Война на фоне войны. Воронежские информационные игры 2022 года

icon 30/11/2022
icon 13:45
Главная новость
Война на фоне войны. Воронежские информационные игры 2022 года

Автор:

Нет ничего хуже, чем ждать и догонять. Политические элиты Воронежской области живут ожиданием двух событий. Ждут отмашки федерального центра на второй срок губернатора Гусева и конкурса по отбору кандидатур на пост мэра Воронежа. Воронежская гордума на прошлой неделе определила даты: заявки на конкурс будут подаваться до 1 февраля, сам конкурс пройдет 2 марта. С отмашкой на переизбрание, видимо, сложнее. Поскольку все зависит от первого лица государства, а у него забот хватает и без Воронежской области.

Ожидание предполагает определенную долю неизвестности: вроде бы поезд должен придти по расписанию, но кто его знает, что случится в пути. Неизвестность вселяет тревогу. А тревогой можно управлять. Методам и организации управления тревогами элиты на территории Воронежской области и посвящена данная публикация. Добавлять слово «элиты», или, если хотите, «истеблишмент», в этом контексте принципиально. Ведь дальше узкого круга лиц, принимающих решения, эти тревоги распространять не удается. Во всяком случае, пока. Народ живет своей жизнью, своими буднями и заботами. И, конечно, темой СВО, которая, так или иначе, затрагивает всех.

Политическая возня – удел немногих «избранных», избранных как в прямом (депутаты), так и в переносном (мнящих себя) смыслах. В общем, в области идет региональная информационная война на фоне войны настоящей. А настоящая война включает в себя и информационную войну. Если быть точнее в терминах – «информационную и психологическую войну». Информвойна региональная и информвойна, которую развязал наш военный противник, идут в одном и том же пространстве. Грубо – в наших головах, шире – в привязке к одной и той же географии – прифронтовому региону «Воронежская область». Который, к счастью, не обстреливается, но диверсанты встречаются.

21 февраля, за несколько дней до начала СВО, автор этой публикации выпустил текст «На фронде, на марковском фронте» , в котором изучал кейсы воронежской информационной войны. И делал выводы, что командующим информационными войсками фронды является экс-руководитель внутренней политики региона, а ныне депутат Госдумы Андрей Марков, а его «начштаба» - вице-губернатор Сергей Соколов, которые контролируют большинство «независимых» СМИ региона и подавляющую часть местного околополитического телеграма, а также бесчисленную армию прикормленных псевдообщественников. Мишенями же войны были губернатор Александр Гусев, мэр Вадим Кстенин и спикер облдумы Владимир Нетесов. За истекшие девять месяцев в стране изменилось примерно все. А вот в диспозиции воронежских информационных войн не изменилось ничего. Разве что, руководителя губернаторского секретариата Игоря Лоткова добавили в число мишеней

Те же искусственно создаваемые информ-поводы, по сути, фейки, и раздуваемый вокруг них шум. По принципу, чем бесстыднее, тем лучше. Та же связь фронды с иноагентами. Та же попытка, оставаясь в информационной тени, раскачать ситуацию в привилегированной части общества. Та же сверхзадача – вывести негатив на федеральный уровень.

В феврале мы разбирали сюжеты новоусманской «рабыни-тиктокерши», витиевато матерящегося на антимасочницу водителя автобуса, «присвоение» чиновниками соцразвития сиротских квартир и древнюю историю из 2016 года с «утопленным» новоусманским таксистом. Все истории давно разблачены как фейки и забыты. Хотя водитель, таксист и тикток были настоящими.

Темы, раздувавшиеся фрондой в первые месяцы после начала СВО, стали реже попадать в цель. Реальная жизнь заменила собой фейковую. Как оказалось, ненадолго. Самый ярким информационным событием первой половины года для Воронежской области, как ни крути, стало антивоенное выступление, бегство, а затем и коллаборационистская деятельность из-за рубежадепутатки Семилукского райсовета Нины Беляевой.  Беляева до самого последнего момента была в тесной связи с «коллективным УРП» (Марков, Соколов и еще один экс-сотрудник УРП и УФСБ Роман Паневин). Более того, за несколько месяцев до своего выступления «пацифистка» Беляева (кавычим, потому что своими человеконенавистническими постами в соцсетях, распространяемыми из-за границы, дамочка свое лицо открыла, не пахнет там пацифизмом, сплошные призывы убивать русских, да срачи за новые печеньки), Беляева успела поработать на выборах депутата Госдумы Алексея Журавлева, представляющего ястребиное крыло российских депутатов. С комедийно-фриковым оттенком.

