Вы мне еще за автомойку ответите. Спустя три с половиной года пойман рамонский взрыватель
© Фото - Андрей Архипов
18 июля в одном из столичных аэропортов был задержан рамонский индивидуальный предприниматель Андрей Богомазов. Он собирался вылететь на Кубу. В 43-летнем респектабельном отпускнике сложно было угадать одного из самых разыскиваемых преступников Воронежской области.
26 декабря 2019 года примерно в 8:50 утра в районе улицы Ильинской в Рамони прогремел мощный взрыв. Жильцы подумали, что рванул газ. Но было все гораздо страшнее. Когда глава администрации района Николай Фролов подошел к своей служебной машине Kia Sorento и, щелкнув брелком зажигания, открыл водительскую дверь, сработало прикрепленное к днищу самодельное взрывное устройство. Как позже стало известно, сделанное из гранаты Ф-1 («лимонка», «ананас»). Основной удар пришелся в ноги. Главу то ли отбросило взрывной волной, то ли он успел отпрыгнуть. Он потерял сознание и продолжал терять большое количество крови. На счастье Николая Валерьевича, рядом оказалась соседка Фролова по дому - девушка-автомобилистка Юлия Селиванова, которая как-то затащила Фролова в свой автомобиль и довезла его до районной больницы. Благо, она находится совсем рядом. Не случись Юли рядом, Фролов мог до больницы живым и не доехать. И хотя жизненно важные органы не были задеты, ввиду большой кровопотери главу сразу определили в реанимацию. На следующий день перевезли в областную больницу, где провели операцию и извлекли несколько осколков. Из больницы Фролов выписался в конце января, а в начале февраля вышел на работу.
Жителей четырехэтажного дома, в котором жил Фролов и в 20 метрах от которого он парковал свое авто, сразу после прибытия силовиков выселили в мороз на улицу - несколько часов искали другие взрывные устройства и улики. На место преступления тут же выехал начальник воронежского СУСКа Кирилл Левит.
В первый день расследования стало известно об ориентировке и составленном фотороботе предполагаемого преступника. Согласно ориентировке преступнику было на вид 45-50 лет, рост 165 см, среднего телосложения. Одет в камуфляжную куртку, черные брюки и черную шапку. Любопытно, что ориентировка распространялась по служебным каналам и не была обнародована в СМИ.
Поздно вечером 26 декабря дело, как особо важное, забрали в Москву, в центральный аппарат Следственного комитета РФ. Народ поохал, что вернулись девяностые, повыдвигал лежащую на поверхности версию, что это все разборки за землю. Как мы теперь понимаем, версию неверную.
Способ подрыва стал ясен довольно быстро благодаря сливу силовиков: к днищу машины был прикручен саморезами пластиковый сосуд, в который преступник положил гранату, протянув от нее к ручке автомобиля леску или металлический тросик. Когда потерпевший открыл дверь, граната упала и через три-четыре секунды взорвалась. На фотографиях взорванной машины, которые делали правда, из-за оцепленной зоны, следов лески не видно.
В тот же день, 26 декабря, крупнейший телеграм-канал Mash выдвинул свою версию покушения: конфликт главы района и серьезной рамонской фирмы «ВИТ-Строй», крупнейшем девелопере и крупнейшем латифундисте района. Директрисе «ВИТ-Строя» Ларисе Соболевой даже пришлось опровергать Mash через газету «Мое». Дескать, у нас с Николаем Валерьевичем мир-дружба-жвачка и прекрасные отношения. «Кстати, совсем недавно я у него была по рабочему вопросу, а все возникающие вопросы успешно решает наш главный инженер через отдел градостроительной деятельности района». Затем госпожа Соболева подробно описала свое алиби - три разрешения на ввод многоквартирных домов в эксплуатацию, полученные как раз в декабре. Было видно, что эта ситуация «ВИТ-Строй» сильно напрягла, если не сказать - напугала. Репутация у учредителей «ВИТ-Строя», захвативших в девяностые-начале нулевых жирные куски пригородных колхозов, была своеобразная. И с такой репутацией было легко оказаться крайними. Забегая вперед, силовики никакой связи между Богомазовым и главными рамонскими латифундистами не обнаружили. По крайней мере, так говорят сегодня.
Сразу после Нового года ГУ МВД обратилось к населению, пообещав денежное вознаграждение за любую информацию, которая приведет к поимке преступника. Сумма вознаграждения не указывалась, но воронежские журналисты, опираясь на опыт других регионов, озвучили сумму - от 100 тысяч рублей.
