Глава воронежского департамента соцзащиты рассказала об альтернативе ПНИ в Воронежской области

icon 15/08/2023
icon 08:59
Глава воронежского департамента соцзащиты рассказала об альтернативе ПНИ в Воронежской области

© Дом журналистов

Дом журналистов

Департамент соцзащиты Воронежской области многократно упоминался в СМИ в контексте проблем в психоневрологических интернатах. Но не скандалами же едиными живет чиновник? «Воронежские новости» поговорили с главой департамента Ольгой Сергеевой об одном из главных проектов, который при грамотной реализации в итоге может стать стать позитивной повесткой на уровне всей страны. Речь идет про пилотный проект сопровождаемого проживания. Что это такое и как именно он реализуется в нашем регионе? 

Ольга Владимировна, в Воронежской и Нижегородской областях реализуются пилотные проекты по сопровождаемому проживанию для людей с ментальными нарушениями. Чем отличаются модели в этих двух регионах?

В Нижегородской области в работе ставка больше делалась на общественные организации. В Воронежской области не надеялись на их большую помощь, стали устраивать преимущественно государственную систему взаимодействия с особенными людьми. Точка приложения для пилота – это 2800 человек, проживающих в интернатах региона. Но надо сказать, что мы бы хотели посмотреть, что делается с остальными людьми с ментальными расстройствами, проживающими вне интернатов, а их уже 67 000.

У нижегородцев свой вариант пилота, и это правильно: в стране должно быть несколько вариантов организации этого направления. А потом уже будет выбираться, какая система эффективнее или они будут комбинироваться.

Какие формы сопровождаемого проживания есть для воронежцев с ментальными нарушениями?

Есть дома сопровождаемого проживания - один в Воронеже и еще четыре при интернатах в районах.

Это квартиры либо выкупленные домики за забором интерната, и девчонки там уже живут (женщины больше откликаются на идею, чем мужчины). 

 

Фото: Новохоперск

Реабилитационный центр "Семь ступеней"

Фото: дом сопровождаемого проживания, Воробьевский район

Но из тренировочной квартиры надо куда-то выйти, иначе зачем она нужна. В том числе поэтому и идет проект сопровождаемого проживания. Чтобы куда-то людей поместить, это «куда-то» нужно создать. Построить, выкупить, арендовать.

В Таловском районе будет в ближайшие недели сдаваться корпус по типу общежития. И мы хотим, чтобы часть этого здания была государственным учреждением, филиалом нашего интерната, где также будут люди жить, но немножко под другим присмотром, чем они сейчас живут. Там же хотели бы предоставлять помещение и общественной организации.

За счёт какого бюджета оплачивается создание общежития?

Это региональный бюджет, программа капремонта. Мы уже вводим общежитие в строй. Что касается работников, то люди будут на обычной зарплате, но состав персонала - немного не такой, как в интернате. Если в ПНИ больше ухода, то здесь больше работы для социальных педагогов. За теми, кто будет жить там, постоянный тяжелый уход не требуется. Они уже доказали себе и окружающим, что могут.

Планируется предоставлять только здание или будет некая зона отдыха рядом?

Здание и большая территория практически в центре Таловой. Это бывший детский интернат, где проводится многоэтапный ремонт. Уже отремонтировали здание для проживания. Будут и мастерские, и кабинеты для занятий - следующим этапом. Но жить сейчас уже можно. Территория там хорошая, а за забором есть футбольное поле, спортивные площадки, которыми тоже можно пользоваться.

Как будет приниматься решение о том, кого поселить в общежитие?

На основе того, кому можно проживать самостоятельно, а кому нельзя - кто не дееспособен...

Недавно прогремел скандал, касающийся поправок к закону о психиатрической помощи. Ранее считалось, что недееспособный человек может попасть в квартиру сопровождаемого проживания, ведь ему будут помогать специалисты. Но теперь для выхода из ПНИ жителю нужна справка от психиатра о самостоятельности. Как это повлияет на воронежский проект по сопровождаемому проживанию?

Психиатрия - страна стереотипов. И мы все заложники этих стереотипов. Почему считается, что психиатр, который знает болезнь и те неожиданности, которые она в себе несёт для окружающих, для самого человека хуже, чем общественник, который просто добрый человек? Даже неплохо, что психиатр будет участвовать и рекомендовать именно то, что нужно.

Я подобные справки о возможности проживать самостоятельно видела. Были дети-сироты с ментальными нарушениями. Обязательно заручались такой справкой, потому что внезапные изменения психического состояния могут привести к смерти самого человека или окружающих. Ведь это еще один стереотип, что люди с ментальными нарушениями все тихие, добрые, и ничего никогда не может произойти.