Еще Беляева за этот год умудрилась собрать букет уголовных дел – от фейков про армию до призывов к терроризму. А вот расследование о деятельности ее пособников, и, в первую очередь, о том, почему, по чьей серьезной просьбе сразу пятеро кандидатов, стоявших выше Беляевой в очереди за мандатом, снялись с выборов. Такое расследование, если и ведется, то публике ничего о нем неизвестно. Но история с Беляевой любопытна и с точки зрения региональных информационных войн. Когда одна повестка (реальная, военная) накладывается на другую (местную, околополитическую, фейковую). До начала СВО марковские телеграмчики всем кагалом расшаривали посты госпожи Беляевой – «Агония режима набирает обороты», это в поддержку акций Навального (иноагент, осуждаем, порицаем). Теперь казус с Беляевой пытаются замолчать и поскорее забыть. Как и связи с воронежским штабом Навального (признан экстремистской организацией), который несколько лет опекался этим самым «коллективным УРП». Кстати, никто из «коллективного УРП» свое отношение к СВО за прошедшие девять месяцев так и не обозначил. И старается в этой теме не отсвечивать. Довольно странно, если не сказать подозрительно. Ведь Марков как депутат Госдумы является публичной фигурой, а Соколову в обязанности теперь вменяется общение с семьями мобилизованных.

Перемолов проблему Беляевой, летом фронда даже попыталась вписаться в «патриотическую повестку». Представители антикстенинского движения «Новый город» несколько раз (три или четыре) в преддверии довыборов в гордуму съездили на минивэне в войска с раздачей «гуманитарки», очевидно, закупленной на средства молочного олигарха и депутата Госдумы Аркадия Пономарева («Вкуснотеево»). Но молочная помощь фронту быстро иссякла, деньги оказались нужнее для скупки голосов. А когда кандидатка фронды проиграла, про тему помощи армии никто уже и не вспоминал.

Точнее, вспоминал. Но не те и не так. С конца сентября главной забавой фронды является борьба с Новым годом. Точнее, с елкой за 65 миллионов рублей.

Срубил он нашу елочку под самый корешок

13 сентября мэрия Воронежа объявила торги на тематическое новогоднее оформление центральной площади города. Оформлять задумывали дорого, богато и в стиле петровской эпохи. Таким образом, как бы продолжая отмечать 350-летие не чужого Воронежу Петра Первого. Техзадание для торгов согласовывали еще весной. Предыдущая ель отслужила шесть лет и была не то чтобы окончательно списана, а отправлена в капремонт. Торги на сумму 65,4 млн рублей выиграл местный подрядчик «Совтехэко», который уже имел опыт соответствующих работ. Стоимость новой 19-метровой елки составила «внутри» суммы муниципального контракта 15 миллионов рублей. Во всяком случае, так объясняли местные власти.

Поначалу дорогая закупка абсолютно никого не волновала. Но потом, 21 сентября, объявили частичную мобилизацию. И кое-кто из наших черных пиарщиков сообразил, что на этом можно замутить вистов. А, может, еще и срубить деньжат по легкому. 28 сентября практически одновременно были запущены три петиции на площадке «Вконтакте» с идентичными требованиями: деньги вместо елки передать на нужды военнослужащих в зоне СВО. То есть две недели дорогая елка никогошеньки не волновала, а тут в один день и час, да еще и с текстами, слизанными как под копирку. И ведь все три во «Вконтакте». Хотя площадок для петиций сегодня великое множество – от госуслуг и Госдумы до change.org. Почему же все трое организаторов сбора подписей выбрали одну и ту же площадку?! Одно это совпадение должно было бы навевать мысль о том, что вся эта затея с петициями управляется из одного центра.

Дальше больше. Одна из трех петиций сразу же исчезла, а две другие начали конкурировать между собой. Первая «собрала» (почему кавычки объясню ниже) за два дня около трех тысяч подписантов, вторая аж 27 тысяч. В дальнейшем основной стала именно вторая петиция. Сейчас на ее счетчике уже 745 тысяч «подписей». То есть за такую петицию как бы «подписалось» все трудоспособное население Воронежа (550 тыс. человек), дети и подростки Воронежа (160 тыс. человек) и еще 35 тысяч очень продвинутых пенсионеров.

