Два Толстых сидели на трубе. Дерьмовая история
Два Толстых сидели на воронежской трубе. Дерьмовая история
© Воронежские новости
Как говорил кондуктор: «Закройте нос, остановка «Мясокомбинат». Все-таки публичность правосудия и открытость баз данных, которая появилась у нас в последнее десятилетие, дает журналистам не просто пищу для размышления, но и хлеб насущный. Надеемся, не только журналистам. Не было бы этих открытых данных, то и этой, дурно пахнущей во всех смыслах истории, тоже не было бы. С августа прошлого года ООО «Бонус-П», принадлежащее Ольге Толстых, единственной дочери члена областного правительства, руководителя управления делами Воронежской области Павла Толстых, судится с администрацией города Воронежа за канализационную трубу.
Труба довольно длинная - 1,2 км, диаметр 800 миллиметров, к ней прилагаются 37 колодцев. Начинается труба от Северной проходной Воронежского механического завода и теряется в районе улицы Дорожной, в промзоне. Где-то в зарослях кустарника коричневая субстанция перетекает из личной трубы семейства Толстых в муниципальную трубу, отданную со всем нервным водным хозяйством в многолетнюю концессию «РВК-Воронеж», которое и является гарантирующим поставщиком услуг по водоотведению в миллионном городе Воронеже. «Бонус-П» такого статуса не имеет. Услуга по водоотведению - регулируемая, владелец не может сам взять и установить цену на такую услугу. Устанавливает тарифы областное управление (позже - департамент, теперь - министерство) по тарифам. «Бонус-П» не имеет тарифа ни на водоотведение, ни на очистку сточных вод.
Ольга Павловна является единственным учредителем ООО «Бонус-П» и до января этого года много лет была его гендиректором. Сама ООО-шка существует с 2001 года. И, по крайней мере, с 2003 года она контролируется семьей Толстых - тогда единственным учредителем ООО «Бонус-П» стала Ирина Ивановна Толстых, жена Павла Павловича и мать Ольги Павловны. Есть еще одно юридическое лицо семьи Толстых - ООО «СМУ», им также раньше владела мать, а теперь дочь. Обе организации расположены по одному адресу Богачева, 53, это параллельно улице Пирогова, прямо за стеной «ВМЗ», иными словами в начале трубы, и их сотрудники, 10 человек на два юрлица, говорят, что ООО «Бонус-П» и ООО «СМУ» - это одна и та же организация.
Возможная страница в "Одноклассниках" нашей героини
ООО «СМУ» контролируется семьей Толстых с 18 ноября 2005 года. Тогда единоличной владелицей общества стала Ирина Ивановна, а директором Павел Павлович. Были ли первоначальные владельцы данных ООО номиналами или семья Толстых покупала у кого-то готовые ООО-шки, в те времена, такая услуга была распространена, это не имеет принципиального значения. Принципиально, что оба юрлица семейства Толстых непосредственно связаны с трубой. Они буквально на нее уселись, как в той детской считалке. «Бонус-П» трубой владеет, ООО «СМУ» ее раз в год чистило. Чужими руками. Еще один забавный момент - первые 150 метров трубы находятся на территории «ВМЗ» и владельцы к этому участку трубы физического доступа никогда не имели.
Не позднее мая 2005 года труба, о которой идет речь, загадочным образом и по неизвестной нам цене перешла из федеральной собственности в собственность семьи Толстых. Причем, перешла дважды. 25 мая 2005 года «Бонус-П» (единственный учредитель и гендиректор - Ирина Ивановна Толстых) покупает уже «приватизированную» трубу у ООО «Сервис-Стройторг» (единственный учредитель и гендиректор - Павел Павлович Толстых). Жена купила у мужа кусок вчерашней федеральной собственности и теперь как бы считается добросовестным приобретателем. 1 июня 2005 года в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним была сделана запись о регистрации права собственности на фекальную канализацию. Спустя год семейство Толстых решило спрятать концы в фекалии и продало ООО «Сервис-Стройторг» каким-то кавказцам, которые переименовали его в ООО «Миратом». Под этим названием и по другому адресу данное юрлицо дожило до наших дней.
Факт с перекладыванием трубы из одного семейного кармана в другой, конечно, вопиющий, хотя нам не все документы и удалось найти. Самое любопытное узнать: как, когда, на каком основании и за какие деньги труба из федеральной собственности перешла в собственность Павла Павловича Толстых, в тот момент крупного мехзаводского начальника.
