Кстенин. Мэр, который слился
Кстенин. Мэр, который слился
© Мэрия Воронежа
Страница уже перевернута, но новую еще не видно. Самое время подбить баланс. Бухгалтерский, политический, эмоциональный. Пока еще все свежо, пока нет преемника, с которым неизбежно будут сравнивать, пока новый директор не начал валить на старого. Но сравнивать все равно придется: Кстенин - восьмой в списке мэров Воронежа постсоветской эпохи и второй по сроку нахождения в должности.
Штирлиц знал, что запоминается последняя фраза. Действие, жест, поступок. А вот Кстенин не знал. Или ему было не до каких-то знаний. Как будто он увидел нечто ужасное, бездну, собаку Баскервилей, и тут же обратился в бегство. По-английски, не попрощавшись. Не выступив с отчетом о проделанной шестилетней работе на сессии городской думы, даже не выпустив прощального обращения к горожанам. Сбежал, смылся, или учетом перехода на новое место работы «водоканал» - слился. Место не пыльное, работа знакомая, зарплата, наверное, даже выше, чем у мэра. Нервы тратить не придется. Но и драйва больше не будет. Что-то рановато я оказался на пенсии, в сорок девять лет. Будущая работа Кстенина - это почетная пенсия. С персональным автомобилем и возможностью иногда выезжать на места боевой славы. Плюс ни к чему не обязывающий, но почетный статус советника губернатора на общественных началах. Здравствуй, новый дивный мир. - Что ты делал все эти годы? - Рано ложился спать.
Ты помнишь, как все начиналось?
В 1992 году Вадим Кстенин, сын военного аэродромщика, приехал поступать в строяк из Миллерово. До этого 17 лет жизни по дальним гарнизонам. На выбор вуза повлияло наличие слова «аэродромы» в будущей специальности - хотел в какой-то мере пойти по стопам отца. Студентом подрабатывал дворником в общаге, в которой жил. Грузил вагоны со своим будущим заместителем двухметровым Виктором Владимировым. Еще один студенческий приятель и сосед по общаге - Олег Гречишников, дослужившийся до руководителя департамента строительства. Здесь же в общаге познакомился с женой Натальей, расписались, родили сына. С 1997 по 2008 год - работа в главной бензиновой фирме региона - «Воронежнефтепродукте», от инспектора пожарной охраны до и.о. гендиректора. В начальниках у Кстенина успели побывать Ходорковский (иноагент, экстремист и т.д.), Сечин и Шванов. Первых двух Кстенин не видел, а знакомство с Геннадием Швановым предопределило переход в систему муниципального управления. Гендиректор «Нефтепродукта» Шванов назначил Кстенина главным инженером, а, в 2008 году, уходя в вице-мэры, оставил вместо себя на хозяйстве, и потом пригласил на работу в мэрию, начальником управления муниципального заказа.
Алексей Гордеев прибыл к нам губернаторствовать марте 2009 года, а в сентябре этого же года 34-летнего Кстенина перевели руководить департаментом ЖКХ в мэрии Воронежа. Доподлинно неизвестно, как и при каких обстоятельствах попал Кстенин в поле зрения «великого кормчего», но уже через три месяца Вадима Юрьевича перевели на областной уровень. Правда, с заметным понижением - всего-то замдиректора подведа «Единая дирекция капитального строительства и газификации». Еще три месяца и Кстенин становится руководителем областного департамента ЖКХ. Десятиминутное собеседование с кандидатом проводил лично Гордеев. На новом месте работы Кстенин задержится на шесть лет. Станет и ассом, и авторитетом в коммуналке. С первого дня работы в облдепартаменте Кстенин находился под покровительством Юрия Ракова, руководителя региональной инспекции госстройнадзора, однокашника и друга юности Алексея Гордеева. Видимо, это было не случайно. Кстенин оказался в числе узкого круга лиц, на кого Гордеев сделал ставку. А приглядывать и быть наставником для молодого коммунальщика поручил тому, кому больше всего доверял. Гордеев создал Кстенина, как Пигмалион Галатею.
