Погоня за «БМВ» на лифте. Выборы депутата городской думы превратились в триллер

icon 16/09/2022
icon 10:15
Главная новость
Погоня за «БМВ» на лифте. Выборы депутата городской думы превратились в триллер

Автор:

Прошедшие довыборы в областную и городскую думы закончились с прогнозируемым результатом. В обоих случаях победили выдвиженцы «Единой России» - главный федеральный инспектор по Воронежской области, генерал Александр Солодов и директор математической гимназии имени Басова Бочарова Марина Викторовна (БМВ). Солодов и Бочарова принадлежат к разным провластным группировкам. «Гордеевцу» Солодову 74% голосов в трех сельских районах области достались в прогулочном ритме и при 50% надомного голосования. «Ходыревка» Бочарова в депрессивном Советском районе Воронежа набрала 39% голосов, лишь на 126 голосов опередив коммунальщика-самовыдвиженца Сергея Титаева, проголосовать за которого до самого закрытия избирательных участков стоило 1000 рублей.


Мы разбирали расклады этой предвыборной кампании в самом ее начале в материале «Халфтайм-шоу» и сделали главный вывод: это шоу является прообразом будущих кампаний по выборам мэра и губернатора 2023 года. Теперь к этому выводу добавился еще один: элиты окончательно размежевались. Причем, раскол теперь проходит, как внутри партии власти – «Единой России», так и между разными органами власти – между исполнительной и законодательной на уровне области, между двумя уровнями депутатов – областной и городской думами. И невольной причиной этому стала блондинка с запоминающимся ФИО. Победу БМВ ее сторонники праздновали, чуть ли не как второй срок губернатора Гусева.


Надомное, паникерское голосование за генерала уже отметили все СМИ. Как и то, что таким, не самым умным, способом «помогал» Солодову куратор его выборов – политический вице-губернатор Сергей Соколов, один из лидеров антигусевской фронды – боевого крыла «гордеевцев». Сторонники и ставленники экс-губернатора до сих пор занимают до половины всех ключевых постов в регионе, но их отношение к действующему губернатору Гусеву разное. Кто-то переприсягнул, кто-то затаился, кто-то ведет тайную войну, а кто-то уже и не тайную. Но те, кто считают себя бойцами антигусевской коалиции, особенно такие статусные персонажи, как Соколов и депутаты Госдумы от «Единой России», молочный олигарх Аркадий Пономарев и политтехнолог Андрей Марков, все равно пытаются вперед себя послать на выборный фронт диверсионно-разведывательные группы.


Таковых против БМВ было выставлено сразу две. Жукова-Кудаевой и Титаева-Рымаря. И это если не считать засадного полка коммунистов, которые в этом триллере играли весьма двусмысленную роль. Правда, в финале, когда поняли, что их поимели, исправились и даже включились в ловлю скупщиков.
Если место в областную думу под генерала Солодова было освобождено в добровольно-принудительном порядке (правда, по анекдотичному совпадению, «уволившийся» депутат Хабаров сел уже накануне перевыборов), то городской девятый округ освободился как раз по причине посадки бывшего первого вице-спикера Александра Провоторова, получившего в конце весны два года общего режима. Провоторов был членом «Единой России», как и Бочарова, он был верным «ходыревцем», как и Бочарова. Все эти детали делали БМВ достаточно уязвимым кандидатом. Плюс гендерный фактор. Социологи знают, что женщины голосуют более дисциплинированно, чем мужчины, и женщины не голосуют за женщин. Но Бочарова попала в образ, быстро наладила контакт с избирателями, протоптала весь округ ножками и к последнему дню имела зашкаливающие рейтинги. Тем не менее, отделение полиции, работающее в Советском районе, накануне и в день выборов было переведено на усиленный режим службы. Может быть, это обычная практика для дня голосования, а, может быть, это реакция на многочисленные сообщения СМИ и телеграм-каналов о фактах подкупа избирателей. И факты подтвердились оперативным путем. Четверо скупщиков было взято «на живца» в день голосования. Еще несколько человек просто попали под камеры наблюдения во время подкупа, еще больше просто разогнали сторонники кандидатов. Нет худа без добра – на два дня в Советском районе была полностью парализована наркоторговля. Закладчиков, как и желающих эту закладку извлечь, путали со скупщиками или с продавцами собственного голоса и гоняли отовсюду.


Само по себе одно место депутата мало влияет на расклад политических сил в городском парламенте. Но победа или поражение БМВ стали бы символом грядущей победы или поражения, во-первых, мэра Вадима Кстенина, во-вторых, губернатора Александра Гусева. Со стороны «гордеевцев» на кон была поставлена голова самого одиозного представителя клана в исполнительных органах власти – вице-губернатора Сергея Соколова. Забегая вперед, скажем, что по итогам выборов вероятность отставки и переезда Соколова в другой регион возросла. Выборный цикл, включая многочисленные, но мало кому интересные выборы депутатов сельсоветов, завершены, делать, по большому счету, Сергею Александровичу в органах власти больше нечего.

