Крутой маршрут. Почему междугородние автобусы объезжают Борисоглебский автовокзал стороной?

icon 27/06/2023
icon 16:15

© Фото - wikimapia.org

Фото - wikimapia.org

Если бы кто-то посторонний зашел в понедельник 22 мая в конце рабочего дня в служебные помещения Борисоглебского автовокзала, он бы увидел следующее необычное зрелище: снятые с петель двери, пустующие, без мебели кабинеты, разбросанная по полу документация, всюду следы от оборванных проводов, как будто Мамай прошел, а посередине мечется перевозбужденный пожилой человек с ножом в руке. К счастью, угрозы для сотрудников автовокзала он не представлял.

Пожилого человека звали Александр Обухов. Ему 67 лет, и он - один из четырех совладельцев местного ООО «Бус-тур», которое десять лет было арендатором автовокзала. И аренда заканчивалась этой ночью. Работники автовокзала, они же - бывшие теперь работники «Бус-тура», вели себя спокойно - за десять лет к причудам своего «хозяина» успели привыкнуть. Александр Борисович в спешке забирал все, что считал своим. А что не мог забрать, повырезал, повырывал с "мясом", "понадкусывал". Было демонтировано все, что обеспечивало функционирование автовокзала: автоматизированный шлагбаум, турникет, кассовые аппараты, банковские терминалы, система оповещения, громкоговоритель, мебель. Обухов оставил после себя голые стены. Хотя нет - обои, кажется, не срывал. В запаре Александр Борисович прихватил и настенные часы, подаренные трудовым коллективом директору автовокзала на день рождения. Народ покорно смотрел, как барин уничтожает их рабочие места. А вот за копеечные часы народ обиделся. Часы потом вернули, но осадочек остался.

Прибывшие в спешном порядке представители администрации города и нового арендатора создали комиссию и зафиксировали все факты варварского демонтажа оборудования. Успели даже частично остановить демонтаж дверей.

Если Обухов вам показался сумасшедшим, то это были действия очень расчетливого сумасшедшего. Задача был ясна - утром вокзал не должен был работать. Этого не случилась. Новые арендаторы, судя по всему, к подобному повороту событий были готовы. У новых арендаторов была в запасе короткая ночь - в четыре утра вокзал должен был заработать. И он заработал. Новое оборудование монтировали всю ночь.

Но каково же было удивление, когда узнали, что на следующий день было подано заявление в прокуратуру с требованием проверить, а есть ли у нового арендатора «паспорт антитеррористической защищенности и иные документы для работы частной фирмы на городском автовокзале». Не зря в народе говорят, наглость - второе счастье.

Автор кляузы - главный местный бузотер - лидер борисоглебских коммунистов и депутат гордумы Александр Сухинин. Мы не можем доказать, что Сухинин действовал по наущению Обухова, но то, что он действовал в коммерческих интересах Обухова, или шире - всего состава учредителей «Бус-тур», это очевидно.

Официант! Я здесь проездом

Воронежцы привыкли, что главной трассой региона является федеральная М-4 «Дон», которая пересекает область по вертикали с Севера на Юг. Это так и это не совсем так. На двести километров восточнее, мимо Грибановки и Борисоглебска, идет трасса Р-22 «Каспий», а по горизонтали идет трасса Е-38, начинающаяся на Украине и теряющаяся где-то в степях Средней Азии. В России Е-38 идет через Курск-Воронеж-Борисоглебск-Саратов. Движение междугородних автобусов по Е-38 - очень интенсивное. Только из Саратова на Москву в день уходит 13 рейсов. Все они проезжают Борисоглебск, но ни один из них на местный автовокзал не заезжает. Желающих добраться до столицы именно саратовскими автобусами достаточно. Сегодня купить билет в интернете не составляет труда. Люди собираются на границе города и трассы Е-38 и, вглядываясь в даль, ждут, когда появится автобус. Летом еще ничего, а зимой совсем тяжко. Но люди знают, чего ждут: на саратовском рейсе добраться до Москвы стоит почти в два раза дешевле, чем с Борисоглебского автовокзала. Автобусом из провинции в столицу едет трудовой народ, для которого тысяча рублей (такова разница в цене билета) - не лишняя.

Такая аномалия с саратовскими автобусами длится уже лет двадцать пять. С середины девяностых. Тогда была большая война между саратовскими и борисоглебскими перевозчиками. «Мы им автобусы жгли, они - нам». Борисоглебские вроде бы отстояли свой суверенитет, но отгородить трассу глухим забором все равно не получается. Вот и стоит народ, мерзнет, экономя копеечку.

Строго говоря, все эти подсадки вне автовокзалов и автостанций давно уже незаконны из-за требований антитеррористической защищенности. Но это существенный дополнительный доход для перевозчика, а еще чаще левачат сами водители. Ведь те, кто регулярно ездят в столицу, имеют телефоны водителей. Так еще дешевле. С автовокзала левому пассажиру уехать невозможно - там кассы, видеонаблюдение, турникеты, учет и контроль. Все требования давно прописаны в правилах транспортной безопасности, о которых так печется главный борисоглебский коммунист.

