Какую историю вспоминают православные в Прощеное воскресенье
Какую историю вспоминают православные в Прощеное воскресенье
© Freepik
Редактор "Воронежских новостей" Мария Бахтина в Прощеное воскресенье хотела бы поговорить об изгнании из Рая. Когда, если не сегодня?
Есть мысль, лежащая в основе понимания христианства: "История спасения для христианина начинается не с Рождества, а с момента грехопадения человека, когда возникает сама потребность в спасении". Ведь сначала нужно понять, от чего спасать человечество и почему оно оказалось отделено от Бога.
Для меня лично некогда стало откровением то, что для многих образованных людей само собой разумеется. Как оказалось, многие мои знакомые тоже не знают, за что Адама и Еву изгнали из рая. И почему это якобы влияет на нас сегодняшних.
Для начала поговорим о том ,что, собственно, произошло тогда. То, что позже объединит поцелуем Иуду и Иисуса Христа. Предательство. Адам предал доверие Создателя, поверив змею.Предал близкого человека, обвиняя жену в своем грехе.Читая, что первые люди вкусили от древа познания добра и зла, мы понимаем это как решение самим определять, «что такое хорошо, что такое плохо».
Понадеялись на объективность человеческого понимания.Но есть истинное добро и зло, а есть представление о них. И, как говорится, это две большие разницы (о которых снова стало модно рассуждать в эпоху пост-).
По одной из трактовок, Бог лишил людей рая,потому что Адам и Ева отказались от него. Созданные свободными, они сделали выбор: решили жить своим умом и познавать мир вне божественной истины.
По Библии, Создатель не изгнал их за это - решил выслушать.И тогда увидел необратимость произошедшего. Люди не стали всевидящему Богу говорить, почему захотели так поступить и о своих чувствах. Они жаждали прощения в страхе, но не раскаивались. Адам начал перекладывать вину на Еву и Бога, который ее создал такой. Ева – оказалась невиновна, ведь ее искусил змей, с него и спрос! Прямой лжи в этих словах не было. Но в них не было той свободы и силы духа, которая делала людей ранее богоподобными. Состояние души, в котором предстали Адам и Ева, не соответствовало больше раю. И тогда они были изгнаны.
То, что Адам и Ева приобщились к запретному знанию, Библия передает с помощью необычного образа: они почему-то болезненно осознали свою наготу. Чувство незащищенности, смущения пришло вместе с желанием изучать и оценивать всё вне божественной истины. И это ведь возможно. Люди неплохо справились в итоге: письменность изобрели, ракеты в космос запускают, за молекулами наблюдают, открывают законы, по которым существует мир. Однако у некоторых из нас есть непрожитое воспоминание о том, что оценка того, что вокруг и внутри, во-первых, тяготеет к какому-то «хорошо», с которым все сравнивает, во-вторых, остается всегда будто немного «недо». В субъективности есть большая правда жизни, но не хватает того, что можно назвать надмирной истиной. Эту тоску часто называют тоской по раю.
А что змею? «За то, что сделал это, проклят ты». Адам и Ева узнали, что в начинающейся борьбе с дьяволом люди окажутся победителями.
Прощеное воскресенье - день памяти об изгнании из рая.
*Текст не претендует на истину. Размышления основаны на текстах Толкования Священного Писания, Григория Богослова, Иоанна Златоуста, проповедях православных священников, книге "Диалоги" священника Валентина Свентицкого.