Стадионный рок. Автогол на Маршака
Рок и срок воронежского стадиона
© Скриншот видео
Что нам стоит стадион построить? Воронежскому «Факелу» остается провести всего четыре игры на Центральном стадионе профсоюзов, он же - «Труд», он же - «Знамя» он же - «Пищевик». Меньше, чем через полтора месяца, пройдет последний матч на легендарной арене, принимавшей воронежский футбол ровно девяносто лет. Стадион на Студенческой до февраля этого года был собственностью профсоюзов. Между клубом и профсоюзами шла многолетняя война из-за низкого качества газона. «Это не газон, а какая-то коричневая субстанция», - писал губернатор Александр Гусев в своем телеграм-канале. Попытки выкупить стадион у профсоюзов начались в 2019 году, но облсовпроф просил немыслимые 700 млн. Стоит учесть, что стадион строился за счет государства, и даже в 90-е реконструировался за счет государства. Профсоюзная собака просидела на сене почти пять лет. В 2023 году стадион был выкуплен за 200 млн в собственность области. Под снос.
25 мая «Факел» примет грозненский «Ахмат» - это будет прощальный матч любимой поколениями болельщиков арены. После этого Центральный стадион профсоюзов закроют на реконструкцию, точнее - снесут, торги на проектирование нового стадиона на этом месте уже объявлены. Концепт будущего стадиона на Студенческой нам показали.
Куда уедет воронежский футбол? И будет ли ему куда уехать, или по примеру умершего в муках ФК «Тамбов» будем играть домашние матчи где-нибудь в Мордовии? На 1 апреля готовность стадиона-дублера на улице Маршака, по заявлению губернатора, составляет 70%. Есть ли риск, что «Факелу» на следующий сезон негде будет играть? Ответим сразу: нет, такого риска нет. По последнему, скорректированному графику застройщик должен сдать стадион 1 июня. Но в запасе все равно останется два месяца на всякий случай. Раньше последних чисел июля новый стадион матчи чемпионата России принимать не должен.
Попробуем изложить всю затянувшуюся историю строительства стадиона «Факел» на Маршака. Не ища правых и виноватых. Тем более, имена виноватых или «виноватых» на публику стараются не называть. Мы направляли журналистский запрос в облправительство из 11 вопросов, но получили лишь обтекаемые ответы от министра строительства Артура Кулешова. В конце текста приведем переписку полностью.
В июле 2019 года генеральным директором плетущегося в самом низу пердива ФК «Факел» (17-е из 20 мест) был назначен Роман Асхабадзе. Молодой, но уже знаменитый по «Спартаку» футбольный функционер. В паре с ним пришел на должность губернаторского советника по спорту Владимир Леонченко, в дальнейшем, с декабря 2020 года перешедший на должность гендиректора «Локомотива». Считается, что их обоих рекомендовал Гусеву президент Российского футбольного союза и «Газпром нефти» Александр Дюков, знавший Гусева по работе в «Сибуре».
Еще до прихода этой сладкой парочки при губернаторе существовал Совет по содействию развитию «Факела», на котором профильные чиновники зачитывали вслух в качестве «достижений» турнирную таблицу. Можно спорить, бывали ли в истории клуба времена более мрачные (бывали), но никаких перспектив из девятнадцатилетнего болтания между пердивом и второй лигой в тот момент не просматривалось. Сказать по правде, от появления у руля «Факела» Асхабадзе никто никаких прорывов не ждал. Бывали у руля «Факела» звезды и поярче. Один Костантин Сарсания чего стоил. Первый сезон при Асхабадзе результаты команды даже ухудшились - 19-е из 20 мест. Не вылетели во вторую лигу по неспортивному принципу. Были команды второй лиги, которые отказывались переходить в «лучшую лигу мира» по финансовым соображениям. А иначе не было бы тут ни Асхабадзе, ни футбольной лихорадки, ни новых стадионов.
