«ЕГЭ - это один большой лайфхак»: воронежский 300-балльник рассказал о «фишках» правильной подготовки

Воронежский 300-балльник поделился «фишками» своей подготовки к ЕГЭ

icon 28/07/2024
icon 08:00

© Личный архив Григория Корнеева

Личный архив Григория Корнеева

13 июля мэрия Воронежа сообщила о том, что выпускник воронежской школы №83 Григорий Корнеев набрал недостижимые 300 баллов на ЕГЭ по трем предметам. Молодой человек получил максимальные оценки по профильной математике, русскому и информатике. В беседе с «ВН» Григорий рассказал о поддержке родителей, хобби, особенностях подготовки и поделился планами на будущее.

 

«Загорелся» поступлением в Питер

 

Ты не так давно очень успешно сдал экзамены. Как сейчас себя чувствуешь?

- Сейчас я уже полностью отошёл от сдачи экзамена. Первый месяц я действительно долго отходил. Я даже уже не помню, что было в тот момент... По-моему, я очень много смотрел видео по экзаменам, правда не знаю, зачем.

На ЕГЭ ты получил 300 баллов за три предмета. Ты изначально ставил перед собой цель получить максимальный результат по каждому из экзаменов?

- У меня эта задача появилась в конце 10 класса, когда я загорелся идеей поступления в ИТМО в Питере.

Почему выбрал информатику в качестве профильного предмета?

- Я с начала 10 класса увлекаюсь информатикой, даже больше - я всегда писал что-то на разных языках программирования. До конца эти проекты, естественно, не доводил. Как факт - чем-то увлекался, и это было логичным выбором. Ну и самым простым. Плюс, как мне кажется, на это повлияла изначально любовь к компьютерным играм. Как и увсех, наверное. Все школьники, или их большая часть, начинают свой путь в информатику с мысли о разработке своей игры. Просыпаются и думают: я хочу разрабатывать игры.

Представим, что тебе дали такую возможность, какая бы была твоя идеальная игра?

- Это, на самом деле, субъективные предпочтения. Я, к примеру, люблю сюжетные игры, но играю сейчас не часто. Мне нравится, когда есть основное действие и происходит какое-то взаимодействие с миром, через которое раскрывается весь сюжет.

О чём мечтал я, когда писал дизайн документа?  О создании игры, основанной на интересных, скажем, механиках, каких-то необычных, которые не встречаются в других играх, с большим количеством лора и сюжета. Конечно, игроки, как правило, не очень любят погружаться в лор. Это так, в основном для ценителей.

А есть какие-то хобби помимо написания программ?

- Я немножечко рисую на графическом планшете. Это классная штука.

 

Не в пятёрках дело

 

Во время учебы в школе как дела обстояли?

- Учился я далеко не на одни пятёрки, в аттестате даже тройки есть по некоторым предметам. Так что такой контраст получился по сравнению с экзаменами.

А как родители относились к твоей учебе и сдаче экзаменов?

- У меня очень хорошие отношения с мамой. Она на меня никогда не давила, никогда не требовала только высоких результатов. Я сам для себя, скорее, всё делал и продолжаю делать. Она наоборот за несколько месяцев до ЕГЭ, когда наступает панический шок от того, что экзамен так скоро, меня начала успокаивать. Говорила: «Если что, то можно будет и в лестех (прим. ред. - Лесотехнический университет в Воронеже) поступить».

С самого начала подготовка к экзаменам казалась трудной?

- В этом плане всё зависело от того, к какому предмету я готовился. К русскому, например, подготовиться было сложно. В начале 11 класса я понял, что плохо знаю даже основные правила. Ну как, я их знал в теории, но в практике применять не всегда удавалось правильно.

С математикой было всё легко, мне она всегда удавалась. Естественно, подготовка была сложной, но не на начальных этапах, потому что в начале на любых курсах разбираются самые простые задачи. А вот уже когда начинаешь копаться, допустим, в том, что было не в этом году на ЕГЭ, а в 2023, сразу становится трудно при разборе. Там задачи могут быть сложным для многих.

