Оказавшись перед Путиным, что вы у него попросите?
© Кремлин
Свершилось. Встреча, о которой больше полугода говорили, писали и думали в Воронежской области все, кто имеет хоть какое-то отношение к политике или сфере управления, состоялась. В 18 часов 2 мая Путин принял Гусева (общение проходило в формате видеоконференции, сам президент в это время находился в Санкт-Петербурге), заслушал доклад Гусева, похвалил сельское хозяйство области и инвестиционную привлекательность региона, немножко пожурил Гусева за аварийность на дорогах и повышенный по среднероссийским меркам алкоголизм населения. Формального благословения на второй срок воронежский губернатор так и не попросил, по крайней мере, в официальную стенограмму это не вошло, но оно и так понятно. Теперь все закрутится. Времени в обрез, до 10 сентября, четыре месяца и одна неделя.
Алло, алло, ну как у вас дела?
Президент начал расспрос в стиле знаменитой песенки Утесова. Губернатор продолжил куплет: «Ни одного печального сюрприза, все хорошо, все хорошо». И тут Путин, похвалив стабильность региона, воронежских аграриев и инвесторов, решил отойти от музыкальной темы: «Но есть и проблемные моменты, конечно. Пожалуйста, о чем вы хотели бы сказать?»
Опасный заход про проблемные моменты Гусева с панталыку не сбил и губернатор начал доклад, вероятно, самый важный в карьере. Перескажем его максимально кратко. Для желающих подробностей вот ссылка на стенограмму беседы.
«Все социальные обязательства нами выполняются. Население поддерживает СВО. Более 560 тысяч человек включились в активную поддержку участников СВО, членов их семей и беженцев с Донбасса и Украины. Среди последних было очень много пожилых людей, обеспечили им медицинское сопровождение, а детям – обучение. Кроме федеральных мер поддержки участников СВО, в области действуют 20 региональных мер поддержки, в том числе система комплексной реабилитации».
«Взяли шефство над тремя районами ЛНР, восстановили 40 объектов в прошлом году, в этом будет в полтора раза больше. Помогли им реализовать сельхозпродукцию, договорились с крупным воронежским предприятием вложить 8 млрд рублей в создание молочных ферм в этих районах». Ага, Пономарев и Гордеев – плюс в карму и повышение шансов на очередное переизбрание в Госдуму, хотя еще и рановато думать.
«ВРП последовательно возрастает и сейчас составляет 1,3 триллиона. За пять лет увеличился в полтора раза. Хорошие темпы роста собственных доходов. +14% в 2022 году, в 1,8 раза за пять лет. Консолидированный бюджет – свыше 200 млрд. Инвестиции в 2022 году – 345 млрд (+5%). Действует особая экономическая зона, шесть индустриальных парков, 150 резидентов». И тут Гусев высказал первую, с виду скромную просьбу: ускорить на год (с 2025 на 2024 год) запланированную реконструкцию газораспределительной станции «Газпрома». Новым производствам не хватает газа.
После просьбы пришло «время покаяний». «Так ерунда, пустое дело» - в промышленности в прошлом году был спад на два процента. «Скажите мне, мой верный Гусев, как это все произошло?»
«Снизили поставки на экспорт минеральных удобрений и не только. Сейчас наверстываем отставание. По итогам I квартала рост – 2,5%. На одном из наших самых значимых предприятий, авиазаводе, договорились о создании производства корпусов для двигателей МС-21 и «Сухой Суперджет». Просьба №2: дать под это казначейский кредит.
«АПК: 7 млн тонн зерна, 700 тысяч тонн мяса, 60 млрд рублей инвестиций. По инвестициям в АПК – лучший результат в РФ. Строительство – в топ-15 в РФ по вводу жилья (1,9 млн квадратных метров), по обеспеченности на одного жителя в топ-10 – 33,5 квадратных метров. Дорожный фонд за год вырос на 27%». Просьба №3: у нас на балансе трасса Воронеж-Луганск, денег на ее реконструкцию нет, заберите ее к себе на федеральный уровень.
Социальная сфера, медицина, образование – всё хорошо, всё хорошо. А школы нам белорусы строят.
Внутренний туризм – миллион туристов благодаря 350-летию Петра. Ведем реконструкцию Петровской набережной. Все хорошо, все хорошо. Но тут скоро святителю Митрофанию 400 лет. Просьба №4: дайте денег на «Петровский остров», местечко историческое.
«Владимир Владимирович, задачи понимаем, возможности видим, с вызовами справимся».
Путин взял алаверды: «Александр Викторович, у вас в целом действительно ситуация устойчивая, такая рабочая, я бы сказал. Есть и проблемы. Высокая аварийность на дорогах – она выше, чем в среднем по России. Связано это с состоянием, прежде всего, дорог местного значения, которое оставляет желать лучшего. И еще одно – вроде как общероссийская беда – уровень острых отравлений от спиртосодержащей продукции. Все-таки в Воронежской области, к сожалению, он повыше, чем по стране в целом. Должны быть комплексные мероприятия, связанные с пропагандой ЗОЖ, развитием здравоохранения, спортивных сооружений. Просил бы обратить на это внимание».