До того как стать собственностью труба находилась на балансе федерального государственного унитарного предприятия «Воронежский механический завод», который на тот момент был отдельным юридическим лицом. В дальнейшем было две юридических реорганизации завода. Сначала, в 2007 году «ВМЗ» лишился статуса юридического лица, став филиалом созданного по указу Путина московского федерального унитарного предприятия «Государственный космический научно-производственный центр имени М.В.Хруничева», а затем, в 2019 году, утратил самостоятельность в рамках объединения с КБХА. Важно, что все это время имущество «ВМЗ» было федеральным имуществом. Повторимся: как и на основании каких документов оно стало частным, это самый интересный вопрос этой истории. Захочет ли суд, рассматривающий спор о трубе, разбираться в этой части или постарается проползти по краешку лезвия и не обрезаться? Мы обратили внимание, что среди третьих лиц в споре мэрии и семейства Толстых заявилась прокуратура. А прокуратура у нас стоит на стороне охраняемых законом интересов. На данный момент, судя по материалам суда, прокуратура никаких самостоятельных требований не заявляет, хотя по закону имеет на это полное право. Присматривается пока.
С октября 2007 года ООО «Бонус-П» регулярно получало плату за смыв оборонных «какашек» в свою частную трубу с «Центра Хруничева». Как? Тарифа-то у них нет. Оказывается, «Бонус-П» наделил себя правом «взимания компенсации за негативное влияние на систему воодоотведения» и выставлял за это счета. Автор не юрист, но это кажется ему какой-то немыслимой абракадаброй, казуистикой и т.д. Всем работающим в сфере воодоотведения организациям устаналивается тариф, а «Бонус-П» фактически устанавливает его себе само.
Вечно это продолжаться не могло. В 2017 году созданный Путиным «Центр Хруничева» (43 тысячи сотрудников, основная продукция - ракеты-носители) подает иск к ООО «Бонус-П» (5 сотрудников, коллектор чистят не своими силами, а на аутсросе) с требованием разорвать кабальный договор, по которому ракетостроители вынуждены платить услугу за воодоотведение и «Бонусу-П», и «РВК-Воронеж». «Центр Хруничева» не без основания считал, что платило за одну и ту же услугу дважды, и попытался вернуть деньги. Не тут-то было. Толстовцы выиграли суд у путинцев. Но благодаря тому, что все судебные решения у нас теперь публикуются в открытом доступе, мы и нашли эпизод с продажей трубы от мужа Толстых к жене Толстых.
В 2011 году был принят федеральный закон №416 «О водоснабжении и водоотведении», который в числе прочего указывал, что эксплуатант систем воодоотведения должен получить в течение трех месяцев лицензию на эту деятельность. Никаких сведений о получении лицензии ни ООО «Бонус-П», ни ООО «СМУ» в открытых базах данных нет. Предполагаем, что и самих лицензий тоже нет.
В суде между путинцами и толстовцами третьим лицом привлекли то самое управление по тарифам, чтобы оно пояснило за одно и то же дважды платит «Центр Хруничева» или не за одно и то же. Приведем дословно цитату из судебного решения, вы умные - вы поймете. Мы не очень разобрались. «Управление по государственным тарифам Воронежской области указывает, что у утвержденных приказами УТР тарифах на водоотведение для ООО «РВК-Воронеж», осуществляющего водоотведение в границах правобережной части Воронежа, на 2014 - 2017 годы учтены все затраты ООО «Бонус-П» на транспортировку сточных вод по утвержденным приказами УРТ тарифам на транспортировку сточных вод для ООО «Бонус-П» на указанный период соответственно». А вот затраты «Бонуса-П» «на текущий ремонт в части промывки не включены». Здесь читать, тут не читать. Платите, господа ракетостроители, и тем, и этим.
Как устроен бизнес на трубе, пыталась понять корреспондентка «Воронежских новостей», посетившая офис семейства Толстых. Офис на Богачева, 53 - это новенькое трехэтажное здание, примыкающее к высокому, обнесенному колючей проволокой, старому, советских времен забору. Что там, за забором, можно увидеть только из окна бухгалтерии «Бонуса-П»-«СМУ». Внутри огороженной территории часть трубы - стальная, рядом какое-то допотопное двухэтажное строение типа склад, территория не убиралась много лет, захламлена каким-то строительным мусором, возможно, это остатки каких-то разрушившихся от старости складов. Антисанитария, лужи, вонь. И это центр города, пусть и самая заброшенная его часть.
