
Костомарово
В целом, все мое творчество связано с историей, поэтому я очень тесно общаюсь с археологами и историками.
Технологический институт помог и в творчестве
Технологическое образование помогало как в живописи, так и в скульптуре. Институт дал многое для объемного мышления.
- Я теперь мог все рассчитывать, прикинуть прочность материала, найти точки напряжения, что надо усилить, а где ослабить. К тому же, я научился сварке!
Идею работать с гипсом подал ему отец и отдал учиться к своему товарищу детства - скульптору.
- Мы с ним и отливали, и лепили, и ездили монтировать что-то... Сейчас многие пренебрегают безопасностью, плюют на технологию. Например, делают работу без армирования. Я, например, такое вижу на проспекте Революции, на каждом карнизе. Вот «оно» после каждой зимы все и падает. А мы делали карниз на воронежском драмтеатре - и ни одной трещинки. И почему эту технологию не берут, я не понимаю.
Бетон — не благородный гранит или мрамор. Однако история бетонных скульптур насчитывает не одну сотню лет. Это долговечный и практичный материал. В дореволюционной России из бетона сначала начали выполнять декоративные детали и рельефы для украшения зданий. Потом появились парковые скульптуры. Настоящий «бетонный бум» был в советские годы: городские парки и скверы демонстрировали самые разные композиции по всему Союзу. В настоящее время материал не пользуется такой популярностью, как раньше.
Первая бетонная скульптура — офтальмозавр
- Основной принцип работы с бетоном тот же, что и с глиной, просто другая специфика материала. Как строительным материалом с бетоном я работал давно. Как себя ведет смесь я знал. А технически мне помог прежний опыт с гипсом. В принципе, когда замешиваешь любую смесь, то ты на 100% не уверен, что получится. Смотришь, как он себя ведет, и потом уже с этим работаешь.
Первая бетонная скульптура – заказ из Саранска. Сделал форму гипсовой модели офтальмозавра и залил бетоном. Тогда был эксперимент, и результат превзошел все ожидания. Уже в Саранске спустя три месяца он набрал твердости, и когда там болгаркой с трудом дорабатывал его, понял, насколько плотная получилась структура.
В Воронеже бетоном почти никто не занимается
- В Воронеже бетонных скульптур не очень-то много, а вот в других городах это очень распространено. Он же все выдерживает! Поэтому меня бетон так и тянет. Например, я делал на экологической тропе в Нагорной Дубраве копию половецкой бабы, ее и выдергивали, и валяли какие-то подростки. Я приезжал, там одна трещинка всего пошла. Чуть поглубже закопали - и стоит.
Да и работать с бетоном легко. Только ему надо около месяца застыть. По технологии есть два варианта: либо заливка, либо лепка. Второй вариант так же как из пластилина. Есть растворы, которые увеличивают текучесть, а есть те, которые делают бетон похожим на пластилин.
Работа с бетоном растягивается на несколько дней, этим он отличается от других материалов, потому что дает время подумать или даже передумать. Но бетон, выпущенный в разные временные сроки или разными производителями при смешивании может отслаиваться. И проявляется это не сразу, а через пару лет.
Недавно Роман делал скульптуру для экспозиции «Краски жизни» в Дворцовом комплексе Ольденбургских «Фельдшерском доме» – единственном сохранившемся здании комплекса рамонской лечебницы, построенном во второй половине XIX века. По словам художника, вес скульптуры получился более 200 килограмм.
Иногда до воплощения проходит не один год
Говоря о том, сколько времени уходит обычно на работу, Роман отвечает «всегда по-разному».
- Когда имитировал кусок скалы, нанес цвет и оттенок, вышел на солнце и ужаснулся. Совсем другая структура, цвет плохой... И такое постоянно бывает. Иногда зависит даже от стен: если зеленым отливают, то скульптура кажется зеленой. Иногда до воплощения идеи проходит не один год из-за этих нюансов.
Хочется заинтересовать людей
- В 2018 году начал делать выставки в парках, брал разрешение в мэрии. Управление культуры мне посодействовало. В течение двух лет я выставлялся с картинами почти во всех парках Воронежа. Было интересно, считай, бесплатно проводил виртуальные экскурсии по городу. Зрители были очень рады и благодарны. В следующем сезоне может быть что-то подобное тоже сделаю.
Кроме того, в своей мастерской я собираюсь делать эскизы, чтобы показать вариации того, что можно сделать из бетона. Хочется заинтересовать людей. Пока же у меня в работе заказы по бетону из других городов. Параллельно работаю над бетонными арт-объектами для экотропы.
Идей у меня много. Например, можно делать на бетонных подпорных стенах в городе имитации скал с копиями наскальных рисунков. Может, буду через пару лет брать учеников. Осталось в мастерской порядок навести...
Текст: Алена Свириденко