С информатикой тоже было легко. Тем более, что я участвовал во многих олимпиадах. Но формат, конечно, незнакомый. Мне до сих пор не нравится, как построен ЕГЭ. Нет, я понимаю зачем это сделано. Так гораздо легче оценивать знания выпускников. Но формат олимпиад по информатике, к примеру, гораздо лучше. В них оценивается именно то, как корректно программа работает, а не ответ, основанный на одних входных данных.

Репетиторы были?

- Я ходил в онлайн-школу - сидел дома и смотрел вебинары. И у меня была репетитор по русскому языку. Я не сказал бы, что с репетитором подготовка была эффективней.

 

Сложно и обидно

 

С какими-то отдельными трудностями столкнулся при подготовке?

- Главная трудность - неумение читать условия . Очень важно уметь читать и механически выполнять то, что написано. Навык, который мне очень близок, но ничего с этим не поделать. На ЕГЭ он очень важен.

Сложнее было подготовку было совмещать с постоянными поездками на олимпиады. Я помню, как на НТО привез сборники ЕГЭ, хотел порешать там, так как времени до дня «икс» оставалось мало. Но в итоге план реализовать не удалось.

На олимпиады отправляли от школы или сам хотел участвовать?

- Я сам хотел. В школе даже о многих олимпиадах не знали. На меня там даже немного обиделись, когда я уехал на неделю, предупредив только смс-кой о том, что уеду. А это как раз было за три месяца до ЕГЭ, когда вроде все должны ходить и усиленно готовиться. Обидно, конечно, что так и не было побед в олимпиадах по информатике. К ним, кстати, нужно готовиться отдельно. Это интереснее, чем подготовка к ЕГЭ, потому что знаний как-будто приобретается больше.

Какие были первые результаты пробников и какие итоги ты по ним получил?

- Первые результаты... Я писал пробники с репетитором по русскому зимой, результат был 85 баллов. Мне показалось, что она меня нечестно оценила, за сочинение поставила очень высокий балл. А я его тогда не считал супер хорошим. Дальше на курсе первый пробник по русскому я написал баллов на 80, потом на 70… Очень обидно стало, когда у меня пробники стали выходить по 70 баллов. Я сделал выводы, где и что мне нужно подтянуть, но вместе с этим очень расстроился. По математике первый пробник сдал баллов на 90... Как-то так... На 98 баллов.

Ты упоминал, что готовился год, но за месяц до экзамена усилил подготовку. Как именно ты её усилил?

- Это значит, что первые месяцы года я не готовился. Ну, как сказать, готовился, но результативность, полученная за первые пять месяцев подготовки была достаточно низкая, потому что я не системно это делал, так, иногда. Я по сути проходил проявила, мало решал практических заданий. Не самый эффективный подход. Налегать больше на теорию начал после февраля, получается за 5 месяцев до ЕГЭ . Затем много практических задач прорешал, когда понял, что только теорией заниматься неправильно. В последний месяц, самый важный месяц подготовки к ЕГЭ, я очень активно прорешивал варианты. И это сильнее остального помогает на экзамене.

 

«Нельзя готовиться всё время»

 

При подготовке к ЕГЭ всегда присутствуют отвлекающие факторы в виде семьи, друзей, хобби, возможно, романтических отношений. Как ты с этим справлялся?

- Отвлекающие факторы - это жизнь. Я с ними никак не справлялся. С семьёй меньше виделся, с девушкой довольно часто, с друзьями тоже. В последний месяц перед экзаменами очень помогало то, что я постоянно выходил на прогулки с другом. Это важно. Нельзя же готовиться всё время. Тем более ЕГЭ не настолько сложная штука, чтобы отдаваться подготовке каждую секунду.

Чувствовал ли ты стресс во время экзаменов?

