Костомаров на форуме Столля - про депрессию, любимое место в Воронеже и мотивацию

© взято из тг-канала Владимира Семынина
Какие проблемы беспокоят воронежских предпринимателей? Какие отрасли бизнеса в нашем регионе больше всего нуждаются в государственном финансировании? И чего ожидать на форуме Столля? На эти и другие вопросы в интервью с «ВН» ответил исполняющий обязанности уполномоченного по защите прав предпринимателей в Воронежской области Владимир Семынин.
- Исполняющим обязанности бизнес-омбудсмена вы стали около полугода назад, 21 августа. Общеизвестный факт, что вы – выходец из силовой структуры. Расскажите, что побудило вас оставить военную службу и начать работу в аппарате уполномоченного?
Закончился один этап службы, и после этого захотелось изменить что-то в своей жизни, в том числе сферу деятельности. И я принял решение.
- Как для вас состоялось назначение на этот пост?
Мне предложили занять вакантную должность – я согласился. Разумеется, это решение губернатора и его заместителей. За доверие со стороны правительства области я очень благодарен.
Перед назначением, как сказано в законодательстве, требовалось обязательное письменное согласие бизнес-сообщества, которое включает в себя четыре составляющие: общественные организации «Опора России» и «Деловая Россия», Торгово-промышленная палата и Союз промышленников и предпринимателей. С каждым из них я сперва провел конструктивные беседы, чтобы представить себя и познакомиться с представителями сообщества.
- Воронежская область – ваш родной регион?
Я родом из Липецкой области.
- Какие увлечения есть у бизнес-омбудсмена?
На первом месте у меня всегда были книги. Любовь к литературе со мной с самого детства.
- Назовёте любимую книгу?
Валентин Пикуль, «Каторга».
- А если говорить про другие интересы, например, активные хобби?
Охота, игровые виды спорта, например, теннис, баскетбол, волейбол и другие. Приоритет здесь я всё-таки отдаю футболу. Играл сам в юношестве, и продолжаю играть.
На фото состав сборной Воронежской области на матче с командой Совета Федерации
У Воронежа, как известно, футбольная атмосфера – своя. Город очень полюбил новую фазу футбольного развития региона. Нас 20 лет не было в высшей лиге, и вот, благодаря губернатору и генеральному директору «Факела» Роману Асхабадзе, мы три года назад попали в РПЛ.
Мне приятно, когда на подъезде к стадиону на улице Маршака можно увидеть целую семью болельщиков: муж, жена, дети и все – с фанатскими шарфами. А какая атмосфера царит на стадионе, когда народ поёт «Туман» «Сектора Газа» вживую. Представляете? Ведь это же почти 10 тысяч человек! Просто нечто!
- Какими были ваши первые шаги на посту?
Прежде всего, это формирование аппарата уполномоченного. До моего назначения кресло бизнес-омбудсмена пустовало шесть месяцев. Поэтому коммуникации, штатная расстановка, сотрудники, другими словами, практически всё, вплоть до Интернет-страницы, нуждалось в переформировании. Именно этим я и занялся первым делом.
Дальше – знакомство с федеральным аппаратом и региональными уполномоченными. Было несколько поездок в Москву, потом в Липецк и Тамбов. Понаблюдал за тем, как выстроена работа у коллег. Безусловно, эти три-четыре поездки мне очень помогли на первых порах. Особое внимание я уделил и взаимодействию с уже ранее обозначенными, общественными организациями, например с «Опорой России», потому что именно через взаимодействие мы можем видеть отражение настроения и атмосферы бизнес-сообщества и узнать, а что же это такое вообще. По закону уполномоченного, у бизнеса нет градации на малое и среднее предпринимательство, крупный бизнес и т.д. Есть просто предприниматели, причем и в сельском хозяйстве, и в социальной сфере, и в лёгкой промышленности, и в перерабатывающей.
Затем – несколько шагов, направленных на формирование юридической составляющей. У аппарата омбудсмена ведь есть большая команда юристов из адвокатских контор, известных в городе Воронеже и не только, которые оказывают свои услуги на безвозмездной основе в рамках соответствующих соглашений. Это нужно для того, чтобы в тех или иных ситуациях уполномоченный с помощью юристов уже мог сформировать единственное верное решение по тем или иным сложным ситуациям. В сфере юриспруденции это называется системой Pro bono.
Параллельно с этим планомерно осуществлялось не просто знакомство, но и конкретные взаимодействия со структурами правительства области, особенно с руководством. Мы провели совместные совещания и выезды по актуальным вопросам, в частности, с министерством предпринимательства и торговли. Встречались и с коллегами, отвечающими за туризм. С профильным министерством мы выезжали в Рамонский район, в котором тема туризма всегда на пике.
Ряд выездных совещаний инициировались и в Поворинский район, где совместно с минэкономразвития, минпромышленности и минпредпринимательства, с привлечением СМИ и общественных организаций было проведено совещание по вовлечению ряда крупных предприятий, в том числе и нефтегазовой сферы, во внешнеэкономическую деятельность.