Такого стереотипа у меня нет.

Но он встречается в прессе. А ведь есть разные группы жителей ПНИ. Есть люди абсолютно предсказуемые. И мы точно знаем, что они просто наивные, и внешний мир для них опасен тем, что их обманут. Деньги заберут, квартиру, если она есть. Вторая группа - это люди, адекватные под действием лечения. Прекращение приёма препаратов может приводить к тяжелейшим приступам. И тогда человек опасен. В интернатах есть люди, которые признавались невменяемыми, и, завершив курс принудительного лечения, продолжают лечиться в интернатах. За этим надо очень чётко следить. Иначе последствия могут быть непредсказуемые.

В этом примере все понятно. Но есть и другие физиологические причины несамостоятельности инвалидов. Из-за отсутствия ряда навыков (допустим, когда житель ПНИ плохо управляет руками и ногами) человек официально не может самостоятельно жить. Значит, не получает справку от психиатра? Но в домах сопровождаемого проживания ему могли бы помогать медики и волонтеры…

В этом случае он получит справку на сопровождаемое проживание с указанием помощи, в которой он нуждается. Если у него педагогическая запущенность, то надо обучить. Если это физическая невозможность, которую нельзя ликвидировать, тогда назначается человек, который за него что-то будет делать.

Но как психиатр сможет выдать справку о самостоятельности несамостоятельному человеку? Это не очевидно.

В новой редакции вводится комиссия, и это не будет единоличное решение. Cпециалисты разного профиля обсудят, что человек может. А если не может, то что ему мешает. То, что мешает, можно ликвидировать или нет? Какие-то вещи должны будут рассматриваться комиссионно. И здесь ниже риск самоуправства.

Из закона также была исключена статья, предусматривающая создание независимой службы защиты прав граждан с психическими расстройствами.

Мы жили до этого на территории Воронежской области без особенностей, которые сейчас ликвидировали в новой редакции закона. У нас, конечно, есть организации, которые работают с особенными людьми, и мы, естественно, с ними сотрудничаем. Но их не такое большое количество, как в других регионах. Исторически так сложилось. В отличие от Нижнего Новгорода, например.

Пока не очевидно, чем будет жизнь в воронежском общежитии сопровождаемого проживания отличаться от привычной в интернате, если в каждой комнате — по несколько человек, а вокруг — сотрудники?

Например, будут общие залы, где можно посидеть вместе, а в интернате старой постройки таких помещений было немного. Поэтому мы и строим новые интернаты, где это есть. И в общежитии также: на несколько комнат – своя гостиная. 

Жители общежития, например, будут сами себе готовить под присмотром. С ними будут ходить в магазин за продуктами.

Жители общежития время от времени будут выходить в город?

Да, они и из интерната выходят в город. С сопровождением, как правило, но они гуляют. Посмотрите, - Ольга Сергеева открывает чат, в котором переписываются руководители интернатов и друг другу присылают фотографии. – Недавно была «Зарница», до этого другой интернат съездил на Inclusive Dance и занял II место. Я подчеркиваю, что жители интерната выезжают: им заказывают машины, автобусы. На международные конкурсы, на экскурсии. Они в костюмах, они нарядные. В ПНИ мероприятий очень много.

Будет ли оказываться какая-то помощь для возможного получения работы?

Адаптация уже идет. Те, кто по заключению специалистов может работать, сначала в игровой форме обучаются труду в реабилитационном центре «Семь ступеней». Это ведь то, чего не было никогда в их жизни: они не могут осознать цели своего труда. Но если человек демонстрирует и интерес, и возможности, то есть доступные профессии. Теплицы интерактивные есть, мастер-озеленитель, плетение из лозы, уборщики, дворники. Я знаю, один парень у фермера работает, птиц кормит. Ну, очень нравится кормить птиц. Вот этим он занят с официальным оформлением. Но все это должно быть под наблюдением, так как эти люди иногда соль в сахарницу насыпят или что-то подобное делают. И надо понимать, что это индивидуальные и единичные истории, массово так обучать пока бывает тяжело.

Какое время дается людям из ПНИ на жизнь в рамках сопровождаемого проживания?

Абсолютно разное. От нескольких месяцев до нескольких лет, потому что способности у всех разные. Мы сейчас выбрали самых способных. Заселяются они пока бессрочно, может, там и останутся, будем смотреть, будут ли еще поступать люди на это направление.