Автор этих строк, не один год занимающийся расследовательской журналистикой и имеющий опыт поиска открытой информации, долго бился, чтобы найти саму петицию. Через поисковики она не хотела искаться никаким образом. Только многочисленные заметки прикормленных СМИ о том, что собран первый квинтиллион подписей против елки. Гиперссылок 99% статей не давали. Когда во всей этой мишуре стало ясно, что вожделенную петицию надо искать не где-нибудь, а во «Вконтакте». Но и в этой соцсети, без понимания, где искать – найти не удалось. Есть раздел «петиции», но там этих петиций – море. Наконец, одна из местных вкладок в федеральные СМИ пояснила, что подписи собирают «Ассоциация «Новый город» и депутат гордумы Артем Рымарь. И тогда автор вспомнил, что и у первых, и у второго есть свои странички в телеграм, вбил в поисковике этих страничек слова «елка» и был вознагражден. Не с первой, правда, попытки. У «Нового города» гиперссылки оказались фактически недействующими – а вот у Рымаря (922 подписчика) петицию найти, наконец, удалось. Для чего я так долго описываю свои мучения с поиском петиции? Только для того, чтобы вы представили, что такую же настойчивость как я, должны были проявить еще 800 тысяч воронежцев. Ну, может быть, тысяче подписчиков депутата Рымаря было попроще. Но, думаю, объяснение не в настойчивом желании воронежцев отменить новогоднюю елку. Достаточно, вбить в поисковике фразу «накрутка петиций», чтобы понять, что всего лишь один, и, как обещают накрутчики, «живой» голос обойдется в пять рублей. То есть, кто-то должен был вложить в эту аферу с петицией около четырех миллионов рублей. Хотя, возможно, крупным оптом значительно дешевле. Пылесосят-то со всей страны.

Вот, кстати, текст обращения «Вместо елки новогодней,обмундирование нашим ребятам». Обратите внимание, в заголовке пропущен пробел перед словом «обмундирование». Ничего, бывают опечатки. Но вдруг точно такой же заг, с точно такой же опечаткой мы находим на этой же странице с петициями, только про Челябинск. Там, кстати, власти собираются потратить на новогодние украшения 400 миллионов, а подписей «против» собрали всего 78 тысяч. Более правдоподобно выглядит потому, что челябинский текст более конкретен. В общем, у какого-то пиар-агентства борьба с елками в этом году поставлена на поток.

А вот и максимально расплывчатый текст воронежской петиции: «Власти выделяют огромные деньги для украшения города в период новогодних праздников, только много людей не поддерживают такие траты. Давайте поддержим наших ребят и попробуем направить эти средства в их поддержку». Ни слова «Воронеж», ни слова «елка» в петиции нет, что не помешало сотне воронежских журналистов, некоторым по нескольку раз, написать «800 тысяч воронежцев против елки за 65 миллионов». Тщательно срежиссированная истерия в СМИ длится уже два месяца.

Венцом этой истерии стал допрос звездой марковского пула, тележурналисткой Анной Кушмановой «мычащего» депутата-новичка из гордумы, торговца автозапчастями Александра Чуфинева. Историю этого допроса и монтажа «смешной» версии мы подробно описали в еженедельном обзоре. 

Отметим важную, на наш взгляд, деталь. Допрос мычащего депутата был запущен накануне визита в Воронеж полпреда президента Игоря Щеголева. А по негласному, но давным-давно заведенному правилу, федеральный центр за неделю до всех важных визитов очень тщательно мониторит все региональные СМИ. Так что есть все основания полагать, что фронде в лице Маркова и Соколова было очень нужно показать «неадекватного» депутата гордумы и засветить тему елочных «протестов» перед федеральным центром. Зря, что ли, столько денег в накрутку подписей вложили!

Да, мы еще не напомнили, что и Рымарь, и «Новый город», он же – Жуков, он же ранее судимый Колядин, это люди из ближайшего круга Соколова и Маркова. Рымарь, например, год назад, когда еще был главой местной «Справедливой России», обеспечивал отсутствие кандидата от своей партии на округе молочного олигарха Пономарева, который теперь спонсирует Жукова-Колядина. И Рымарь, и Жуков участвовали в качестве кукловодов со своими подопечными в шумной компании по довыборам в гордуму. Случайным людям расшатывать елку не доверили бы!