Первое и довольно подробное сообщение о будущей реконструкции стадиона «Факел» на Маршака появилось в прессе в мае 2019 года, за два месяца до появления в Воронеже пары Асхабадзе-Леонченко. Но, скорее всего, эти два события - слив о предстоящей реконструкции стадиона и появление футбольных гастролеров как-то между собой связаны. Сегодня клуб не может существовать без собственного стадиона - это аксиома. А у «Факела» своего стадиона не было. «Ламповый» «Труд» имел другого собственника, а стадион «Факел» - это был даже не стадион, а спорткомплекс для детско-юношеского или любительского уровня. Возможно, обещание реконструкции стадиона на Маршака было условием переезда в Воронеж Асхабадзе.
Стадион «Факел» на Маршака вмещал 3 тысячи зрителей и был построен на деньги КБХА в 1979 году. Этот год памятен любителям воронежского футбола. Во-первых, сменой куратора и названия команды - профсоюзов на химавтоматику, и «Труда» на «Факел», а, во-вторых, грандиозными стыковыми матчами с харьковским «Металлистом» за право попасть в первую союзную лигу. Харьков пытался подкупить воронежских игроков, не подкупил, но выиграл по пенальти. Тем не менее, решением Спорткомитета СССР «Факел» тоже попал в первую лигу. Начиналась золотая эра. Вероятно, стадион на Маршака уже тогда строился как дублирующий для стадиона профсоюзов. За это говорит его вместимость - минимальная для того, чтобы пройти лицензирование для первой лиги.
Стадион «Факел», который принадлежал облправительству, предполагалось реконструировать к сезону 2021/22 за счет средств областного бюджета. Самые первые торги, объявленные осенью 2020 года, с начальной ценой 704 млн рублей за проектирование и строительство были признаны не состоявшимися из-за отсутствия заявок. Гусев по итогам первого блина комом провел совещание, и почему-то поручил снизить никому не приглянувшуюся цену «с сохранением количества мест и соблюдением всех требований по комфорту и безопасности». В тот момент, по словам губернатора, вообще стоял вопрос, что Центральный стадион профсоюзов может не пройти лицензирование даже на уровень пердива.
В апреле 2021 года, вопреки первоначальным рекомендациям губернатора, цену подняли существенно - до 776,9 млн. Опять ни одной заявки. Стало ясно, что и к сезону 2022/23 реконструкции не произойдет. Кстати, тогда же, в апреле, губернатор пообещал, а потом и выделил денег Центральному стадиону профсоюзов, чтобы навести немного марафету. А «Факел» в этом сезоне вылез в середняки пердива - 9-е место. Смотреть воронежский футбол стало не так позорно. План Асхабадзе начинал работать. Но все равно верить, что в следующем сезоне «Факел» сможет вернуться в элитный дивизион российского футбола, могли только отчаянные оптимисты. Мы там не были уже 20 лет и, казалось, не будем еще столько же. Но уже через год «Факел» пробился в премьер-лигу и покидать ее явно не собирается.
А в межсезонье, в июне 2021 года, появились белорусы. Два крупных белорусских юрлица «БелстройинжинирингИнвест» и «Стройтрест-Холдинг» учредили ООО «Стройинжиниринг» с регистрацией в Воронеже. Штат сотрудников набрали совсем скромный с учетом величия предстоящих дел - всего 19 человек. Как у нас появились эти белорусы, до сих пор внятного ответа нет. Если в общем, через Москву, через самый Центр, через межгосударственные связи. Гусев до этого несколько раз ездил в Минск на различные саммиты регионов. Практически одновременно с контрактом на реконструкцию стадиона «Факел» белорусы получили контракт на строительство мега-школы (3,5 млрд), и чуть позже школы с детсадом в Семилуках (1,3 млрд). И все это «Стройинжиниринг» прекрасно и в срок построил.