Символом краха внутренней политики, за которую пока еще отвечает Сергей Соколов, являются даже не те 50% надомного голосования, которыми он опозорил честного служаку Солодова, а длинноволосая брюнетка Оля (кажется, парик) с большой бежевой сумкой. Олю и двух сопровождающих ее мужиков типа охранников хлопнули на живца уже после обеда в день выборов. Судьба охранников неизвестна, вряд ли им что-то грозит. А вот Олю взяли «на номерке». Видеозапись с эпизодом скупки моментально разлетелась по телеграм-каналам. В большой бежевой сумке был гроссбух – рукописная тетрадь с паспортными данными, адресами и росписями людей, уже проголосовавших за «нужного» кандидата. В «зарплатной» ведомости было сто фамилий избирателей, получивших деньги. Скорее всего, в телефоне у Оли есть доказуха в виде сфотографированных бюллетеней с галочками за самовыдвиженца Сергея Титаева, бизнесмена-коммунальщика, занимающегося обслуживанием лифтов и домофонов. Гоняться за БМВ на лифте – занятие малоперспективное.


Теперь, когда мы знаем, что девушка Оля работала на «лифтера» Титаева, ну или, по крайней мере, совершала свое преступление в его интересах, попробуем провести воображаемую линию между Олей и руководителем воронежской внутренней политики Сергеем Соколовым, чья должность, напомню, согласовывается с администрацией президента РФ. Между скупщицей Олей и Соколовым всего три рукопожатия. Оля – Роман Дорышев, помощник (возможно, бывший) депутата гордумы Рымаря, его правая рука – Рымарь – Соколов. В эту «гирлянду» по вкусу можно вставлять, или не вставлять, еще двух персонажей – самого Титаева (про которого все, что известно – лифты и «друг депутата Рымаря»; так даже скупщики говорили, когда поясняли, за кого надо ставить галочку) и политического соратника Рымаря, лидера фракции «Единой России» в гордуме Романа Жогова. Политтехнолог Жогов в этой предвыборной кампании никак не участвовал, во всяком случае, нам ничего об этом неизвестно, но на чьей стороне были его симпатии совершенно очевидно. Будучи формальным лидером фракции власти, Жогов является неформальным лидером гордумовской оппозиции. Прямо скажем, весьма малочисленной, но довольно шумной. Кроме Рымаря и Жогова, в гордумовскую оппозицию следует зачислить еще двоих. Выбранного по спискам «Единой России» еще одного коммунальщика Зачупейко, да беспартийного депутата Панфилова, которого протащил безо всякой агитации (догадайтесь как) тот самый Жуков. Плюс наследник крупного строительного бизнеса Чекмарев от партии «Родина». Пятеро из тридцати шести, а фактически из тридцати четырех депутатов. Два – «в посадках». Ну, победил бы Титаев, стало бы шестеро – и что? Есть еще болото – пара коммерческих коммунистов, пара коммерческих справедливороссов. Даже если бы болото, почуяв изменение конъюнктуры, потянулось к оппозиционерам, фронде то есть, ничего бы с точки зрения управляемости в гордуме не поменялось бы. Вопрос в политической инициативе, в том, что региональная власть продолжает крепко держать штурвал. И в первую очередь, спикер гордумы Ходырев, который, несмотря на хронические проблемы со здоровьем, продолжает удивлять и сторонников, и противников своей крепкой политической волей. Победа БМВ – это его победа.

Подходи, не скупись

 
Пытаясь объяснить расклады и последствия победы Бочаровой в региональном масштабе, мы сильно отклонились от самой темы нашего повествования – хода предвыборной гонки на девятом округе.


Кандидатов в депутаты было сначала шесть, потом осталось пять: Бочарова, «ЕР», Титаев, самовыдвиженец, Корчагин, КПРФ, Волкова, ЛДПР, Иванов, «Родина». Последние двое просто отбывали партийную повинности, но в кампании никак не участвовали. Регистрация представительницы партии «Новые люди» Маргариты Кудаевой (Сазоновой), не собравшей все документы после развода с мужем-взяточником, была отменена по суду. Это оказалось ключевым моментом кампании.

 
Мы уже сказали, что антигубернаторская фронда, к лидерам которой мы относим вице-губернатора Соколова и депутатов Госдумы Пономарева и Маркова, вперед себя выставила две группы, которые по смыслу можно назвать диверсионно- разведывательными. У ДРГ Жукова-Кудаевой и Рымаря-Титаева были, вероятно, разные политические задачи, разные способы ведения предвыборной кампании. Жуков-Кудаева, эти Лиса Алиса и Кот Базилио, работают на молочника из Госдумы Пономарева.