История с елочной петицией очень напоминает известный психологический эксперимент. Когда ничего не подозревающего человека сажают вместе подставными и вынуждают идти на поводу у всей группы и называть белое черным. С той разницей, что подсадных здесь несколько десятков журналистов, а ничего не подозревающим оказывается весь миллионный город. Елка – это еще баловство. Этой осенью были информационные эксперименты и пожестче.

Распятый мальчик из психбольницы

В середине ноября Воронеж был буквально шокирован публикацией «Блокнота» со снимками связанных умственно отсталых детей из Бутурлиновского специнтерната. Фотографий было много, заподозрить в постановке всех снимков довольно сложно. Тем более, что на некоторых снимках, были и другие, не связанные дети. Но одна фотография выделялась из общего ряда – на ней был снят привязанный к кроватной сетке мальчик в форме распятия. Все те же, кто раздувал информационные искры из «елки за 65», взялись и за новый скандал. Тем более, что тема была невероятно эмоциональная. Скандал дошел до всех верхов, до каких только можно. И до федерального омбудсмена и до главы Следственного комитета. Главной виновницей «распятия» марковско-соколовские СМИ и телеграмы пытались сделать руководителя департамента соцзащиты Ольгу Сергееву. Год назад она уже была объектом похожей информационной атаки с «продажами» сиротских квартир. Тогда фейк иллюстрировали поддельными приказами департамента. Теперь пошли дальше. Фото – это, знаете ли, документ. «Распятого» мальчика быстро нашли. Он жив, весел и физически здоров. Круг подозреваемых фотографов примерно определили. Ими оказалась семейная пара бывших сотрудников специнтерната. Другие сотрудники интерната утверждают, что снимки сделаны два года назад. На детских тумбочках менялись наклейки – по ним и смогли определить дату. Было возбуждено уголовное дело. Куда оно выведет, говорить рано. Будут ли искать и ловить организаторов этой очевидной и аморальной провокации? Выяснят ли, где два года хранились эти фото, и кем и с какой целью были слиты в СМИ? С учетом того резонанса, который получила эта история, обязаны дать ответы на все вопросы. Хор организованных подпевал после возбуждения уголовного дела очень быстро сдулся.

На этом, пожалуй, закончим описание свежих информационных кейсов. Хотя есть, что повспоминать из веселых безшабашных темников воронежской информационой фронды. Типа «Гордеев помогает Гусеву избраться на второй срок». Или «Если в воронежском кране нет воды, значит, ее выпили Фридман и Авен ради ВСУ». Или «война с генпланом», которую целый год вел и в итоге проиграл Жуков-Колядин.

Важнейшей целью любой информационной войны является деморализация противника. Нужно заставить его принимать невыгодные решения. Главным итогом воронежских информационных игр стала «пролонгация» вице-губернаторского мандата для одного из лидеров фронды и, как мы полагаем, главного организатора всего того, что мы выше описали, Сергея Соколова. Обещанная инсайдерами на декабрь отставка опального чиновника не состоится. Он будет нас радовать своим молчаливым присутствием, как минимум, до сентября 2023 года. То есть до истечения нынешнего срока полномочий губернатора.
Воронежские информационные игры продолжатся и в следующем году. Что ж, тем веселее.

Взгляд на Гусева из астрала

Было бы несправедливо, обсуждая методы и темники фронды, не обратиться к первоисточнику. Вот, что выдает поиск в одном из таких телеграмчиков, если вбить фамилию Гусев. Это выборочно за последние пару недель:

«Две недели молчания: почему губернатор Александр Гусев не заметил связанных и распятых воронежских детей?» «Губернатор Гусев смотрит «Тупой, еще тупее» и ему подобные низкопробные фильмы». «Такое поведение помешает воронежскому губернатору Александру Гусеву избраться на второй срок». «Нормальный бы мужик требовал в прямом эфире отставки губернатора Гусева и мэра Кстенина за то, что они хотели чихать на мнение 800 тыс. жителей Воронежа, которые против елки». «Александр Гусев перешел на сторону Виктора Медведчука?» «Глобальную ошибку совершают Гусев и присные. Они обосновывают свою власть решениями большевистских вождей». «Пункт 1 неправильный. Воронежская область не является равноправным субъектом Федерации с другими». «Блистательная Кушманова». «Буренушка рогатая на Гусева мычит». «Всех, кто не за Гусева, обзывал кенгуру».

«Но разве важно, что они напишут? Совершенно неважно», - подумала Алиса из Страны чудес.

Текст: Александр Пирогов