Рано утром 29 мая 2015 года Кстенина похитили прямо от собственного дома и потребовали какую-то астрономическую сумму денег - 5 млн долларов. Похищение длилось около часа, за который успели доехать до Лесного кладбища. Затем Кстенина отпустили для сбора денег. Не пяти миллионов долларов, а двух с половиной миллионов рублей. Но соседи видели момент похищения и вызвали полицию. Кстенин написал заявление. При передаче денег главаря взяли, но у него были документы на чужое имя и он сумел сбежать из тюремной больницы. Его поймали лишь спустя три года, главарем похитителей оказался ингушский рецидивист Руслан Котиев, который действовал явно по чьему-то заданию. По-чьему - осталось неизвестным. Во всяком случае, в приговоре отразилось то, что Котиев и раньше, за пару месяцев до похищения, пытался «полюбовно» поговорить с Кстениным, вломился к нему в служебную машину, но был выставлен. А во время похищения Котиев показывал Кстенину какие-то документы. Это тоже перекочевало в приговор. Но это был единственный след. И злодеи-похитители, и потерпевшая сторона явно не хотели лишней огласки. Процесс сделали закрытым. Но он все равно наделал шума - ведь потерпевший Кстенин к тому времени уже был мэром. Троих братьев Котиевых (Руслан почти в темную использовал в качестве подручных своего двоюродного и троюродного братьев) защищали десять знаменитых воронежских адвокатов во главе с Максимом Баевым. Кто-то же их всех оплачивал! Главный Котиев получил всего восемь лет, что совсем немного с учетом тяжести преступления и старых судимостей, подручные получили по пять с половиной. Сейчас уже все вышли на свободу. Судила, кстати, Ильченко, с которой чуть позже с позором содрали мантию за другой неправосудный приговор. Что характерно, другой преступной кавказской группировке.
Про возможный «компромат», которым якобы угрожали Кстенину, Вадим Юрьевич потом вяло отшучивался: «Был бы компромат, за столько лет обязательно бы вылез наружу». История с похищением, хотя постепенно о ней все забыли, так и оставалась недосказанной. А после нынешней внезапной и необъяснимой отставки, о том давнем инциденте думаешь иначе. Почему Кстенин безропотно согласился собрать приличную сумму денег? И главное - почему опытный уголовник Котиев согласился отпустить Кстенина, не боясь, что тот на него заявит?
Плехановская, 10
В сентябре 2013 года прошли последние, как оказалось, всенародные выборы мэра Воронежа. За пару месяцев до них случилось ЧП - кандидат партии власти владелец мебельной фирмы «Ангстрем» Геннадий Чернушкин передумал баллотироваться. Очевидного кандидата на замену не было. Гордеев собрал за закрытыми дверьми огромный хурал - целых шестьдесят экспертов и предложил им на обсуждение три кандидатуры - своего первого зама Гусева, главу Рамонского района Логвинова и еще одного. Позже подробности этого «Совета в Филях» рассказала профессор-политолог Александра Глухова.
Фамилия третьего кандидата так и не была ею озвучена публично. Но этим кандидатом был именно Кстенин, хотя он и выглядел аутсайдером. Итог хурала - Гусев пошел на мэра и героически победил в сорокадневной кампании. Логвинова отправили командовать колхозами - назначили аграрным вице-премьером. Кстенин остался на скамейке запасных - продолжал набивать шишки в департаменте ЖКХ.
В декабре 2015 года, спустя два года после победы Гусева, Гордеев «укрепил» его команду заматеревшим Кстениным, сделав его первым заместителем мэра по городскому хозяйству. Система ротации руководящих кадров при Гордееве была отлажена четко. Но зачем потребовалось губернатору перемещать Кстенина назад в муниципалитет? Ведь это совсем не повышение, да и работа грязная, не кабинетная, на земле. Или даже под землей - в разрытые из-за аварий ямы спускаться приходилось не раз и не два. Логическое объяснение, почему Гордеев бросил Кстенина на амбразуру - он уже тогда видел его будущим мэром. Очень необычным было то, что первый вице-мэр Кстенин, вопреки субординации, имел право и обязанность личного доклада губернатору. То ли Гусев уже тогда начал терять доверие Гордеева, то ли что-то еще. Но было очевидно, что в стратегической перспективе Алексей Васильевич сделал в тот момент ставку на Кстенина. Тогда же с подачи Гордеева в Воронеже отменили всенародные выборы мэра. Отмена укладывалась в общефедеральный тренд, но никто никого не торопил. Отмена была нужна Гордееву, чтобы ослабить Гусева. Вероятно, Алексей Васильевич уже тогда почувствовал звериным аппаратным чутьем опасность от набиравшего вес в федеральных кругах улыбчивого и демократичного мэра.
Гордеев - пожалуй, единственный воронежский политик, который мыслит категориями на несколько ходов вперед. Не на один-два, а, может быть, на пять или десять. Собственно, слово «воронежский» к Алексею Васильевичу можно прилепить с большой долей условности. Но мы-то со своей провинциальной колокольни смотрим.
Мэр города-миллионника - это априори кандидат в губернаторы. Так было в девяностые, когда этот путь проделал Цапин. Так произошло и в 2018 году, когда Гордеев вернулся в правительство РФ, а его место занял мэр Воронежа Александр Гусев. Занял, как теперь мы понимаем, совсем не по воле Гордеева. Сыграла ставка «Сибура». Михельсон, Дюков, вот это вот все.
