Перекресток Качкина. Воронежского гаишника укатали судебные горки

Перекресток Качкина. Воронежского гаишника укатали судебные горки

icon 29/10/2023
icon 08:35
Главная новость
Перекресток Качкина. Воронежского гаишника укатали судебные горки

Автор: ГУ МВД

ГУ МВД

В Иране за взятку отрубают руку, а в России выдают водительские права. А в Воронеже живет единственный в стране гаишник, который получил реальный срок не за получение, а за дачу взятки. Точнее, лишь за покушение. Советский райсуд, не самый гуманный райсуд в мире, выписал ранее не судимому отцу троих несовершеннолетних детей Игорю Качкину четыре года общего режима плюс 400 тысяч штрафа, а также лишил звания подполковника за покушение на дачу взятки в особо мелких размерах. Даже для тех, у кого Игорь Николаевич не вызывал никакого сочувствия, приговор стал, мягко говоря, неожиданным. Но тут как с репутацией, только наоборот, полжизни она работает на тебя, а потом ты на нее. Создалось впечатление, что Игорь Николаевич расплатился свободой за репутацию всего, и не только воронежского ГИБДД. За те анекдоты, которые мы травим про гаишников. За все наши личные неприятные воспоминания от общения с гайцами. Не будем рассуждать о справедливости или не справедливости судебных решений или ударов судьбы, просто попробуем изложить те факты, которые известны.

В судьбе Игоря Николаевича тесно сплелись два процесса - гражданский и уголовный. Начнем с конца, то есть с финала.

Бывшего заместителя начальника воронежской ГИБДД Игоря Качкина осудили по части 3 статьи 30 части 3 статьи 291 УК РФ. Статья имеет неоконченный состав и предполагает максимальное лишение свободы в размере трех четвертей от санкции «до восьми лет». То есть более шести лет Игорь Николаевич не мог получить даже теоретически. А поскольку Качкин - первоход, имеет на иждивении двух малолетних (до 10 лет) детей и совершил неоконченное преступление, то в обычных условиях он имел бы все шансы получить гораздо более мягкое наказание, или даже условный срок.

То, что Игорь Качкин стал знаменит на всю страну благодаря 22 объектам недвижимости, которые были конфискованы у его родителей, не может быть использовано против него в качестве доказательства вины в уголовном деле. Судить человека можно только на основании предъявленного ему обвинению. А предъявлено Качкину покушение на дачу взяток за помощь в сдаче на права на сумму от 7,5 тысяч до 30 тысяч. Всего шесть эпизодов таких покушений. Общая сумма свыше 100 тысяч рублей. Каждое преступление в приговоре оценивается отдельно, а потом суммируется частичным или полным сложением сроков. Полное сложение практикуется очень редко, когда человека надо показательно закатать. А приговор с частичным сложением обычно выглядит так: за первый эпизод дают «базовый» срок, а потом к нему подкручивают - полгода-год за каждый последующий эпизод. Могут и всего лишь месяц сверху накинуть. Качкина хлопнули с поличным 19 июля 2021 года после того, как его сдал его бывший подчиненный, руководитель МРЭО ГИБДД Александр Дорофеев. Качкин сразу признал вину, но в итоге не согласился с квалификацией деяния. Надо, полагать, что Качкин хотел бы, чтобы все его эпизоды были объединены в один. Ведь передача денег шла одним траншем. Тогда и приговор мог быть мягче.

Теперь о том сколько сидеть Качкину. Он успел до приговора отбыть в СИЗО полгода, которые пойдут в зачет день за полтора. Девять месяцев минус. На УДО он может рассчитывать по истечении половины отбытого срока, то есть через пятнадцать месяцев. На самом деле, какое-то время Игорь Николаевич снова проведет в СИЗО, если будет обжаловать приговор. День продолжит идти за полтора и, таким образом, срежется еще пару месяцев. Отбывать срок Качкин будет на спецзоне для бывших сотрудников. И у него будет железобетонная возможность «искупить вину кровью», если он согласится подписать полугодовой контракт с Министерством обороны и отправится на СВО. Со спецзон вербуют гораздо охотнее, чем с обычных. А статья не препятствует - не берут воевать лишь насильников и сидящих по наркоманским статьям. Но даже если Качкин решить отсидеть, а не отвоевать, то все равно, он имеет все шансы оказаться к следующему Новому году дома.

Наверняка всю эту арифметику Игорь Николаевич уже держал в уме, и не высказал никаких эмоций, когда в зал суда зашел конвой. И наверняка понимал, что если открыть рот и начать топить своих бывших соперников и врагов, то можно утонуть и самому. И не на пятнадцать месяцев.