Их задачей была разведка боем. По крайней мере, так они пытались объяснить после вылета Кудаевой. Другая - создание в масштабах одного округа системы подкупа избирателей через раздачу скидочных, так называемых «социальных», карт и разного рода дорогостоящей сувенирки в специально арендованном на время выборов «социальном» магазине. Для этого еще в декабре была создана как бы общественная организация «Новый город», щедро финансируемая молочным олигархом. Очевидно, что «Новый город» создавался не столько для борьбы за мандат депутата гордумы, сколько с прицелом на 2023 год. Там, кстати, одновременно с губернатором будут еще двух новых депутатов гордумы довыбирать вместо выбывших по «вине» ФСБ коррупционеров и мошенников.


У Жукова – устойчивая репутация «организатора» выборов, мягко скажем, в таком ключе. За последние два выборных цикла он «сотрудничал» с Пономаревым (Госдума), Трубецким (облдума) в 2021 году, а также уже упомянутыми депутатами гордумы Рымарем и Панфиловым в 2020-м. У Пономарева и Панфилова Жуков числится официальным помощником. Любопытно, что Жуков ранее носил фамилию Колядин и под ней был дважды осужден, включая один реальный срок. А вот Трубецкой, попользовавшись запретными услугами Жукова, взаимодействие с этим товарищем прервал.


У Рымаря, этого своего среди чужих в гордуме, задача подобраться ближе, как можно ближе к ушам мэра и спикера гордумы. Поэтому он и изображал конфликт с Жуковым. Скорее всего, бытовой конфликт после выборов 2020 года между ними и существовал, но день Х, то есть в день выборов, они соединились в экстазе.


Суды по снятию Кудаевой шли довольно долго, но, несмотря на неопределенность положения своего кандидата, «социальный» магазин усердно работал, раздавал кружечки, купоны на скидки и горячий хлеб. Иными словами, собирал базу данных лиц, готовых променять свой голос, свое гражданское право на «чечевичную похлебку».


В последнюю предвыборную неделю Жуков внезапно стал агитировать за … коммуниста Корчагина. Были даже выпущены типографским способом листовки «Жуков – за Корчагина». Жуков пытается позиционировать себя как лидер этого «Нового города». И, скажем прямо, на этот развод купились многие. Особенно коммунисты.


Сложную судьбу воронежской коммунистической парторганизации в период губернаторства Гордеева долго рассказывать, да и неуместно здесь. Главное, что в настоящий момент никакой связи обкома КПРФ с фрондой нет. Поэтому такой зигзаг судьбы выглядел бы удивительно. Избрать коммуниста Корчагина, выкинув на это три-четыре миллиона налички, только, чтобы насолить Ходыреву, а в его лице - Гусеву. Конечно, у богатых пономаревых свои причуды, а фамилия Маркова давно стала в регионе синонимом коварства. Почти неделю Жуков пытался морочить всем голову. Даже лично попался в своем «социальном» магазине при раздаче купонов и призывов голосовать за Корчагина. Но в день выборов Жуков растворился. Его как бы враг и оппонент Рымарь тоже морочил голову читателям своего телеграм-канала, утверждая, что «Жуков со своей пиковой дамой Кудаевой», не покладая рук трудится в штабе коммунистов. Спустя несколько часов Жуков запустил еще одну дезу уже через свою телегу: он попозировал в спортзале, пытаясь убедить всех, что «своего кандидата» у них нет. И он уже отдыхает от трудов предвыборных. Правда, к этому времени было совершенно очевидно, что скупка идет в отношении только одного человека – Титаева. И участвуют, в ней обе скупочные сетки. И та, которая просто за деньги, и та, которая еще и горячий хлебушек с закуской избирателям выдает. Совершенно очевидным, железобетонным доказательством того, что нахождение Жукова в качалке было лишь комедией для отвода глаз, стало голосование на участке, где располагался «социальный» магазин. Там за Титаева проголосовало 270 человек – в три раза больше, чем на любом из остальных четырнадцати. Комментарии, как говорится, излишни.


Четыре скупщика-титаевца, попавшиеся с поличным, теперь ждут своей участи. Спустят ли эту историю правоохранители на тормозах или возьмутся за полную раскрутку? Ведь никто из получателей денег из Олиной тетрадки не выглядит революционером, которого тяжело расколоть. С другой стороны, кому охота тратить уйму времени на деклассированных элементов. Ведь таково у нас состояние умов общества, что подкуп избирателей не воспринимается не то, что уголовным преступлением, а вообще чем-то зазорным. Давно в порядке вещей. А уж организация этой скупки, наглая, неприкрытая и безнаказанная, это чуть ли не особый талант. Ведь заказчики таких услуг чаще всего становятся властью.


Текст: Александр Пирогов