Но как только появились реальные претенденты на строительство стадиона «Факел», появились и те, кто готов мешаться под ногами. Непрошеного гостя, точнее гостью - ИП Иванову Анастасию Сергеевну из Санкт-Петербурга, организаторы конкурса в лице областного департамента строительства сумели снять с пробега из-за каких-то неведомых нам «нарушений». 27 июля белорусы скинули с новой начальной цены символические 812 тысяч и забрали контракт на проектирование и реконструкцию за 811,2 млн рублей. По данному контракту полагался хороший аванс - 30%. ИП Иванова некоторое время пыталась писать жалобы в ФАС, из-за этого заключение контракта и начало строительства откладывалось. Но странность была совсем не в этом.
В госконтракте были прописаны сроки сдачи проектной документации - до 25 сентября. На проектирование давалось всего два месяца. Для сравнения, на проектирование стадиона на Студенческой отводится девять месяцев.
Мы вправе предположить, что и власти, и белорусы заранее знали, кто будет проектировщиком на субподряде. Возможно, и сам проект был к моменту начала конкурса готов или почти готов. Спустя два с половиной года виноватыми в срыве сроков строительства стадиона объявят именно проектировщиков. Согласно кем-то красиво прописанным условиям контракта госзаказчик обязан оплатить работы проектировщика спустя 30 дней после утверждения проекта. Вроде бы ничего особенного, но вот только как исправлять ошибки, которые почему-то не сразу были обнаружены?
Стройка глазами «Гусева»
Хорошо известно, что губернатор Александр Гусев - заядлый и темпераментный болельщик. Поэтому и строительство стадиона «Факел» держал на постоянном контроле, регулярно выезжал на объект. Благодаря записям в телеграм-канале «Гусев» можно проследить как менялось настроение губернатора в зависимости от ситуации на стройплощадке.
19 июля 2022 года губернатор благостно пишет в своем телеграм-канале: «Осмотрел стройку стадиона «Факел». Работы идут в графике, поэтому ждем арену к июню 2023 года. А рядом сделаем сквер футбольной направленности. Поручил подготовить проект».
16 мая 2023 года на расслабоне: «На фоне последних успехов pfcfakel порадую болельщиков новостями о строительстве нового стадиона для клуба. Арена в Советском районе Воронежа возводится без глобальных трудностей, сейчас подрядчики приступают к устройству футбольного поля, которое будет искусственным. Также утвердили цветовую гамму для сидений. Конечно же она — в цветах нашей любимой команды. Надеюсь, на этом стадионе огнеопасных ждут яркие матчи и много побед!»
10 августа 2023 года первый раз появилось нервное слово «сроки»: «На стадионе «Факел» в Воронеже уже приступили к земляным работам по устройству поля. Сегодня проинспектировал ход работ. Обсудили с коллегами расположение входов на трибуны и другие вопросы, которые нужно решить в ближайшее время. Подчеркнул: важно не затягивать сроки, чтобы открыть стадион ко второй части сезона Премьер-Лиги. Ещё один вопрос, который обсудили — проект благоустройства «футбольного» сквера. Мэр Вадим Кстенин презентовал проект. Тут будут игровые, спортивные и рекреационные зоны, есть место для фан-шопа футбольного клуба. Подумаем, как это всё воплотить в жизнь».
10 ноября 2023 года такая, можно сказать, напряженно-нервная запись, чувствуется недосказанность: «На днях футбольное поле на стадионе «Факел» оснастили системой подогрева. По всей площадке уложили 37 километров труб под газоном. Это поможет команде играть на качественном поле в течение всего года. Благодаря этому команда сможет тренироваться интенсивнее, раньше начинать и позже заканчивать спортивный сезон. На футбольном поле будет искусственный газон последнего поколения. Он отличается более высокими эксплуатационными характеристиками и обеспечивает естественный перекат мяча и реакцию на скорость игры. Что касается сроков сдачи арены. Совсем недавно провел совещание с белорусскими строителями. Приняли решение сдать стадион «Факел» к 1 июня 2024 года. Поэтому наши огнеопасные должны начать футбольный сезон на новой домашней арене. Но текущий чемпионат доиграем на ЦСП. Когда мы закончим все работы на стадионе «Факел», сразу начнется реконструкция Центрального стадиона профсоюзов. Постараемся провести ее как можно скорее».
