Чистилище для Сысоева-старшего. Под суд идет экс-председатель областного правительства

icon 11/08/2023
icon 13:30

©

7 августа в Центральный районный суд Воронежа поступило уголовное дело по обвинению бывшего директора воронежского филиала Российского экономического университета имени Плеханова, знаменитой «Плешки». 72-летний Александр Сысоев, работавший директором филиала с 2014 года по ноябрь 2021 года, а ныне являющийся советником президента «Эконивы» Штефана Дюрра, обвиняется в двух эпизодах крупных взяток (ч. 5 ст. 290 УК РФ), полученных от студентов через посредников на общую сумму 390 тысяч рублей.

Александр Сысоев-старший, как его называли в воронежском политикуме, дабы отличать от Сысоева-младшего, ректора академии спорта, занимал должности председателя правительства Воронежской области (1999-2001), депутата Государственной думы четвертого и пятого созывов (2003-2011), был секретарем регионального политсовета «Единой России» (2005-2009), членом высшего совета партии «Единая Россия» (2006-2014). Никогда в истории воронежского правосудия человек с такого рода регалиями не оказывался на скамье подсудимых.

Уголовное дело по обвинению Сысоева было возбуждено следственным управлением следственного комитета по Центральному району в марте 2023 года. Следствие было проведено в строжайшей тайне и в самые короткие сроки. Об уголовном преследовании не знали даже самые близкие друзья Сысоева. Александр Митрофанович вину признал в полном объеме. Дело еще не распределено конкретному судье.

В ноябре 2021 года, достигнув предельного для своей должности 70-летнего возраста, Сысоев покинул директорское кресло, но оставался в вузе советником. Именно в этот период спалилась на взятках декан экономического факультета филиала Светлана Иванисова. В дальнейшем именно она дала показания на Сысоева по одному из эпизодов. По другому ключевым свидетелем была женщина - завхоз вуза. Дело самой Иванисовой начало рассматриваться в Центральном суде в июне. У деканши ситуация посложнее, чем у ее начальника - девять эпизодов взяток, из которых три - крупных. Общая сумма взяток - около 900 тысяч. Ни Иванисова, ни Сысоев особенно не шифровались и получали деньги за экзамены прямо на свои банковские карты, а Иванисова еще и на карту мужа.

Если оставить за скобками торговлю наркотиками или редко встречающуюся измену Родине, взятка - самый тяжелый из ненасильственных составов преступлений. Гадать, дадут Митрофановичу условно или реальный срок, занятие не только не благодарное, но и методически неправильное. Санкция по части 5 статьи 290 УК РФ предполагает несколько видов наказания. Процитируем дословно: деяния «наказываются штрафом в размере от двух миллионов до четырех миллионов рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до четырех лет, или в размере от семидесятикратной до девяностократной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до десяти лет либо лишением свободы на срок от семи до двенадцати лет со штрафом в размере до шестидесятикратной суммы взятки или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до десяти лет или без такового».

Если человека не хлопают с поличным, взятка - преступление труднодоказуемое. Может быть, именно поэтому законодатель сделал такой дифференцированный подход к наказанию. И если человек сознался, поднял лапки кверху, то его ждет сравнительно мягкий приговор. Хотя не факт. Крупный размер взятки определен в диапазоне от 150 тысяч рублей до одного миллиона. Дальше особо крупный - и там все ужасно. Но и по просто крупной взятке, если начинаешь бодаться, получаешь от семи лет.

Мы пока не знаем важной детали, сколько «весит», каждая полученная Сысоевым взятка, но если поделить 390 тысяч пополам, то получится по 195 тысяч рублей, что не очень далеко до нижнего предела крупной взятки. Суд это обязательно будет учитывать при вынесении приговора. Взятка ниже 150 тысяч, но больше 25 тысяч составляет значительный размер (ч. 2 ст. 290) и по ней де-факто реальный срок не дают. Кроме того, у Александра Митрофановича имеется почетная грамота президента РФ, полученная в 2010 году. Она будет приравняна к госнаградам. Плюс пожилой подсудимый является молодым отцом, во втором браке у него родился сын, которому еще нет десяти лет и для которого Сысоев является кормильцем. Возможно, единственным, в случае если жена - домохозяйка. Все это смягчающие обстоятельства. Существует вероятность, что суд применит санкцию в виде простого штрафа (от двух до четырех миллионов за каждый эпизод), поскольку эпизодов два, то будет сложение штрафов. Грубо говоря, не больше восьми миллионов. И это самый оптимистический вариант развития событий. Про другой даже и говорить не хочется. Все-таки подсудимый находится в очень солидном возрасте.

