90 лет назад в Воронеже появился аэропорт

icon 09/02/2023
icon 19:30
90 лет назад в Воронеже появился аэропорт

Автор: Фото - Воронежский аэропорт

Фото - Воронежский аэропорт

Воздушная гавань Воронежа встречает и провожает самолёты уже 90 лет. 9 февраля 1933  основан первый гражданский аэродром города. Он появился ровно через 10 лет после учреждения первого Дня рождения гражданской авиации России. Было принято решение о создании структуры, обеспечивающей нужды людей в пассажирских и грузоперевозках. Об истории на протяжении десятилетий можно прочесть на сайте аэропорта.

Лётное поле первого гражданского аэродрома располагалось в пойме реки Воронеж неподалёку от Успенкой церкви.

1930-40 годы из-за плохого состояния грунтовой взлётной полосы гражданские авиаперевозки перенесли на военный аэродром на Северной окраине города, в районе нынешней улицы Хользунова. Гражданским этот аэродром стал после Великой Отечественной войны. Десятки сотрудникова, в основном лётный состав, в годы войны были мобилизованы, многие погибли. Их имена увековечили на гранитном обелиске, который находится на территории современного аэропорта.

1946 год — открытие первого аэровокзала. Сначала появились деревянные здания, затем несколько кирпичных. 1950-60 годы - это время бурного развития местных воздушных линий и сельскохозяйственной авиации. На аэродром поступили самолёты Ан-2, Як-12, Ли-2, Ил-12, Ил-14. География полетов расширилась. 

В 1964 году авиапредприятие названо Воронежским объединённым авиаотрядом. Через год у села Чертовицкое начато строительство нового аэропорта, который был введен в эксплуатацию в 1971 году.

В целом, в 1960-е годы аэропорт активно развивается, являясь промежуточным пунктом для приёма самолётов других авиапредприятий. В начале 1970-х в аэропорту Воронеж (Чертовицкое) приземлился первый самолёт АН-24. К 1976 год взлетно-посадочная полоса увеличена на 300 метров для приёма более современных самолетов. При проектной пропускной способности 400 пассажиров в час аэропорт ежедневно отправляет более 3500 пассажиров и столько же принимает.

В 1970-80 годы происходит существенный рост объёмов авиаперевозок. В самолётном парке более сотни крылатых машин. 

Однако после перестройки наступают тяжелые времена. 1993 год — сокращение объёма перевозок в 4 раза — до 335 000 пассажиров. Избыток самолётов и высвобождение персонала приводит к реорганизации аэропорта. Предприятие приватизировано.
В 1995 году аэропорт получает статус международного. «Воронежавиа» начинает выполнять полеты в 30 аэропортов 20 стран мира, продолжая выполнялись регулярные пассажирские перевозки во многие города России и СНГ.
Следующий трудный период - начало двухтысячных. В 2003 год происходит смена собственника и руководства компании. Объём перевозок упал до 58 000 пассажиров. В аэропорту 9 самолётов.
Уже через год руководящую роль начинает играть «Авиакомпания «Полёт». Пассажиропоток вырос почти втрое. Но, как монополист , «Авиакомпания «Полёт» блокирует допуск в аэропорт других авиаперевозчиков.

В 2006 году из-за отсутствия финансовых вливаний инфраструктура приходит к критическому износу - речь о 68% основных фондов. Предприятие — на грани банкротства.
2008 год — начало 1 этапа работ по проекту реконструкции аэропорта в рамках Федеральной целевой программы. В 2013 года начатвторой этап. Инвестором аэропорта становится «Финансовая компания «Аксиома». После ряда юридических процедур оперативное управление передано УК ООО «АВИАСЕРВИС» .
Самолетом «Boeing 737-800» выполнен технический рейс. Аэропорт получил сертификат на обновлённую полосу. Продолжаются масштабные работы по обновлению коммуникаций и инфраструктуры. 

В 2014 Международный аэропорт «Воронеж» допущен к приему воздушных судов типа «Boeing 737-800» на регулярной основе. Греческая авиакомпания «Ellinаir» на самолетах «AvroRJ85» начала выполнять перелеты. Авиакомпания «S7 Airlines» открыла программу регулярных рейсов Воронеж-Москва-Воронеж на самолётах «Airbus 319»

В 2015 введена в эксплуатацию основная часть здания аэровокзала с новой инфраструктурой. Пропускная способность аэровокзала — 240 пассажиров в час.
Из Воронежа открыли регулярные рейсы авиакомпании «Аэрофлот», «Red Wings», «Ямал», «Саратовские авиалинии», «Ellinair». Получен официальный допуск на эксплуатацию Airbus-321 на аэродроме Воронеж (Чертовицкое). Маршрутная сеть полётов из Воронежа заметно расширится. Увеличится число авиакомпаний, которые смогут построить свою лётную программу через Воронеж. 

В 2018 году аэропорту присвоено имя Петра I.

Дальше воронежская воздушная гавань активно развивается, строится новый терминал.

С начало спецоперации полеты прекращены из-за режима чистого неба на юге страны. Государство поддерживает предприятие субсидиями. И в день 90-летия можно пожелать выстоять в это непростое время.