И, наконец, 4 января 2024 года в губернаторской тележке гнев: «Слишком много времени ушло на доработку и корректировку документации. Выводы по проектировщику уже сделаны. Его не должны впредь видеть не госконтрактах. Сейчас готовность арены 60%».
И последняя на данный момент запись про стадион от 28 марта: «Знаю, как болельщики переживают за судьбу стадиона «Факел». Объект готов более чем на 70%. Сегодня лично проверил стройку. Подрядчик обещает окончить все строительные работы в июне. На 90% завершена чистовая отделка внутренних помещений. Уже началось благоустройство и ограждение территории стадиона. В апреле-мае останется смонтировать кресла, уложить искусственный газон, заняться пусконаладкой освещения стадиона и монтажом чистового электрооборудования. Обсудили с коллегами, какие сложности теоретически могут возникнуть перед началом эксплуатации объекта. Поручил уже сейчас начинать готовить документы, необходимые Российскому футбольному союзу для сертификации стадиона перед проведением матчей Премьер-лиги. А уже после ввода объекта в эксплуатацию мы должны будем провести тестовый матч. Поставил задачу — все требуемые документы постараться сделать заранее, чтобы было время исправить возможные ошибки и доработать документацию. Для контроля этой работы еженедельно будет собираться рабочая группа по стадиону «Факел».
Еще интересный нюанс из телеги губернатора. В июле в Воронеж приезжали глава Минстроя РФ Ирек Файзуллин и сенатор Галина Карелова, много чего построенного посмотрели, до Маршака не доехали - не царское это дело по недостроям пачкаться. Но у «Гусева» появились такие строчки: «Отдельно проговорили: реконструкция центрального стадиона будет проходить с участием наших белорусских коллег». Если вы запутались, то белорусы все еще те же, а вот стадион уже другой. Тот, что на Студенческой и не за 812 млн, а миллиардов за 10, хотя скорее за 15. Как бы мы понимаем, что на глобальные проекты залетные гастролеры не попадают. Но вроде бы есть процедура и конкуренция. Вероятно, губернатор хотел дать кому-то важный сигнал. В июне 2023 года Гусев ездил в Уфу на «Форум регионов России и Белоруссии», проводимым под патронажем Валентины Матвиенко, и подписал с «БелстройинжинирингИнвестом» соглашение о реконструкции стадиона на Студенческой.
Кстати, в связи с многочисленными изменениями и отклонениями от первоначального проекта рос и ценник на стадион «Факел». Сегодня он уже удвоился - 1,6 млрд. Из которых 750 млн подрядчику уже было выплачено на конец года, сейчас уже больше. Кроме того, если начиналась реконструкция «Факела» как областной проект, и из областного бюджета финансировалась, то 26 декабря 2023 года произошло «Изменение по соглашению сторон на основании решения Правительства РФ». Теперь денежки на достройку многострадального стадиона будут капать из федерального бюджета. В общем, не простые эти ребята белорусы. Хотя строят очень хорошо и дешевле, чем наши. В чем секрет? Думаем, в организации труда.
Теперь настало время обещанной официальной переписки. Мы направили в пресс-службу облправительства вот такой запрос:
«В связи подготовкой журналистской статьи о реконструкции стадиона «Факел» на Маршака просим Вас ответить на следующие вопросы:
- Кто готовил техническое задание на первоначальный проект?
- Как и когда проводились торги на первоначальный проект? Какова сумма госконтракта на первоначальный проект
- Накладывались ли на первоначального проектировщика какие-либо штрафные санкции за нарушение условий госконтракта.
- Какова итоговая сумма, выплаченная проектировщику
- Когда и по какой причине было принято решение об изменении параметров проекта? Каковы были эти изменения? Кто и когда дорабатывал проект?