Откуда они приедут в общежитие в Таловой?

Мы набираем их по результатам тестирования, обучения по несколько человек из разных интернатов. Чтобы легче шла адаптация, пусть приезжают с подружками. Но и мужское отделение там тоже будет.

Если между мужчиной и женщиной возникнут близкие отношения, они не запрещены?

Они не запрещены, но это потом проблемы персонала. Когда неуставных отношений не возникало, то и следующих за этим проблем не было. 

Если это не насилие, а любовь, то разве не хорошо?

Вы знаете, я спрашивала у них, что такое любовь. Любовь, завтра, честность - это абстрактные понятия. Им не понять.

Звучит странно. Ментальные нарушения бывают разные, может, все же у кого-то есть такое понимание?

Может, у кого-то и есть понимание. Если есть желание создать семью, и формат нормальный, то это не запрещено. Вы читали какой-нибудь закон, который запрещает отношения?

Пилотный проект по сопровождаемому проживанию — это новый опыт. Обсуждается ли его реализация с крупными общественными и благотворительными организациями страны, которые уже несколько лет работают в этом направлении?

Спасибо общественникам, они продолжают с нами работать. Вот буквально три недели назад Мария Ирмовна Островская приезжала (прим. ред. - президент благотворительной организации «Перспективы», Санкт-Петербург). Мы друг другу вообще ни слова не сказали про изменение законодательства. Просто обсуждали дальнейшее взаимодействие. Они будут приезжать, они будут общаться с нами. Вообще, известные общественники часто приезжают. Нюта Федермессер (прим. ред. - руководитель Центра паллиативной помощи). Анна Львовна Битова (прим. ред. - председатель правления Центра лечебной педагогики (ЦЛП) «Особое детство»), иногда целыми делегациями. Скоро будут еще - в сентябре.

В сентябре пройдет открытие общежития?

Да. Приглашаем вас посмотреть на открытие общежития, чтобы показать его читателям.

Спасибо, обязательно приедем, чтобы рассказать о реализации проекта. 

 

Послесловие

"Воронежские новости" связались с Марией Островской - президентом благотворительной организации "Перспективы", которая много лет занимается организацией сопровождаемого проживания для людей с тяжелой инвалидностью и ментальными нарушениями из интернатов и семей. Также она является членом рабочей группы при Министерстве труда по разработке нормативных документов для пилотного проекта сопровождаемого проживания.

- Да, в июле в Воронеже я встречалась с вице-губернатором по социальной политике Владимиром Борисовичем Поповым и главой департамента соцзащиты Ольгой Владимировной Сергеевой, - рассказала Мария Островская. - Темой встречи было как раз то, что Воронежская область является пилотным проектом по развитию сопровождаемого проживания при Министерстве труда.

Нами обсуждался закон ФЗ №137 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ", где дано само определение сопровождаемого проживания. Оно определено как комплекс мер, необходимых для проживания в обычных домашних условиях людей, которые не могут проживать самостоятельно. В основу пилота должны быть положены новые законодательные акты, в частности, этот Федеральный Закон.

Не должно произойти подмены понятий. С одной стороны, сопровождаемое проживание никоим образом не должно пониматься как временное, тренировочное для последующего самостоятельного проживания (без поддержки). С другой стороны, надо понимать, что комфортабельное общежитие или комфортабельный психоневрологический интернат, где люди могут готовить самостоятельно, не считается сопровождаемым проживанием. Сопровождаемое проживание - это проживание дома. Сейчас Минтрудом разрабатывается порядок организации сопровождаемого проживания. Вот-вот будет утвержден и выпущен. И в этом порядке не подразумевается проживание нескольких человек в одной комнате, не подразумевается, что им готовят пищу: все бытовые операции включены в их будни. Для организации домашнего быта и проживания в обычной городской среде должны быть созданы все условия - об этом мы и говорили у вице-губернатора и с главой департамента. И очень важно, чтобы пилотный проект Воронежской области учел новое законодательство.

В процессе нашей встречи было достигнуто взаимопонимание. В плане дальнейшего сотрудничества с общественными организациями, с рабочей группой Минтруда, с уполномоченной по правам ребёнка Российской Федерации, которая тоже ведёт проект по сопровождаемому проживанию.

В целях взаимодействия было обещано, что нам будут отправлены документы, техническое задание к общежитию, перечень услуг, которые там предполагается оказывать, а также дорожная карта развития сопровождаемого проживания в Воронежской области. Пока эти документы не получены. Но надеемся, что мы их вскоре получим.

 

Беседовала: Мария Бахтина