И вот это вот все приносит семейству немалый доход. Чистая прибыль ООО «Бонус-П» в 2023 году составила 11,5 млн рублей при выручке 13,6 млн. Вы когда-нибудь видели такое соотношение выручки и чистой прибыли? Мы видим впервые. Конечно, надо радоваться, что есть такие организации, которые добросовестно платят все налоги. Но ведь, с другой стороны, всего пятеро сотрудников генерят мега-прибыль из ничего. Из однажды уведенной из госсобственности трубы. Ведь не зря говорят, правда, про совсем другую трубу - мечты сбываются.
И теперь вот эти вот все мечты семейство Толстых пытается втюхать городскому бюджету за астрономические 40 млн рублей. Причина в плановом выкупе прав собственности мэрией на такие линейные объекты (фекальная труба - это линейный объект). Работа ведется на основании того самого федерального закона «О водоснабжении и водоотведении», принятого еще в 2011 году. Очередь дошла. Кошечку выдоили до последнего грамма. Как пояснили в мэрии, «в случае если стороны не достигли договоренности по параметрам выкупа, решение может быть принято в судебном порядке».
По нашим данным, управделами Павел Толстых прошлым летом даже составил какой-то документ и принес его на подпись губернатору, по которому мэрия была бы обязана выкупить эту злосчастную трубу. Гусев ничего подписывать не стал, и семейство Толстых пошло в суд. И эта история не сразу, но все же стала предметом интереса журналистов. В первую очередь, возглавляемого экс-пресс-секретарем губернатора Артемом Сокольниковым «Абирега». По сведениям данного СМИ, мэрия была готова выкупить фекальную трубу у высокопоставленного семейства миллионов за 5-6, но вот хозяева трубы задрали ценник до 40 миллионов, которые никто объяснить не смог. И тогда ООО «Бонус-П» решило действовать через суд и подало иск к мэрии, в котором потребовало признать незаконным бездействие городских чиновников в вопросе согласования с ООО «Бонус-П» условий вывода из эксплуатации данной трубы и ее выкупа или заключения договора аренды.
Почему в суде не удалось все порешать все тихо и мирно, и главное быстро - еще одна загадка. Почему юристы мэрии не подняли лапки кверху и не засилили хотелки дочки небожителя с площади Ленина, 1? Мы не будем строить догадок, но политический расклад чуть ниже приложим. Разгадку, наверное, надо искать именно в этом раскладе. В общем, на данный момент каждая из сторон процесса попыталась привлечь своего эксперта для оценки стоимости трубы. Мэрия -государственного, «Бонус-П» - частного «Оценки Черноземья», и почему-то россошанского. Что в свете последних событий уже подозрительно. Впрочем, бывают совпадения. Тут очевидно, чей эксперт - того и цена. Суд пока вынес решение привлечь госэкспертизу. Следующее заседание назначено на 16 апреля. В сущности, спор на 35 миллионов - это не такая уж большая сумма даже для муниципалитета. А для частника - да, большой куш.
Пора переквалифицироваться в управделами
А что мы все про трубу да про трубу. А давайте про Пал Палыча, который, кстати, в прошлом году вошел в рейтинг влиятельности «Воронежских новостей» под солидным 42-м номером.
Вот краткая биографическая справка с официального сайта облправительства: «Толстых Павел Павлович родился 22 июня 1962 года в с. Пузево Бутурлиновского района Воронежской области. С 1981 по 1983 проходил службу по призыву в Вооруженных силах СССР. В 1992 году окончил Воронежский политехнический институт. С 1979 по 2005 год работал на Воронежском механическом заводе. За время работы Толстых П.П. прошел трудовой путь от токаря до заместителя генерального директора по строительству – начальника строительного производства. С 2009 по 2011 год работал в должности директора казенного предприятия Воронежской области «Специализированная эксплуатационная служба управления делами Воронежской области». С 2012 года Павел Павлович замещал должность заместителя руководителя управления делами Воронежской области. Указом губернатора Воронежской области от 05.12.2019 № 528-у Толстых Павел Павлович назначен руководителем управления делами Воронежской области. Толстых П.П. присвоен классный чин действительного государственного советника Воронежской области 1 класса.
Женат. Имеет дочь».
Держим в уме, что Толстых пришел на госслужбу сразу вслед за Гордеевым, и несколько лет успел поработать в заместителях у Виталия Шабалатова, когда тот был управделами.
Заработок чиновника, как известно, складывается из должностного оклада и оклада за классный чин. Действительный государственный советник 1 класса относится к категории высших чинов и среди высших, он самый высший в регионе. Что-то вроде генерал-полковника, если не ошибаемся. В 2017 году Павел Павлович задекларировал рекордные 11,6 млн доходов. А в среднем получает по 6 млн в год, не считая маржи с какашек.