Разные отцы

Игорь Качкин - уроженец Грибановки. После школы поступил на юридический факультет ВГУ, который окончил в 2002 году. С тех пор служил в ГИБДД. Род Качкиных был знаменит на всю округу. Отец работал директором местного мебельного комбината, а его родной брат был мэром Грибановки. 

Начинал Игорь Николаевич с самых низов - был стажером отдела пропаганды, через год дослужился до инспектора. И только в 2008 году возглавил отдел технического надзора и регистрационной работы. И еще спустя шесть лет, в начале 2016 года, стал заместителем начальника ГИБДД, курировавшим выдачу прав, блатных номеров и много чего еще очень денежного. 

В истории взлета и падения Качкина важнейшую роль играла смена начальника ГИБДД, произошедшая в ноябре 2015 года. Возглавлявшего двадцать лет воронежских гайцов Владимира Верзилина сменил Евгений Шаталов. Отец Шаталова Владимир пятнадцать лет был замом Верзилина и ушел из структуры за год до назначения сына. Качкин был верзилинцем и его назначение в замы Шаталова было согласованным действием старшего поколения гаишников Верзилина и Шаталова-отца. Власть над воронежскими дорогами частично поделили, частично передали по наследству. Качкин подчинялся Шаталову-младшему де-юре, но де-факто у него был другой «папа». 

Владимир Александрович, бывший высокопоставленный комсомольский работник, - человек, близкий к воронежскому строительному клану. После отставки Верзилин, несмотря на почтенный возраст, вот уже второй созыв депутатствует в областной думе, председатель комитета по транспорту. За косяки Качкина Верзилин, конечно, отвечать не должен, кроме общечеловеческого: «Мы в ответе за тех, кого приручили». Но двусмысленная роль Качкина в новой системе гаишной власти, возможно, и стала первопричиной всех его бед. Кто-то же на Качкина навёл. Хотя, может, и никто не наводил. 

В 2018 году Шаталов наложил на Качкина дисциплинарное взыскание. Качкин попытался оспорить его в суде, но потом внезапно передумал и иск отозвал. Конфликт выплеснулся наружу, как вода из ведра. Назад собрать невозможно. А несколько месяцев спустя историей Качкина заинтересовалось УФСБ. Фейсы в дальнейшем не светились в этой истории, но в материалах суда можно найти подтверждение. Представление прокурора области в отношении Качкина, направленное в ГУВД в августе 2019 года, появилось на основании информации из УФСБ. А поскольку на сбор оперативной информации нужен не один месяц, логично предположить, что фээсбешники заинтересовались богатствами семьи Качкина после того, как история с взысканием, полученным от Шаталова, вылезла наружу. Но еще несколько месяцев борьба разворачивалась под ковром. 31 декабря 2019 года, под елочку, врио начальника ГУВД по Воронежской области вынес в отношении Качкина предупреждение о неполном служебном соответствии. Почему Игорь Николаевич не ушел сразу? Вряд ли он чувствовал за собой правоту кристально честного человека. Возможно, были некие обстоятельства или обязательства, которые не позволяли уйти подобру-поздорову. Качкин не просто не ушел, но еще два года судился, чтобы это неполное соответствие снять. В конечном итоге, проиграл. Не только суд - всё. Ну, почти всё. 

Квартирный вопрос

Игорь Николаевич проснулся знаменитым 14 февраля 2020 года, когда прокурор области Александр Гулягин направил в Советский районный суд иск о взыскании в доход государства имущества матери и отца Нины и Николая Качкиных - 22 двух объектов недвижимости, включая 15 квартир, несколько земельных участков, нежилых помещений и машиномест. Также с самого Качкина прокуратура хотела получить 5,8 миллионов рублей - это деньги, вложенные в его родителями в три квартиры по договорам долевой собственности и еще одну по переуступке. Всего в оспариваемый период с 2013 по 2018 год старшие Качкины приобрели 31 объект недвижимости. Причем, закупались не только в самом Воронеже, но и в районах области и даже в Липецке. Бухгалтерская экспертиза подтвердила, что доходов у двух семей Качкиных хватало только на девять объектов, или на сумму 22,3 млн рублей.

Игорь Николаевич мгновенно стал мемом в масштабах страны. По странному совпадению в эти же дни у его коллеги из Ставрополья Алексея Сафонова во время обыска нашли позолоченный унитаз. Кроме унитаза был еще 21 объект недвижимости на 180 млн рублей, которые были оформлены на родственников бывшей жены и которые тоже в итоге изъяли. Возможно, была какая-то федеральная кампания по антикоррупционной зачистке гаишников.