- Если вспомнить конкретные ваши встречи с представителями бизнеса, то, например, что скажете о совещании по вопросам таксомоторной сферы? Оно состоялось еще в начале года, удалось ли вывести какое-то решение актуальных проблем предпринимателей здесь?
Ассоциация таксопарков обратилась ко мне с официальным обращением и описанием проблемы. Речь шла не о бюрократических шагах, а о процессе согласовательной процедуры перед получением некоторых документов.
Участие в нашей встрече принимало министерство промышленности региона. Формат – круглый стол, диалог за которым получился достаточно открытым. Сотрудники министерства проблемы отрасли услышали и пообещали проработать некоторые нюансы. Максим Захаров, который относительно недавно стал заместителем министра, лично взял ситуацию на контроль.
Разобрали, кстати, и обсуждаемую проблему, которую ранее я уже упоминал – документация. Так вот со стороны министерства к таксопаркам была конкретная просьба: более ответственно относиться к заполнению анкет и других документов. Суть в том, что неправильно составленную анкету даже в электронном виде программа может не пропускать.
Хочу сказать, что наша встреча стала одним из правильных и ярких примеров, когда бизнес-омбудсмен поднял тему, и теперь благодарен министерству промышленности за то, что оно своевременно среагировало на проблему бизнеса. Мои предложения услышали и представители таксомоторной сферы, что очень важно, ведь при обсуждении проблемы, к сожалению, не всегда удается достучаться до собеседников.
- Ещё 25 марта вы встречались с губернатором области, Александром Гусевым. Говорили про ЭКГ-рейтинг, судя по официальным данным от нашего правительства. Может, о чём-то ещё?
С губернатором мы обсудили не только введение ЭКГ-рейтинга, но и итоги деятельности за 2024 год в целом. Несмотря на то, что уполномоченным я стал только в августе прошлого года, мы попытались как-то обобщить работу за прошедший отчетный период.
С учётом моего непродолжительного времени на посту, Александру Викторовичу я в основном рассказывал о своих планах, намерениях и, в том числе, о первых шагах.
Акцент ставился на то, как я вижу работу свою и аппарата в 2025 году. Один из основных векторов, которые я называл, – укрепление позиции омбудсмена, узнаваемости, прозрачности, доступности и компетентности аппарата уполномоченного. Причем компетентности именно в рамках помощи. Я понимаю, что помочь всем по большей части невозможно, но стремиться нужно к тому, чтобы оказать поддержку хотя бы 50% предпринимателей, которые к нам обратились.
Второй вектор, и не менее важный. Я понял, что для помощи предпринимателям мы должны также создавать так называемый нужный фон. Моя задача в этой части состоит в том, чтобы минимизировать расстояние между предпринимателем и властью. Тогда никто из бизнес-сообщества не окажется, грубо говоря, брошен, а власть будет всегда открыта по отношению к предпринимателям. Если я уменьшу это расстояние – это и будет настоящий успех.
- С чем к вам обращаются чаще всего?
Довольно много обращений поступает по вопросам нестационарных торговых объектов и земельных отношений во всём их многообразии. К этой же категории можно отнести и обращения по вопросам ярмарочной деятельности.
Что касается последней из названных сфер, то здесь я благодарен коллегам из мэрии в лице Людмилы Викторовны Бородиной, министерству предпринимательства, торговли и туризма, во взаимодействии с которыми мы дошли до финальной стадии по принятию решения, касающегося изменений в законодательстве по дальнейшей деятельности ярмарок.
Отдельной темой по части обращений от предпринимателей можно выделить вопросы по налоговым сборам. При этом достаточно часто недовольство работой налоговой инспекции приводит к суду, а судебные разбирательства уже не относятся к моей компетенции, ведь вмешиваться в них я права не имею. В целом никто не имеет права вмешиваться в дела суда. Но все же тема с налогами для бизнеса явно остается чувствительной – процент предпринимателей, которые вступают в противоречие с ФНС, крайне высок.
Крупного бизнеса часто касаются проблемы, связанные с признаками рейдерского захвата путём подделки документов. Тут всё просто: некоторые представители сообщества могут отвлекаться на различные арбитражные и банкротные дела, поэтому не замечают признаков такого захвата злоумышленниками. Как вам известно, есть ряд мошеннических схем, которые используют аферисты, проявляющие интерес к предприятиям для того, чтобы получить что-либо в своих корыстных целях.
- Какие проблемы в сфере бизнеса в Воронежской области сейчас кажутся вам приоритетными? Какие меры для их решения вы планируете предпринять?
Могу выделить несколько приоритетных проблем. Во-первых, это нехватка опыта у начинающих предпринимателей. Я бы предложил провести для них обучение и консультации по открытию своего дела. С недостатком знаний могут столкнуться и опытные владельцы малого бизнеса, поэтому для них полезно было бы создать разноплановые образовательные программы. Не лишним, на мой взгляд, будет и выделение льготного финансирования для микропредприятий, ведь такие организации часто страдают из-за нехватки оборотных средств.