«Хорошо, Владимир Владимирович. Мы эти проблемы видим. По местным дорогам отдельная программа действует, уже ситуация стабильная. В 2022 году практически на 20% меньше дорог, которые не соответствуют регламентным требованием, целевое финансирование этой программы – 2,5 млрд рублей. По отравлениям, безусловно, будем работать».
Путин: «Что касается вопросов, которые вами поставлены, все соответствующие поручения будут розданы».
Вот и все, что было. Ты как хочешь это назови.
Алкаши и дороги
Первые выводы - практические. В сфере строительства дорог еще сильнее закрутят гайки, может, даже откроют новые, не аффилированные с дорожниками лаборатории по контролю за качеством асфальта, и одновременно вольют в отрасль дополнительных денег. В первую очередь, в межрайонную и межпоселковую сеть. Воронежские дворы еще долго будут финансировать по остаточному принципу. Да и не только дворы. Денежные дорожные качели между областным центром и всеми остальными районами – это вечная проблема. Воронеж – это вроде как фасад, поэтому им денег достается больше. А бьются люди при обгонах на двухполосных местных дорогах. С них же и улетают в кювет. В этом, кстати, легко убедиться, если следить за лентой «Воронежских новостей». По части освещения аварий мы впереди планеты всей. И вопрос не только в качестве дорог, но и в том, кто обеспечивает на них безопасность. Воронежская ГИБДД уже четверть века в руках одного клана (даже если они там внутри грызутся), только у нас должность начальника инспекции можно передавать по наследству. И даже если весь низовой состав гаишников пересажают – ничего, наберем новых.
С отравлениями все понятно. Просто (хотяи не просто) перекрыть все нелегальные точки, в которых бодяжат спирт. Выяснить источники происхождения спирта. И прижать все цепочку, а не крышевать ее за три копейки. Тема не для пропагандистов ЗОЖа, а для собственной безопасности ГУВД.
В общем, облавы и посадки неизбежно будут: «Старший приказал».
В поход собирался король
Всем понятно, что встречу Гусева с президентом ждали, что называется, на низком старте. Все административные команды давно отмобилизованы. В предвыборный штаб Гусева входят – все и никто. Деньги на выборную кампанию Гусев принципиально решил не тратить. Будет какой-то минимум, остальное – ножками и по районам. Точнее, по деревенским дворцам культуры. Их понастроили и понаремонтировали богато. Предвыборной программой второго срока де-факто является запущенная еще два года назад областная инвестиционная программа, которая нацелена на строительство и капремонт объектов соцсферы и ЖКХ. И она больше повернута лицом к надежно голосующей и благодарной деревне, чем изменчивому и вечно протестному областному центру.
Отодвинутая от привычной выборной кормушки фронда в лице вице-губернатора Соколова и иже с ним будет привычно гадить исподтишка. Типа анонсированного выставления кандидата-двойника Максима Гусева от ручной «Родины». Многое будет зависеть, пообещают ли Соколову продление вице-губернаторства. Но тут Гусев может столкнуться уже с организованными антисоколовцами. Слишком у фронды много влиятельных недоброжелателей и коллективно они способны навязать губернатору свою волю. В общем, судьба самого, пожалуй, странного вице-губернатора – это и будет главной практической интригой предвыборной кампании. Судьба другого вице-губернатора, Шабалатова, кажется, уже предрешена, и Путин подсказал на кого его надо поменять - на того, у кого «сельское хозяйство растет большими темпами, чем в России». Более мелкие кадровые вопросы оставят на до после выборов. Но потом обновят состав сильно.
Еще по закону каждый кандидат в губернаторы должен будет публично объявить фамилии трех кандидатов в сенаторы. Напомним, что сегодня администрацию области в Совфеде представляет Галина Карелова, и небо должно упасть на землю, прежде чем Галина Николаевна покинет этот пост. Но две другие кандидатуры, пусть и номинальные, это смотр ближайшего резерва Гусева и одновременно ранжирование по степени близости к телу. И это очень любопытно.
Остальное - локально. Даже проценты явки и поддержки «правильного» кандидата. Тут внутреннее соревнование глав сельских районов обеспечит какие хочешь проценты. И неважно выставят ли коммунисты кандидата для борьбы или для галочки. Да и, собственно, не в характере Гусева брать какие-то астрономические высоты за счет манипуляций в стиле Бавыкина. К чему рисковать-то?! Лучше «бедненько, но чистенько».
Ну и куда же без подковерных интриг. Наверняка в стане ближайшего окружения губернатора найдутся желающие избавиться от «тени Гордеева». Раз уж с Самим ничего поделать не могут. А главная «тень» Алексея Васильевича на местном уровне – это никакой не Соколов, а председатель облдумы и лидер регполитсовета «ЕР» Владимир Нетесов. С Гусевым у него давняя, хотя и неафишируемая на людях контра. На каждую из должностей Нетесова у многих наших шишек слюнки текут. А тут, как назло, силовики роются в предвыборных делишках, да в нижнем белье сразу нескольких приближенных Владимира Ивановича. И могут одним неосторожным допросом изменить весь политический ландшафт на ближайшие годы.
Сезон охоты стартовал.
Александр Пирогов