Можем ли мы предположить, что тогда в далеком декабре 2015 года, Гордеев видел в Кстенине не просто будущего мэра, а будущего - пусть и в отдаленной перспективе - воронежского губернатора? Гордеев никогда не ставил на кого-то одного, у него всегда был и остается запас раскладов для кадрового пасьянса. Но одним из двух-трех самых перспективных Кстенин был уже тогда. А потом еще и с подачи Гордеева закончил губернаторскую школу в Сколково.
Градоначальник
В конце декабре 2017 года все поменялось стремительно. И нужно было искать нового мэра. Гусев и сенатор Лукин очень хотели видеть в этом кресле спикера гордумы Владимира Ходырева. Гусев и Ходырев тесно сошлись по работе на городском уровне. И до сих пор спикер гордумы остается одним из наиболее доверенных лиц губернатора. Но Ходыреву было 62 года и он сам не очень рвался. Интенсивность работы мэра и спикера совершенно разная. Спикеры могут царствовать, мэрам царствовать некогда.
Кандидатуру Кстенина продавил Гордеев. И только Гордеев. Кстенин называл Гордеева «самым серьезным своим учителем»: «Для меня главным мотивом всегда было оправдать его доверие». При этом сам Кстенин, уже став мэром, признавался не входит в «ближний круг губернатора Гусева». Гусев, вчерашний мэр, был достаточно глубоко погружен в городские проблемы, и еще долго распределял региональные финансы, отдавая приоритет областному центру. Со временем все изменилось и пришло в равновесие.
По своему психотипу Вадим Юрьевич - классическая рабочая лошадка, а поскольку эту «лошадку» объезжали высококлассные «джигиты», то на выходе получился топ-менеджер. Топ-топ. Но и из этого и вытекала главная слабость Кстенина-управленца. Топ-менеджеры - страшно далеки они от народа. С народом Вадим Юрьевич общаться так и не научился. Эту важнейшую обязанность власти - он старательно игнорировал все шесть лет.
Самым первым действием мэра Кстенина стало знакомство с Ходыревым. Закрылись «старый и малый» вдвоем на несколько часов, все обсудили. И шесть лет работали душа в душу. Многим это не нравилось. Предполагаю, что Гордееву больше всех. Кстати, и Ходырев - не большой поклонник прямого общения с народом, кабинетный работник. Возможно, именно влияние Владимира Федоровича в этом сказалось. И сказалось негативно. За спиной у мэра-коммунальщика все шесть лет будут шушукаться - «упал под строителей». Но именно Ходырев все эти годы фактически выполнял роль главного политического советника мэра. Все выборы вытягивал. С многоголовой фрондой гордеевской воевал.
Кстенин был далеко не первым не всенародно выбранным мэром, но на нем обкатывали новую процедуру - конкурсная комиссия, состоящая пополам из представителей региональной и муниципальной власти, затем выбор из двух финалистов на сессии горсовета. Система достаточно декоративная и манипулятивная, но всегда с предсказуемым результатом. Почему и получила распространение по всей России в качестве базовой модели выборов главы местного самоуправления. Которое у нас давно не самоуправление, а низшая ступень исполнительной вертикали. В апреле 2018 года Кстенина избрали. На финальном этапе с ним соперничал стриптизер-коммунальщик Руслан Кочетов из группировки беглого Вадима Ишутина. В качестве отступного Кочетову выдали директорство в «Воронежской горэлектросети», которую ишутинцы перед этим накачивали мифическими долгами, готовя к приватизации под себя. Багси сказал, что мы можем взять доллар или обчистить пьяницу. Кочетов присел ненадолго, а депутат Турбин, организатор схематоза, успел удрать за границу. Теперь в международном розыске.
Вольно или невольно Кстенин оказался в незавидном положении: «Свой среди чужих, чужой среди своих». Ни Ходырев, ни Гусев не были гордеевцами, а гордеевец Кстенин был зажат между ними вертикалями и горизонталями власти. При этот сам Вадим Юрьевич никогда не был интриганом. Трудоголик, грамотный организатор, не допускавший, почти не допускавший в работе косяков. Отрабатывал задачи, осваивал падавшие из вышестоящих бюджетов деньги. Умел мотивировать подчиненных, включая и русские народные крепкие выражения, но никогда не ставил себя выше. Не унижал тех, кто у него в служебной зависимости. Кстенин был из тех, которые верят в то, что говорят. Управлять удобнее беспринципными. А Кстенин беспринципным не был. А потому был опасен. К тому же быстро учился. Кстенин 2018 года и Кстенин 2024 года - это два разных человека. Первый - застенчивый, волнующийся, как на экзамене. Второй - уверенный в себе менеджер, понимающий уровень многозадачности, почти стратег. Не вообще - стратег, а скорее - человек, понимающий объемно задачи и возможности развития города.
