Кто создавал военно-морской флот в Воронежском крае 325 лет назад и какой ценой

icon 10/03/2021
icon 11:02

©

Не так много городов, расположенных на расстоянии более 600 км от моря, имеют статус колыбели военно-морского флота. История Воронежа и Воронежского края конца XVII - первой четверти XVIII в. тесно связана с именем и деятельностью Петра I. Со дня его первого визита в 1696 году прошло ровно 325 лет. 

Верфи для строительства военно-морских парусников были расположены в Воронеже, в Рамони, в Ступине, в Чертовицке, в Урыве, в Орлове, в Костёнске, в Коротояке, в Усмани, в Землянске, в Богучаре, в Осереде (будущий г. Павловск), на реке Ворона (будущий г. Борисоглебск), на реке Хопёр (будущий г. Новохопёрск), в селе Маклок на реке Усманке и в селе Воронцовка на реке Осередь рядом с Шиповой дубравой.

Чтобы построить флот, создавалась соответствующая инфраструктура: предприятия по производству канатов, смолы, парусов, железных изделий. 

- Началась своеобразная индустриализация. Тихий городок превратился в довольно мощный промышленный центр. Кроме того, рабочих надо было обеспечивать продовольствием, что привело к бурному развитию торговли, - отметила доцент ВГТУ Галина Вишина. 

 

 

За два месяца были спущены на воду 2 галеаса –«Апостол Пётр» и «Апостол Павел», 4 брандера (зажигательные суда) и   23  военных галеры, а также построены струги и плоты, выполняющие подсобные работы во флотилии.

Зимой 1695-1696 годов на воронежских верфях большую часть работных людей составляли драгуны, стрельцы, казаки и солдаты из городов Белгородского разряда. С февраля по март 1696 года в Воронеж на 10 тысячах подводах санным путём были перевезены для сборки отдельные части 22 галер и 4 брандеров, которые были изготовлены на верфи в подмосковном селе Преображенское.

- Вспоминая о далеком и славном прошлом нашего края, нужно не забывать, что славу и могущество России приносили прежде всего простые русские люди. Чтобы построить Азовский флот, Петр I приказал собрать к Воронежу более 20 тысяч крестьян и мелких служилых людей из окрестных сел и городов. Нелегко им приходилось создавать флот. Не хватало еды, ужасными были жилищные условия. Многие крестьяне и служилые люди заболевали и умирали, а царь и дворяне, руководившие постройкой кораблей, не обращали на это никакого внимания. Беглых ловили, избивали палками и кнутом, силой возвращали па верфи, - рассказывала историк и краевед В.И.Панова. 

Порядок постройки кораблей регулировал указ от 4 ноября 1696 года, по которому ответственными за изготовление судов назначались землевладельцы, в чьей собственности находилось более 100 крестьянских дворов. Они объединялись в кумпанства и должны были поставить по готовому кораблю с каждых 8–10 тысяч крестьянских дворов.

В отдельное кумпанство входили самые богатые купеческие семьи. Бедные дворяне, не имевшие 100 крестьянских дворов, обязали платить корабельный налог. Помощь со стороны государства заключалась в том, что приглашались иностранные консультанты, а также давались права на бесплатную вырубку леса. В 1700 году кумпанства были упразднены из-за низкого качества работ, а вместо них учредили государственный орган — Адмиралтейский приказ. Корабельный налог сохранялся. 

На верфях Воронежского края было возведено около 200 боевых кораблей Азовского флота. Именно здесь были заложены основы отечественной кораблестроительной школы, опыт которой имел большое значение во время организации судостроения в Санкт-Петербурге. Однако в юбилейные даты важно вспоминать всех, чей труд помог достичь высоких результатов.