В общем, Сысоев-старший завис между свободой и несвободой, как душа человека - между адом и раем. У католиков это промежуточное состояние называется чистилищем. Православная церковь отрицает существование чистилища, хотя и признает необходимость молитв за умерших. И ситуация Сысоева точно не повод для злорадства или каких-то многозначительных выводов, сделанных крепким задним умом. Нет никакого смысла искать следы чьей-то мести. Враги у Сысоева, если и были, то все претензии давно забыты.

Спалился - отвечай по закону. Но не оставляет ощущение: Боже, как все это глупо. 390 тысяч. Рублей. Как измельчали отцы русской демократии и особы, приближенные к губернаторам. А ведь мэров менял, как перчатки, было дело.


Лискинские мы


Александр Митрофанович родился 5 ноября 1951 года. Местом рождения в официальной биографии указан город Лиски, который с 1965 по 1991 годы переименовывался в Георгиу-Деж. Отец Митрофан Андриянович был более 20 лет председателем сельсовета села Высокое. Память о себе оставил добрую, а еще в краеведческих записках нашлось любопытное свидетельство: в 1961 году Митрофан Сысоев стал первым в своем селе покупателем телевизора «Рекорд». Отец умер в 1973 году, похороны были многолюдными. Александр к этому времени успел окончить Воронежский авиационный техникум, поработать слесарем в Московской области и мастером профтехучилища в Лисках. С 1974 года - инструктор в аппарате Лискинского райсовета. Потом был комсомол и учеба в СХИ, который Сысоев закончил в 1980 году. В 1986 году возглавил совхоз.

А в 1989 году случилось событие, определившее судьбу Александра Митрофановича. Первый секретарь Георгиудежского горкома КПСС Виктор Шевцов ушел на повышение в Воронеж и Сысоев в 37 лет неожиданно занял его место. За пару лет успел войти во вкус власти, избраться депутатом облсовета, где познакомился и близко сошелся с первым секретарем обкома КПСС и будущим губернатором Иваном Шабановым. Перед молодым управленцем замаячили серьезные перспективы. Но тут распался СССР, КПСС запретили и Шевцов вернулся в Лиски, на «живое место». Сысоеву пришлось пододвинуться в добровольно-принудительном порядке. Виктор Владимирович влияние на местную элиту сохранял, бодаться с ним было сложно. Но милостивый Шевцов взял Сысоева к себе заместителем.

В это время Воронеж стал столицей красного пояса. В 1995 году коммунист Шабанов, избранный председателем облдумы, сделал коммуниста Сысоева своим первым заместителем. А когда Шабанов в 1996 году выиграл губернаторские выборы, Александр Митрофанович три месяца возглавлял областную думу.

В 1999 году Шабанов затеял перестройку своей администрации и создал областное правительство, он позвал Сысоева на позицию председателя. Основным кандидатом на главную хозяйственную должность региона был как раз Шевцов, считавшийся чуть ли не эталонным хозяйственником. У Митрофановича, четыре года прозаседавшего в думе, хозяйственного оыта по сути не было. Зато было много опыта политического. В политике что главное? Вовремя предать - значит предвидеть. А еще в политике нет убеждений - только обстоятельства.