В середине февраля, дождавшись, когда Фролов вернется на работу, силовики пришли в районную администрацию с обысками. Вывернули буквально все - ведь, что могло стать мотивом преступления, никто еще не понимал. Возможно, понимал сам Фролов. Но своими подозрениями со следствием делиться не торопился. А, может, действительно не знал, кто был его врагом, возжелавшим ему смерти. Но у следователей возникали такие вопросы, на которые Фролов не мог дать ответ.
Рамонский район - «золотой». В плане стоимости земли. Еще с девяностых тема рамонской земли носила отчетливо криминальный привкус. Скупали за копейки целые колхозы, выкидывали несговорчивых пайщиков, прирезали сельхозземлю к территории поселений через проплаченные решения судов. Знаменитую «инвалидскую» схему тоже применяли. Причем, среди интересантов было очень много и силовиков, и москвичей. И тут, как говорится, главное в процессе следствия - не разоблачить самого себя.
К моменту покушения Фролов возглавлял администрацию района два года, но человек он был в Рамони известный, свой. Более 13 лет Фролов, уроженец села Айдарово, был главой крупного Айдаровского сельского поселения. До покушения считался весьма перспективным главой района. Ему было 43 года, а район он возглавлял передовой. Но история с покушением явно надломила Николая Валерьевича. Ведь раз на тебя покушаются, да еще таким способом, значит какие-то грехи за тобой есть. «Что-то пообещал и не выполнил», - такую, вторую по популярности после земельных разборок версию покушения озвучивали в СМИ. Теперь, когда преступник найден и его мотив озвучен, версия о невыполненном обещании звучит довольно правдоподобно. Кстати, преступник и его жертва почти одногодки и оба родились в Рамонском районе. То есть, вполне вероятно, могли знать друг друга, если не с детства, то с ранней юности.
Андрей Богомазов родился 2 февраля 1977 году в Рамони. В 2013 году был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя. Как пишет «Коммерсант» Богомазов владеет автосервисом и автомойкой на улице Ильинского. Это прямо на въезде в Рамонь, и это совсем недалеко от места преступления. Объекты Богомазова в 2021 году столкнулись с проблемами во взаимоотношениях с «ТНС энерго». Во время проверки энергетики обнаружили «элементы, не являющиеся составной частью заводской комплектации, что искажало данные о потребление электроэнергии». Богомазову сделали перерасчет и выставили счет на 543 тысячи рублей. А после того, как он его не оплатил, ограничили потреблении энергии. Взрыватель пошел в суд, но проиграл.
На публичной кадастровой карте не указан тип земельного участка, на котором расположены автосервис и автомойка. Было бы логичным предположить, что именно их введения в эксплуатацию добивался Богомазов, а не добившись, решился на такие крайние меры как подрыв автомобиля.
История со взрывом, такая громкая поначалу, постепенно забывалась публикой (но не сыскарями). Вспомнили о ней, когда перед прошлым Новым годом Фролова перевели на другую работу. Переводили без почета, но и из системы исполнительной власти не выбросили. Предложили несколько вариантов на выбор, Николай Валерьевич выбрал должность заместителя руководителя департамента природных ресурсов и экологии - начальником отдела госнадзора и охраны объектов животного мира. Это было понижение, но лучше чем в никуда. Всего во главе района Фролов пробыл пять лет: два года до покушения и три - после.
Как вышли на Богомазова, какую собрали доказательную базу - это нам еще предстоит узнать, когда дело попадет в суд. Пока это тайна за семью печатями. Сложность поиска была в том, что все преступление Богомазов спланировал и исполнил в одиночку. Был ли у него соответствующий боевой опыт, или он азы взрывного дела проходил в интернете, неизвестно. Зато известно, что поиском преступника и сбором все эти годы занималась как УФСБ, так и ГУ МВД. Одновременно с задержанием в Москве, прошли обыски дома и в офисе у Богомазова. Говорят, доказательная база сильно улучшилась. При этом в день задержания, после первого допроса Богомазова стало известно, что вину он не признал. Что сейчас, мы не знаем.
Басманный суд столицы отправил его в СИЗО на два месяца (арест был обжалован защитой обвиняемого). Богомазову предъявлен букет из обвинений: ч. 3 ст. 30 п. «е» ч. 2 ст. 105 УК РФ «Покушение на убийство, совершенное общеопасным способом» - две трети от срока от восьми до двадцати лет; ч. 1 ст. 222.1 УК РФ «Незаконный оборот взрывчатых веществ или взрывчатых устройств» - от шести до восьми лет; ч. 2 ст. 167 УК РФ «Умышленное уничтожение или повреждение чужого имущества, совершенное общеопасным способом» - до пяти лет.
Вторая часть статьи 105 УК относится к исключительной категории статей, по которой в качестве первой инстанции будет судить Воронежский областной суд. Ну и приговор, если все будет доказано, будет очень суровым.
Куба далеко.
Александр Пирогов