День Знаний - уже завтра. Легко ли детям грызть гранит науки удаленно, как защищать от коронавируса 1000 учеников в одном здании, а также что все-таки делать с родительскими чатами - рассказала директор воронежской школы №38 Юлия Александровна Бугакова.

- Юлия Александровна, начнем с небольшой ретроспективы. Что было сложнее всего для руководства школы, когда внезапно в 2020 году ввели коронавирусные ограничения?

- Безусловно, это организация дистанционного обучения. Но тем не менее наша школа находилась всё-таки в более выигрышном положении по сравнению с другими.

- Почему?

- На протяжении последних шести лет мы в субботу со вторыми, третьими и четвертыми классами занимаемся дистанционно. У нас куплена специальная программа, которая не обязывает прерываться каждые полчаса и входить заново, меняя пароль (в отличии от бесплатных). Для входа ребенок и родитель получают свой логин и работают, сколько нужно. В онлайн-обучении уже тогда работала треть учителей. В итоге большая часть педколлектива частично или полностью с этой системой была знакома. Когда мы вошли во внезапную для всех дистанционку, сразу начались полноценные онлайн-уроки.

- Прошлый опыт поможет в новом учебном году?

- Конечно. Система работы уже изменилась и в стенах школы. У нас более 1000 обучающихся и 100 человек коллектива, но мы ушли от кабинетной системы, чтобы детям не переходить из класса в класс. Школьники, к сожалению, лишились того объема движения, к которому привыкли. Но наша задача была развести потоки детей по времени не только на входе\выходе, но и максимально - на переменах. Благодаря смещению начала уроков на 10-15 минут это частично удавалось, хотя полностью исключить контакты невозможно.

- Получается, что если не совпадают перемены, то такого понятия как общешкольный звонок нет? Теперь «звонок для учителя»?

- В какой-то мере. С таким смещением уроков были сложности: например, организовать переход учителей-предметников от одного класса к другому. Тем не менее, главное – что в итоге заболевали не так много детей, и на карантин закрывались всего несколько классов в самый пик заболеваемости. Руководство очень взвешенно подходило к прерыванию учебного процесса и перевода на дистант. В новом году работаем по тем же схемам.

- Массовые мероприятия под запретом?

Никаких общих мероприятий в параллели мы не проводим. Даже 1 сентября на линейке мы оставили только первоклашек и одиннадцатиклассников. Родителей просим с терпением относиться к ограничениям: у нас нет возможности вместить всех, соблюдая социальную дистанцию. Поэтому от каждого класса смогут присутствовать только пять человек. Очень просим родителей не обижаться.

- Как будут проходить родительские собрания?

-  Первые встречи проходят лично с соблюдением всех необходимых антиковидных мер. Просим родителей быть в средствах индивидуальной защиты, во всех помещениях школы есть рециркуляторы, к тому же окна пока можно держать открытыми. Далее (пока ситуация не изменится), собрания будут дистанционными, как и в прошлом году.  Они проходят в режиме онлайн с функцией обратной связи. Ещё хорошо работает такая форма общения с родителями как заполнение Google-формы с вопросами, которые не обсудили на собрании. Иногда публикуются видео-ответы на частые вопросы.

- Как вы относитесь к родительским чатам?

- Я не только директор школы, но и  мама первоклассника, поэтому сужу об этой форме общения с двух сторон. Создание чатов целесообразно, если соблюдается культура общения, что чрезвычайно важно и в Интернет-пространстве. Если это условие нарушается, то вместо пользы такое взаимодействие приносит только вред. 

- Как 1 сентября пройдет для учеников, которым нельзя присутствовать на линейке?

- Просто у каждого класса индивидуально будет свой праздник, в кабинете. Чтобы приход в школу в этот день действительно запомнился, чтобы задел хорошего настроения на целый год сохранился, мы просили коллег максимально трепетно подойти к его подготовке  и проведению. Наши учителя с этим справятся. При том я могу рассчитывать не только на опытных педагогов, но и на молодых: они приходят работать с большой внутренней энергией.

- Будут ли работать кружки и секции в школе?

Их мы открываем пока в дистанционном формате (если речь идет о смешанных группах). Условной датой открытия очного  формата можно назвать 1 октября, но всё будет зависеть от эпидобстановки.

- А продленка для младших школьников?

К огромному сожалению, пока группы не работают, так как существует запрет на создание смешанных коллективов (из разных классов). Очень надеемся на скорейшее улучшение эпидемиологической обстановки.

- Незадолго до начала учебного года власти заявили о закрытии школы №45 и распределении учеников по другим образовательным учреждениям. Несколько классов будут учиться и у вас?

- Да. С большим удовольствием встречаем маленьких учеников этой школы. Дети будут учиться параллельно с нашими, но во вторую смену. Для них есть два отличных современно оборудованных кабинета. Везде сделан ремонт, оборудовано автоматизированное рабочее место учителя.

- Вы согласны с расхожим мнением, что молодежь совсем не та, что была раньше?

- Однозначно не согласна. Педагогу нужно постоянно бежать, чтобы оставаться на уровне ребят или в чем-то даже дорасти до их уровня. И речь здесь идет не только и не столько о развитии научно-технического прогресса или новых компьютерных технологий. Сейчас всё быстрее мыслят, поэтому нельзя отставать. Надеюсь, что у нас это получается.

- Что вы пожелаете школьникам в начале нового учебного года?

- Первое и самое главное пожелание - всем, в первую очередь, здоровья. Если говорить о профессиональных пожеланиях от учительского сообщества  – это, безусловно, «с интересом идти в школу». Если есть интерес, внутренняя мотивация, то мы преодолеем все сложности обучения. Очень важна симпатия между учителем и учеником, внутреннее принятие друг друга. Если она есть, то любые высоты покорятся. Конечно, для этого нужен большой труд с обеих сторон. Мы готовы.

 

Текст: Мария Бахтина