- Какова в процентах готовность стадиона на сегодняшний момент, 25 марта 2024 года
- Накладывались ли какие-либо штрафные санкции за нарушение условий госконтракта на компанию-подрядчика «Стройинжиниринг»?
- Строительство стадиона «Факел» в феврале было проинспектировано управлением Госстройнадзора? Какие были выявлены недоделки и нарушения?
- Менялось ли и когда решение о поставщике искусственного газона? Кто является изготовителем газона? Закуплен ли газон в настоящее время? Какова его цена? Когда планируется укладка?
- Когда состоится первый матч на стадионе «Факел» после реконструкции и когда планируется официальное открытие стадиона?»
И получили такой вот ответ:
«Министерство строительства Воронежской области, рассмотрев запрос редакции «Воронежские новости» по вопросу предоставления информации по объекту «Реконструкция стадиона АО СК «Факел», расположенного по адресу: г. Воронеж, ул. Писателя Маршака, 1а», сообщает следующее (в части касающейся).
Решение об увеличении количества посадочных мест на стадионе АО СК «Факел» связано с необходимостью приведения в соответствие объекта требованиям стандарта РФС (СТО) «Футбольные стадионы» для проведения матчей с участием команд Российской премьер-лиги. Вместимость трибун и пропускная способность КПП должна составлять не менее 10 000 зрителей.
Разработка рабочей документации и корректировка проектной документации осуществлялась в рамках заключенного контракта между генеральной подрядной организацией ООО «СтройИнжиниринг» и ООО ПМ «РОСТ».
По состоянию на 25.03.2024 строительная готовность объекта составляет - 70%.
КП ВО «Единая дирекция» 08.12.2021 в адрес ООО «СтройИнжиниринг» направлена претензия об уплате неустойки за просрочку исполнения обязательств в соответствии с графиком выполнения работ.
По результатам проверки инспекции государственного строительного надзора Воронежской области выявлены незначительные замечания, относящиеся к организации производства работ.
Газонная трава закуплена подрядной организацией в соответствии с проектом, получившим положительное заключение государственной экспертизы. Искусственное покрытие стадиона - Soccer Pro MAX S P+ 60. Планируемый срок укладки искусственного покрытия – май 2024 года. Стоимость газонной травы не превышает стоимость по утвержденной сметной документации.
В соответствии с государственным контрактом срок выполнения работ 30.05.2024 года.
Министр А.М. Кулешов (работает в должности с 29.07.2021 года - как руководитель департамента строительной политики).
Спасибо, конечно, за разъяснения. Теперь мы знаем, что пресс-служба Гусева бесстыже копирует рекламные буклеты производителя искусственных газонов и вкладывает их в уста губернатору, про «естественный перекат мяча и реакцию на скорость игры» и все такое. А вот стоимость услуг проектировщика мы, увы, не узнали. Наверное, это коммерческая тайна, хотя деньги вроде и государственные. Видимо, в этой сумме и в том, как и кем она пилилась, и спрятан ответ на вопрос: почему сдача стадиона «Факел» постоянно откладывается. Но, по крайней мере, у нас есть название проектной конторы - ООО ПМ «РОСТ». То есть мы узнали, главного виновника всех бед. Точнее - назначенного главного виновника. Странно это, потому что группа «РОСТ» уже 30 лет на рынке проектирования и раньше к ней вопросов не возникало. Тем более, таких глобальных. Вся эта история, когда все молодцы, виноватых нет, но все равно мяч оказался в воротах, в твоих собственных, называется в футболе автогол.
Автоголы бывают обидные, бывают красивые, бывают нелепые, в Колумбии за автогол могут и застрелить, но в любом случае приходится играть дальше, исправлять ситуацию и стараться не повторять своих ошибок.
Чему мы научись? Мы научились больше этого не делать, еще бы знать, что мы сделали.
Александр Пирогов