Двадцать месяцев, с мая 2018-го по январь 2020 года, Алексей Гордеев был федеральным вице-премьером, был на пике могущества. Со сменой правительства, в котором мастодонту не нашлось места, пришлось пересесть в Госдуму. Все еще круто, но уже не то. С этого момента центр власти в регионе незримо качнулся в сторону Гусева, и многим гордеевцам, в первую очередь, тем, кто в исполнительной вертикали, пришлось переприсягать. Первым и главным из переприсягнувших оказался Вадим Юрьевич. Как это произошло? Как это вообще происходит? Невыполненное невзначай деликатное поручение, или даже отказ от выполнения. Расхожим местом в СМИ стало называть фигуру депутата облдумы Артема Зубкова в качестве камня преткновения в отношениях между Гордеевым и Кстениным. Якобы в конце 2020 года Гордеев очень хотел видеть Зубкова политическим вице-мэром, а Кстенин от этого навязываемого кадра как мог уворачивался. Полгода уворачивался. И это в самый ответственный период - накануне выборов в Госдуму. Зубков и вправду был ни на что не способен. Да и не стремился. Вполне возможно, что навязывая такую анекдотичную кандидатуру, Гордеев лишь хотел пойти на обострение и добиться от возмужавшего своего лучшего ученика беспрекословного подчинения, показать свою власть. А еще столкнуть лбами с Гусевым. А еще полностью взять под контроль внутреннюю политику региона.
В этой статье не получится проанализировать все достижения и ошибки Кстенина как градостроителя. Про метро и метробусы вспоминать не будем. Одного нельзя отрицать - при Кстенине было построено социальных и инфраструктурных объектов больше, чем при любом другом мэре Воронежа в новейшей российской истории. И даже самое болезненное направление - общественный транспорт - стал выглядеть гораздо более цивилизованно. Ну а строители наштамповали столько жилья, что город разросся до неузнаваемости. Но убирать трущобы из черты города, развивать застроенные территории, все то, чего не очень любит наш строительный клан, в существование которого Кстенин не верит, придется уже новому поколению мэров.
Кстенина очень долго третировали СМИ и телеграм-канальчики гордеевской фронды. Третировали и по поводу, и без повода. Это была настоящая травля, буллинг. Иногда подключали таких тяжеловесов как молочный олигарх из Госдумы Аркадий Пономарев. Поэтому «версия» ухода Кстенина из-за «выгорания», конечно, правдоподобна. Не правдива, но именно - правдоподобна. За год Кстенин пережил трое выборов - себя любимого, Гусева и Путина. Каждые давались ему по-своему тяжело. На выборах Президента аполитичный Воронеж показал приличный результат. За этим стояла большая организационная работа. Казалось, свой последний политический бой Кстенин выиграл. Но так только казалось.
Что произошло в конце апреля? С кем был разговор, после которого Кстенин сдался в водоканальный плен? Какие были аргументы? Со временем все тайное станет явным, но пока заслуживающих публикации версий - нет. Известно, что своим решением уйти Кстенин застал губернатора врасплох. Гусев пытался его отговорить или делал вид, что пытался. Информацию о предстоящем уходе мэра держали в строжайшей тайне целый месяц. Знал только самый узкий круг лиц, а о дате объявления об уходе никто, кроме губернатора, вообще не знал. За этот месяц состоялось как минимум три разговора между Гусевым и Кстениным. Были ли это уговоры остаться? Гусев сказал, что никого не уговаривал, что это не в его правилах. Ну а что еще ему оставалось говорить?! Политическая стабильность в один миг превратилась в иллюзию. А кого в этом винить - неясно. Вернее - ясно, но все равно неясно. Потому что решение об уходе - это решение только Кстенина.
В гордуме Вадим Юрьевич в один миг превратился в предателя. Ведь на него и на ЕГО админресурс рассчитывала старая ходыревская гвардия на выборах в сентябре 2025 года. За три недели, что прошли между объявлением об отставке и уходом в отпуск с последующим увольнением, Кстенин в стенах избравшей его думы так и не появился. Ни официально, ни просто зайти попрощаться.
Страх делает тебя пленником. Надежда дает тебе свободу. Не знаю, на что теперь будет надеяться Вадим Кстенин на новом жизненном витке. По уровню подготовки и карьерному движению он мог вполне претендовать на губернаторское кресло. Вряд ли в Воронеже, но где-нибудь не очень далеко - почему бы и нет.
Спустя несколько дней после объявления Кстениным о своей странной отставке, Владимир Путин предложил мэру Тюмени Руслану Кухаруку стать губернатором Ханты-Мансийского автономного округа. Не знаю, что испытывал Кстенин, когда узнал о карьерном росте коллеги, с которым у него почти совпадал возраст и полностью совпадал стаж работы мэром. Увы, своего «Сибура» у Кстенина не оказалось.
Отряд не заметил потери бойца и «Яблочко»-песню допел до конца.
Александр Пирогов