За пару лет тандем Шабанов-Сысоев умудрился довести область до ручки. В стране было не лучше. После прихода Путина начался транзит власти в регионах. Шабанов был обречен, не предали его лишь единицы. Но Сысоев - второй человек области - своего босса и благодетеля безбожно слил. Правда, тут как раз вмешались обстоятельства. В качестве председателя правительства Сысоев познакомился и быстро сошелся с хозяином россошанских «Минудобрений», экс-министром и долларовым миллиардером Николаем Ольшанским. Ольшанский с его деньгами и прочими ресурсами Шабанова сдал. Результатом сделки стало назначение двух людей Ольшанского - Сергея Наумова и Александра Сысоева первыми заместителями губернатора. Кулаков считал Сысоева предателем и откровенно недолюбливал, но терпел его почти год. Потом должность сократили, а Александр Митрофанович, не бросая партбилета, ненадолго перешел в большой бизнес - возглавил «Росагротрейд», главного продавца россошанских удобрений. Еще был эпизод как в 2002 году Сысоев участвовал в качестве гендиректора ООО «Рамонский сахар» в передаче соответствующего сахзавода «правильному» инвестору - «Продимексу». Завод выкупили вместе со свеклосеящей зоной и почти тут же со скандалом закрыли. Дескать, нерентабельный.

В 2003 году Сысоев при финансовой поддержке Ольшанского и административной Кулакова самовыдвинулся в Государственную думу. Коммунисты выдвинули легендарного директора мехзавода Костина, а Сысоева лишили партбилета с формулировкой «за оппортунизм». Растягивать протестные голоса снарядили Галину Кудрявцеву. Малохаризматичный Сысоев прошел между Костиным и Кудрявцевой как между струек - 23% голосов. В 2007 переизбрался уже по спискам «Единой России». Близко сошелся с Вячеславом Володиным, тогда еще зампредом Госдумы. А в 2005 году после гибели в автокатастрофе Юрия Титова Сысоев занял кресло секретаря регионального политсовета «Единой России» и в этом качестве сыграл важную, но небескорыстную роль в том, чтобы «Единая Россия» сделала ставку на выборах мэра на Сергея Колиуха. Кулаков хотел сделать мэром Сергея Чижова, но Сысоев ему сломал игру. Впрочем, колиуховская команда «Родного Воронежа», поддержанная ведущими строителями, была настолько мощна, что выиграла бы и без административной поддержки. Сысоев лишь снял пенку, и, надо полагать, нехилую.

В команду губернатора Гордеева, пришедшего в феврале 2009 года, Сысоев не вписался. Да и не мог. У Гордеева были натянутые отношения с новым сысоевским «папиком» Володиным. С местом регионального политсекретаря Митрофанович расстался в ноябре 2009 года - начиналась предвыборная кампания в областную думу и Сысоева от нее категорично отстранили. Он еще оставался депутатом Госдумы, но политическая карьера его была завершена. Когда в 2011 году у Сысоева закончились депутатские полномочия в Госдуме, в Воронеже и не заметили.

В 2014 году произошло странное и неожиданное для воронежцев событие: Александр Митрофанович стал ректором московского вуза. Вуз назывался «Московский государственный агроинженерный университет имени Горячкина». Кем-кем, а ректором Сысоева было сложно представить. Но он быстро вжился в роль и ректорствовал в Москве два с половиной года. После чего «горячкинцев» поглотила Тимирязевская сельхозакадемия.

Сысоев вернулся в Воронеж, женился. Сменил директора филиала «Плешки». По старой привычке пытался как-то активничать в политической жизни. Стал ревизором совета ректоров. В 2020 году его заместительница и протеже Елена Соломатина даже выиграла праймериз «Единой России» в городскую думу - это Митрофанович договорился, но ресурсов победить в Ленинском районе видного коммуниста Померанцева у нее не хватило. Кампания была самой слабой среди всех кандидатов от партии власти. А потом попалась Иванисова. Можно, конечно, порассуждать, что все эти коммерческие вузы закладывают в саму модель бизнеса поборы со студентов. Что вся эта небескорыстная «помощь» многими воспринимается как бы в порядке вещей. Про то, что в «Плешке» училось очень много силовиков или их родственников и рано или поздно кто-то должен был попасться на крючок и потянуть за собой начальство.


Кабы при моей работе бабы не нужны были, я бы с ними слова не сказал. 


Александр Пирогов