Качкин сразу же включил дурачка для журналистов и стал рассказывать про единственной жилье, взятое в ипотеку, и про комнату в общежитии. Но о том, что со всех сторон будут задействованы серьезные силы, можно было понять после того, как судья Раиса Боева взяла самоотвод на том основании, что у нее кто-то из родственников работает в прокуратуре.

Дело распределили судье Елене Наседкиной, жене бывшего, со скандалом уволенного зампреда облсуда Маслова. Дело длилось три года, из-за смерти Николая Качкина от коронавируса оно приостанавливалось, потом было обжалование и, наконец, в феврале 2023 года все 22 объекта и 5,8 млн рублей было постановлено изъять. Качкин пытался добиться расстрочки хотя бы по уплате денег, но и в этом ему было отказано.  Надо сказать, что прокуратура провела огромную работу про установлению всех обстоятельств покупок недвижимости. Кто платил, как платил, кто использовал, как использовал. Платили наличкой, сделки в семи случаях оформлял лично Качкин, он же оплачивал коммунальные платежи, жена Качкина сдавала квартиры внаем. Даже собирали данные с камер видеонаблюдения - и там Качкин попадался, хотя почему-то предпочитал ездить на каком-то левом джипе, оформленном не пойми на кого.

В апреле 2020 года Качкина перевели на новое место работы - начальником тыла в РОВД Панинского района. Удивительно, если учесть, что у него в тот момент уже было неполное служебное соответствие. В общем, мы вправе снова подозревать участие неких теневых сил. Возможно, и не воронежских. С Качкиным судится целый прокурор области, а ему новое назначение. Формально даже без понижения. 

Горка, змейка, автодром

А в июле 2021 года Игорь Николаевич, как уже сказано выше, спалился на «помощи» в сдаче на права и уехал в СИЗО. Поначалу его защищала знаменитая адвокатесса Вера Белкина (дела Провоторова, Бавыкина и т.д.). Она же вела и его гражданские дела. Качкин при участии Белкиной сразу же признал вину и был уволен из полиции по отрицательным основаниям. Из СИЗО Качкина выпустили только спустя полгода - в январе 2022 года. После этого он решил поменять адвоката на малоизвестного Валерия Смольянинова.

Следствие по делу о взятках длилось ровно год. С августа 2022 года рассматривалось в суде зампредом Александром Постниковым. Было несколько длительных задержек - пару раз болел сам Качкин, еще раз его адвокат. Но сколь веревочка не вейся - все равно укоротят. Конечно, будет обжалование. Может, даже что-то скинут. Хотя вряд ли - обычно приговоры по столь громким делам проходят негласную «предварительную экспертизу» в облсуде.

Те полтора года (плюс-минус), которые придется досидеть Качкину, на самом деле, не смертельный срок, учитывая те обстоятельства, в которых все происходило. Могло быть и хуже.

Ни Верзилин, ни Шаталов своих мест не лишились. Владимир Александрович успел во время эпопеи Качкина успешно переизбраться в областную думу от «Единой России». А Евгений Владимирович разместил свою биографию на «Rus Team» - «это биографии выдающихся людей их судьба и жизненный путь к успеху». Никто ни словом, ни вздохом про Качкина ни разу не вспомнил. 

История уголовного преследования воронежских гаишников далеко не единственная. Но до Качкина ловили только мелких стрелочников и давали либо условные, либо совсем небольшие сроки. Не больше года. 

Но в марте 2021 года фээсбэшники хлопнули сразу восьмерых сотрудников дежурной части ГИБДД, которые в течение трех лет передавали за вознаграждение данные о ДТП так называемым «аварийным комиссарам». Общий заработок составил 3,7 млн рублей. Заработок квалифицировали как особо крупную взятку. Дело еще в январе прошлого года ушло в суд и там неспешно рассматривается.

Мы вправе предположить, что капитан Александр Дорофеев, который сдал Качкина и согласился поучаствовать в оперативном эксперименте спустя три месяца после задержания семерых своих коллег, сделал это не совсем по доброй воле. Вообще-то, в марте 2021 года по делу об аварийных комиссарах было задержано восемь человек, а в суд ушло дело с семью обвиняемыми. Может, просто совпадение. Впрочем, кого это теперь волнует. Может, наш гаишник в жизни не взял ни одной крошечной взяточки, даже взятулечки.

Дать или взять - вот в чем вопрос.

 

Александр Пирогов