60-летняя история автовокзала на Севере Воронежа: от хрущевской борьбы с «архитектурными излишествами» до «любимого» перехода с граффити

icon 29/04/2023
icon 08:00
Важная новость
60-летняя история автовокзала на Севере Воронежа: от хрущевской борьбы с «архитектурными излишествами» до «любимого» перехода с граффити

Автор: Фото - Региональные новости

Фото - Региональные новости

Автовокзал, который появился при Хрущеве, но в духе времен Сталина, буквально на пустыре сегодня празднует 60-летие со дня постройки. Безусловно, постройка отличается авторским неповторимым стилем местного архитектора Николая Неведрова, однако в последние несколько лет вызывает осуждения. Относятся они не к самому зданию с ризалитами и пилястрами на фасаде, а к объекту, который появился рядом - надземному пешеходному переходу. Рассказываем историю развития уникального Центрального автовокзала Воронежа.

Итак, построен автовокзал был в 1963 году, в период борьбы с "архитектурными излишествами". Спустя два года, в 1965 году, в "Путеводителе по Воронежу" писали:

- Бывший пустырь заасфальтирован, благоустроен, обжит. В автовокзале имеются гостиница на 75 мест, ресторан на 100 мест, зал ожидания, комната матери и ребенка. Хорошо организована диспетчерская служба, для удобства пассажиров работают пять билетных касс, камера хранения багажа, медпункт, парикмахерская.

Тогда отсюда можно было уехать в районные центры и населенные пункты региона, а также из Москвы, Липецка, Ельца, Старого Оскола. Ходили отсюда всего до 200 автобусов.


Фото из открытых источников

В 2023 году автовокзалу исполняется 60 лет. С тех пор изменилось многое. Сейчас направление маршрутов, по которым можно отправиться по купленному здесь билету, заметно расширилось. В списке и соседние города, такие как Курск, Белгород, Липецк, Тамбов и другие. Конечно, уехать можно и в столицу. Продаются билеты по курортным направлениям: Севастополь, Астрахань и т.д. Не так давно начал ходить автобус до Луганска, есть маршруты до Киева, Харькова и Днепра. 

Обновился и автопарк. Если еще 5 лет назад воронежцы грозно ругали старые изношенные автобусы, то сейчас новых стало, по крайней мере, больше, добавился транспорт с кондиционерами и другими элементами комфорта.

Разбавили и инфраструктуру автовокзала. Здесь есть несколько торговых точек как внутри, так и снаружи. Раньше здесь, кстати, стояли аппараты, в которых продавалась содовая. Убрали их уже в двухтысячных.

Из огромных минусов, косвенно относящихся к саму автовокзалу, является многострадальный надземный пешеходный переход. Горожане уже больше десятка лет (переход появился в 2009 году) замечают, как он постепенно приближается к аварийному состоянию. Мусор, ржавчина на конструкциях, граффити, разрушения, отсутствие элементарной уборки - все это портит впечатление от места и у самих воронежцев, и у приезжающих в столицу Черноземья гостей. Наверняка многие сталкиваются с трудностями, когда с большим багажом, тяжелыми сумками и усталостью после дороги приходится скакать по ступенькам, волоча за собой вещи. А на инвалидном кресле здесь и вовсе не проедешь. С детской коляской, конечно, шансов пройти больше, но все же для этого нужно приложить не мало усилий. 

Вопрос часто поднимался общественниками и СМИ. Управа Коминтерновского района не раз комментировала ситуацию. Периодически тема всплывает в массах, как и в этом году. Так, по данным управы, реконструкция перехода точно не планируется, но его 3-4 раза в месяц убирают, счищают рекламные объявления.

В 2019 году обсуждался вопрос о переносе автовокзала ближе к Международному аэропорту имени Петра I. До этого многие говорили о том, что поток автобусов, выезжающих на рейсы, усугубляет пробку, которая итак является проблемой для одной из самых оживленных улиц облцентра. Однако никаких точных данных по этому поводу нет. 

За долгую, 60-летнюю историю тут случалось многое. Например, поднималась тема ужасного туалета, в котором какое-то время не было света, а внутри, как писали местные жители, наверняка без труда получилось бы вызвать дьявола. Однако помещение в итоге продали.

Несмотря на периодически появляющиеся скандалы, иногда напрямую не связанные с самим автовокзалом, он продолжает работать и оставаться оживленным. По данным Росстата, за первый месяц 2023 года наш регион посетили 78,4 тыс. туристов. Наверняка часть из них попала в Воронежскую область именно через маршрут, ведущий до Центрального автовокзала.

"Бывший пустырь заасфальтирован, благоустроен, обжит".