Основной проблемой сельхозпредприятий и производств, как мне кажется, становятся высокие затраты на модернизацию. Инновационные проекты и IT-компании, в силу рискового характера, нуждаются не только в налоговых льготах, но и в доступе к инвестициям.
- Какие сферы бизнеса в Воронежской области, по вашему мнению, сейчас больше всего нуждаются в государственном субсидировании?
Есть ощущение, что это лёгкая и пищевая промышленность. В субсидировании нуждается и малый бизнес, включающий в себя небольшие магазины и кафе. Такие заведения и торговые точки действительно страдают из-за популяризации доставки и маркетплейсов, таких как Ozon и Wildberries. Народ в ряде случаев не идёт в магазин, а сидит дома и заказывает доставку. А маленькие торговые точки подавляются крупными сетевыми магазинами. Все мы знаем «Магнит» и «Пятерочку». Соответственно, те предприятия, которые по этой причине лишаются покупателя, испытывают серьезные трудности. И здесь, я думаю, должно предусматриваться государственное финансирование. Это лишь дело времени, и очевидно, что в уже совсем скоро над этим задумаются профильные ведомства нашего государства.
Если говорить о другой денежной поддержке, то, как мне кажется, необходимо предоставлять поручительства по долговым обязательствам: кредитам, займам, договорам лизинга перед финансовыми и иными организациями. Помощь в этом случае может направляться субъектам малого и среднего предпринимательства. А вот в льготные кредиты и займы могли бы стать хорошей поддержкой для развития действующего бизнеса заемщика, либо временного замещения в структуре его оборотного капитала собственных средств, направляемых на потребительские нужды.
- Есть ли у вас какие-то идеи, предложения по работе с предпринимателями и представителями власти, которые вы ранее не высказывали на широкую аудиторию?
Да. Например, совсем скоро в Воронеже стартует крупный предпринимательский форум Столля, куда я приглашён в качестве модератора одной из секций. Небольшой анонс: мы планируем запустить проект под названием «Безопасность бизнеса». Для него уже приглашены очень интересные спикеры, которые представляют разные сферы деятельности. Под безопасностью бизнеса я подразумеваю именно информационную, кадровую, экономическую, организационно-правовую, физическую и репутационную безопасность.
Бывают такие случаи, когда, к примеру, бизнес уже есть, но нет понимания, что будет с ним завтра. Или владельцы могут быть заняты другими проблемами: курсом доллара, ключевой ставкой, поиском новых сотрудников на место уволившихся. И при этом не замечают явной угрозы своему предприятию. Вот тут и нужно подсказать, направить, разъяснить.
Бизнес-омбудсменам из соседних регионов тоже высылали приглашения на форум. Очень хотелось бы видеть на мероприятии своих коллег из Белгорода, Липецка, Тамбова и Курска. Некоторые из них могут приехать не только ради самого форума, но и просто посмотреть наш город. Возможно, кто-то даже выступит спикером и расскажет о тех проблемах предпринимательского сообщества, которые характерны для их субъекта, поделятся своим опытом.
- Куда еще планируете заглянуть – выезды, встречи, другие мероприятия?
Одним из достаточно правильных намерений, которые я обозначил Александру Викторовичу Гусеву, стала мысль о том, что деятельность уполномоченного не должна ограничиваться только в Воронеже. Уполномоченный, он же назначается в Воронежской области. Поэтому уже в скором времени планируются выездные поездки для популяризации института бизнес-омбудсмена. Мы будем встречаться с предпринимательским сообществом крупных муниципальных образований. Пока в нашем списке Борисоглебск, Россошь, Лиски, Нововоронеж и Бобров.
Предварительная договоренность с главами этих муниципальных образований имеется. От них же получил обещание – создать максимально эффективную площадку для диалога с предпринимательским сообществом и принять в нем личное участие. На самом деле, участие в таких встречах глав администраций – обязательное условие. Я буду им очень благодарен.
В эти поездки планирую приглашать представителей министерства предпринимательства, коллег из минэкономразвития. На последнем совместном приёме предпринимателей у областного прокурора было принято решение, что на выездных встречах с нами будут присутствовать и представители этого ведомства, отвечающие за надзор в предпринимательской сфере, которые и доведут до предпринимателей свои должностные полномочия и функционал. Здесь всё логично – предпринимателям необходимо знать о существовании площадки для совместного приёма, обратившись в которую они могут рассказывать о своих проблемах.
- Планируете ли вы в дальнейшем более активно взаимодействовать со СМИ?
Безусловно. Недавно был очень хороший опыт общения в прямом эфире на «Нашем радио», где удалось рассказать об институте уполномоченного, обсудить вопросы, связанные с защитой прав предпринимателей, а также меры поддержки бизнеса и сложности, с которыми сталкивается сообщество.
К слову, очень бы хотелось в абстрактном будущем провести небольшую пресс-конференцию для представителей воронежских СМИ, возможно, в формате круглого стола. Считаю, что это очень важный шаг для повышения доступности бизнес-омбудсмена.
Беседовала Дарья Сарканайте