В положении об управлении делами Воронежской области, принятом еще при губернаторе Кулакове, основными задачами управления являются: финансовое, материально-техническое и социально-бытовое обеспечение правительства области, его структурных подразделений, мировых судей и помощников депутатов Госдумы. Еще организация всех представительских мероприятий, строительство, ремонт и управление правительственными зданиями. Не указана в положении, но фактически выполняется функция раздачи блатных номеров и оплаты госконтрактов частных СМИ на пиар областной власти. В СМИ фамилия Толстых мелькает регулярно, но всегда так технического персонажа - то блатные номера не тому «подарят», то слишком дорогую машину в гараж пригонят, то не той блогерше контракт подпишут. Но все все равно понимают, что в этих вопросах Толстых лишь исполнитель чужой воли.
Подчиняется управляющий делами лично губернатору и ото всех остальных башен старается быть обособленным. Что теоретически правильно, иначе сядут на шею, но на практике приводит к вот таким вот казусам как с трубой. Толстых в очень плохих отношениях, если не сказать во вражеских, с аппаратом губернатора и правительства. Что, как минимум, говорит о самонадеянности и неуживчивости Толстых. С подчиненными Пал Палыч ведет себя не очень, «душит». «Не так как Кустов, по стиль поведения другой, но смысл тот же - раздавить зависящего от тебя человека» - делится с нами наблюдениями чиновник с площади Ленина. Со второй по значимости башней, «лотковской», любви у Толстых тоже не сложилось. При этом нельзя сказать, что кто-то хочет Пал Палыча съесть - должность важная, хлопотная, но политически мало перспективная. Не политическая, короче. А у нашего губернатора на пятом этаже все чувствуют себя политиками. Даже давно изгнанный Черваков. Все, кроме Пал Палыча. Может, этим и угодил, и ценен. Ведь уже 12 лет в управлении делами сидит. И еще посидит, если никто за эту старую историю с трубой всерьез не возьмется.
До трубы семейство Толстых умудрялось попадать медийные скандалы дважды. Не будем их накручивать, напомним только в двух словах. В августе 2021 года на турбазе «Обломов», принадлежащей Ольге Павловне Толстых через уже знакомое нам ООО «СМУ», тяжело отравилось 20 человек, включая двоих детей - сальмонелез. Летальных исходов, к счастью, не было. Дело затянули неприлично надолго для такого случая - на два года, несколько раз возвращая на доследование. Крайним сделали повара, дали год и тут же отпустили. Повар работал, конечно, не в ООО «СМУ», а еще одной ООО-шке - «Фурор», так же расположенной на Богачева, 53. С недавних пор директор «Фурора», «СМУ» и «Бонуса-П» одно лицо - некто Михаил Олещенко. Даже не стоит напоминать, что «Обломов» находится на землях лесничества, куда простым смертным вход заказан. Разумеется, мы имеем право предполагать, только предполагать, что папа, став чиновником высшей категории, активно участвует в бизнесе дочери. Кстати, в марте 2022 года «Обломов» оказался в числе первых двух мест, которые приняли беженцев с Украины. В марте, в летние домики. Но федеральный бюджет потом выплатил за прием беженцев очень солидную, значительно выше рынка компенсацию.
Второй эпизод, попавший и высмеянный СМИ - это награждение Ирины Ивановны Толстых, «работницы на общественных началах ООО «СМУ» губернаторским знаком «За заслуги перед Воронежской области». Информацию о награждении в итоге засекретили, а сообщения в СМИ, где сумели, потерли. Теперь гиперссылки «Блокнота» ведут на страницу 404.
В заключение вернемся назад и обратим внимание на то, что Толстых всплыл наверх именно в 2005 году и стал заместителем директора завода по капитальному строительству, то есть труба была в его ведении как сотрудника госпредприятия, наделенного исполнительно-распорядительными функциями. Тогда прежнего гендиректора «ВМЗ» Анатолия Часовских сняли после возбуждения уголовного дела. В первые же дни после назначения Толстых приобрел (присвоил, купил, но каким макаром непонятно) эту самую трубу, которая затем кормила (поила и ордена выдавала) все его святое семейство почти 20 лет. А теперь бы еще из нее выжать последнее. Простите, но это напоминает фабулу другой истории, как только что назначенный мэр Россоши пошел оформлять земельные участки на родного отца. История с участками аукнулась через 14 лет.
Фамилию мэра подсказать, или сами уже догадались?