Вокзал для двоих

«Бус-тур» (уставной капитал - 10 тысяч, выручка 6-7 млн в год) взял в аренду здание муниципального автовокзала еще в 2012 году. Срок аренды - пять лет, потом продлили еще на пять лет. Брали без конкурса. Судя по всему, сам «Бус-тур» и создавался с целью аренды автовокзала: трое из четверых учредителей Александр Обухов, Александр Макаров и Геннадий Клочков - известные борисоглебские автоперевозчики, все выходцы из девяностых, свидетели, а, может, и участники войн с саратовскими. А вот про Юрия Селиванова что-либо сказать сложно, кроме того, что он есть. Во всей деятельности «Бус-тура» последних лет Селиванов никакого участия не принимал. Это важное замечание, с учетом того, что у всех учредителей по 25%, а Геннадий Клочков года четыре назад рассорился с Обуховым и Макаровым и во всех делах, связанных с арендой автовокзала, является оппозицией. Таким образом, строго говоря никакого большинства на сегодня у «Бус-туре» нет - у верховодящей группировки только половина голосов. Если жить по понятиям, то ничего, а де-юре, да еще с ножом в руках - получается совсем уж нехорошо. В общем, Обухова официально на проведение погрома никто не уполномочивал, потому что некому.

Второй человек тандема 64-летний Александр Макаров, ИП Макаров, - это главный междугородний перевозчик Борисоглебска. Как минимум половина автобусов, уходящих с автовокзала, - его. Еще какая-то часть перевозчиков работает на его маршрутах как субарендаторы. Макаров тоже был на автовокзале в злополучный день 22 мая, но в первой половине дня. Он вместе с нанятым грузовиком-краном грузил бетонные блоки ограждения автовокзала. Погрузился и уехал, больше не появлялся. В уничтожении автовокзала ума хватило не участвовать. В отличие от темпераментного Обухова, Макаров - человек выдержанный. В общем, когда, еще в прошлом году, пошли рамсы с главой района Андреем Пищугиным за размер аренды, ребята так и сказали, что могут, если что, всю площадь перед администрацией автобусами заставить.

«Бус-тур» платил за аренду муниципального здания автовокзала 67 тысяч в месяц. Когда в прошлом году областная Контрольно-счетная палата проверяла администрацию Борисоглебска, она вынесла предписание «проинвентаризировать муниципальное имущество и увеличить размер арендной платы за арендуемое муниципальное имущество».

Муниципальное имущество автовокзала, то есть, как оказалось, голые стены с окнами, но без дверей, проинветаризировали. Экономисты администрации обосновали шестикратный рост арендной платы. Теперь за аренду хотели целых 400 тысяч рублей в месяц. Обухов и Макаров сочли эту цифру завышенной, какое-то время торговались с администрацией, но были готовы платить не намного больше ста тысяч рублей. Не договорились и администрация выставила здание на конкурс. Скорее всего, Обухов с Макаровым были уверены, что никто на их вотчину не позарится. В Борисоглебске просто некому, тут все про всех все знают. А чужакам какой интерес, а главное - как управлять дистанционно?

Но свято место пусто не бывает. На конкурс заявился Вадим Гончаров, ИП Гончаров из Воронежа, бывший чекист, которых, как известно, бывших не бывает. Гончаров в конторе, в т.ч. занимался и транспортом. То есть все ходы и выходы в этом бизнесе и законодательстве РФ знает. На конкурсе Гончаров оказался единственным участником и в мае был объявлен победителем - сумма аренды и вправду очень высокая. Как ее отбивать - это головная забота Гончарова, но совершенно очевидно, что одна из составляющих: бизнес-плана - вернуть саратовских на автовокзал, а также привести в соответствие требования антитеррористической защищенности, а именно заставить Макарова соблюдать все требования законодательства РФ и условия договора между автовокзалом и перевозчиком, привести в соответствие продажу билетов и осуществлять посадку пассажиров на автовокзале, что для Гончарова составит и доходную часть бизнес-плана. К слову сказать, в этом случае у Гончарова две составляющие бизнес и закон идут рука об руку. Ведь автовокзал получает 20% с каждого проданного билета. Чего нельзя сказать про Макарова, ему придётся выполнить все требования транспортного законодательства, потеряв часть дохода. Для Обухова-Макарова автовокзал был важным, но вспомогательным бизнесом. Они основные деньги делали на маршрутах. В том числе, за счет монопольно высоких цен на поездки в Москву. Да, противоречие носит системный характер. Чем закончится противостояние? Не будем делать поспешных выводов. Ведь, как любят говорить в народе, «время покажет».

Фото: Александр Пирогов