Воронежские волонтеры открыли центр для адаптации детей-беженцев к российской системе образования

icon 10/11/2022
icon 09:05
Важная новость
Воронежские волонтеры открыли центр для адаптации детей-беженцев к российской системе образования

Автор: Фото - предоставлено Марией Зубащенко

Фото - предоставлено Марией Зубащенко

- У детей много переживаний: дом остался там, верный пес тоже и одноклассники. Как помочь, когда мальчик должен учиться в 6 классе, а он последний раз был в школе в 3 классе? - задает вопрос психолог Мария Зубащенко. И вопрос этот не риторический, а практический. 

В Воронежской области открылся центр социализации и языковой адаптации детей мигрантов "Общий язык". Инициатором и руководителем проекта является Мария Зубащенко. В разговоре с корреспондентом "Воронежских новостей" Мария рассказала подробности о том, как работает созданная в общеобразовательной школе волонтерская организация, о дальнейших планах и нынешних трудностях при работе.

Началось все с того, что в семилукской школе, где работает Мария, появились дети, приехавшие из других стран, а также из ЛДНР. 

- Стало ясно, что детям тяжело осваивать русский язык и тяжело адаптироваться в обществе. Поэтому было принято решение собрать всех и понять, что нужно детям, какой запрос у ребят, а какой у учителей. Когда мы провели диагностику, непосредственно связанную с предметами, а также психологическую, стало понятно, что есть сложности в адаптации. Это связано с различиями между нашей культурой и культурой, например, детей, которые учились в другой стране. Есть сложности и с предметами, так как в некоторых государствах существует, к примеру, 10-балльная система оценивания или ребенок несколько лет находился на дистанционном обучении, переводился из класса в класс и не ходил три или четыре года в школу. 

Тем временем помощь в адаптации и понимании российской системы образования ребятам оказывают с сентября. Обучаются в группе 23 человека, но сейчас это число продолжает расти. 

- Недавно, например, приехала дополнительная группа эвакуированных с освобожденных территорий. Понятно, что какое-то количество детей придет к нам. Мы всегда с удовольствием привлекаем, если кто-то захочет ездить из Воронежа. Мы будем только рады, - добавила Мария.

Пока деятельность организована только в пределах семилукской школы, однако, как отмечает педагог, волонтеры хотели бы приехать и в Воронеж. В облцентре, считает Мария, можно было бы организовать отдельное направление для подготовки детей, имеющих проблемы с русским языком, к школе. 

- Было бы здорово, если бы получилось сделать для деток-подготовишек группу с направлением подготовки к школе. Это было бы для них бесплатно, на инициативе волонтеров, но у детей была бы возможность готовиться к школе. Организовать это легко - у нас есть достаточное количество добровольцев, - говорит преподаватель.

Узнают о том, что существует "Общий язык" следующим образом:

- Дети приходят в школу. Мы встречаемся с их родителями, диагностируем ребенка, определяем, актуально это будет для них или нет. Пока, честно говоря, ни один родитель не отказался от нашего предложения, - объясняет Мария.

Что касается материального обеспечения волонтерского объединения, то тут помогают все желающие. Пока организация официально не зарегистрирована и помощь ей оказывают местные жители и волонтеры. Например, рассказывает психолог, недавно для детей искали интересные книги, чтобы ребята могли расчитываться. Собрать их получилось довольно быстро - в различных сообществах оставили просьбу о помощи в сборе книг, на которую откликнулось достаточно много людей.

- Нам подарили проектор, который мы используем в учебе, а тетради и карандаши с ручками у детей есть, эту составляющую процесса они приносят с собой. Недавно для нас закупили акварельные краски и листы, такая же история произошла с пластилином. Дети занимаются творчеством, им очень нравится, - отмечает Мария.

Недавно у объединения появились свои соцсети. В планах привезти его и в Воронеж. Тогда, дополняет педагог, "Общий язык" может стать официально зарегистрированной некоммерческой организацией. 

- Пока нам хватает того, что у нас есть. Думаю, если в группе будет и 50 человек, нас будет устраивать то, что уже есть, а потом, конечно, нужно будет думать о будущем.

Из трудностей у центра имеется нехватка часов обучения. Сейчас с ребятами занимаются один день, по субботам с утра до обеда. Эффективнее для детей были бы занятия два раза в неделю. 

- Помимо русского языка, математики и творчества, я бы добавила в программу английский или информатику для взрослых деток. Для занятий привлекаются педагоги семилукской школы, которые помимо того, что являются школьными учителями, прошли дополнительное обучение. Это люди, которые понимают контекст и специфику преподавания таким детям. Одно дело преподавать русский такой, каким его учили мы с вами, а другое - русский как иностранный язык, - говорит Мария.

Работают с детьми и волонтеры. Это те, кто сдал русский и математику достаточно хорошо и имеет возможность преподавать их для детей. 

- Это такой тьюториал. Есть такая особенность. Детям, которые учатся в начальной школе, сложнее признать, что они где-то ошибаются. Поэтому у нас есть детки, которые сидят с тьютором.

В целом в группу волонтеры набирают детей с 1 по 9 классы.