- Нет, во время всех экзаменов стресса не было. Именно когда я пришёл в аудиторию, я чувствовал себя максимально уверенно, потому что я к этому долго готовился, знал все задания. Успокоил себя в общем-то сам. На русском получилось расслабиться прямо в начале экзамена, потому что мы два часа сидели в аудитории и просто ждали. Кстати, очень помогает эта атмосфера тишины: сидеть и час ничего не делать, это полезно. Я вот успел в морской бой поиграть с соседкой.

Когда получил бланки с заданиями, показались ли они тебе легкими?

- Нет, особенно по русскому. Вообще в бланках были самые стандартные задания, может даже проще, чем то, что я решал. В каких-то моментах, наоборот, сложнее. Самые обычные задания. По математике задачи в первой части были тоже не самые простые. А вот вторая часть простотой порадовала. Обычно я математику всегда сначала на черновик писал, а потом переписывал, но тут использовал сразу «чистовик».

Когда пришли первые 100 баллов, какие эмоции ты испытал?

- Я получил не первые 100, а первые 200 баллов, потому что в этом году результаты по математике и русскому пришли в один день. Я проснулся и увидел, что все говорят о пришедших результатах. Было довольно страшно, пока открывал сайт, но когда увидел свои баллы, то был в шоке немного. Мне понравилось. Ещё и день был достаточно странный - одноклассники писали биологию, и я понимал, что, возможно, могу кого-то демотивировать своими баллами, поэтому не хотел их скидывать сразу.

Эмоции от 85 баллов по информатике отличались от «сотки»?

- Мне было очень обидно, потому что я к информатике всё-таки готовился лучше, и все пробники писал на 90-95+. Я рассчитывал хотя бы на 93, потому что нашёл все задания, в которых у меня была ошибка до публикации результатов, и понятия не имел, где ещё могли быть неверные ответы. Но это уже неважно, я же всё-таки пересдал на 100 баллов.

А почему сразу не получилось?

- Я не очень был уверен в себе, когда пришёл на экзамен. Возможно, всё-таки немного переволновался. И самая главная ошибка, которую я совершил, - посмотрел результаты по Дальнему Востоку по информатике. Просто все, кто смотрят Дальний Восток, должны понять, что преподаватели на онлайн-курсах это тоже люди, и они могут неверно решать задачи. И вот, я посмотрел эти итоги, увидел,  что там будет какое-то супер страшное 24-ое задание, глянул решение. Понял, что оно неправильное. Но уже потом, когда я осознал, что времени остаётся мало, и задание я сделать, конечно, успею, но хорошо перепроверить уже вряд ли, начался стресс. Тогда в КИМ я стал переписывать тот код, который видел. Но задачу-то он не решал. Я долго пытался подобрать методы, как-то усовершенствовать подход, который увидел. И в итоге написал неверно. Зато времени на самое последнее задание уже не оставалось, хотя той супер сложности в нём я не увидел.

 

После ЕГЭ

 

Ты уже куда-то отправил документы дляпоступления?

- В ИТМО, как и хотел изначально, и в ВГУ. В ВГУ так, на всякий случай.

Какие у тебя планы на будущее?

- Раньше хотел разрабатывать низкоуровневые приложения, заниматься архитектурой «операционок» в российских компаниях. Хотел заняться разработкой. Но пока не знаю, как повернётся жизнь и чем буду заниматься в итоге. Ещё очень интересно, наверное, выглядит путь программистов, как они растут в этой сфере от «джуниора» к «сеньору», а потом внезапно меняют круг деятельности и становятся управляющими.

Ты мог бы поделиться какими-то лайфхаками, которыми могут воспользоваться будущие выпускники при подготовке к ЕГЭ?

- Я уже говорил, что главное не начинать готовиться за месяц, это очень важно. ЕГЭ — это один большой лайфхак, особенно подготовка к нему, потому что оно очень системное. Все задачи похожи, всё одинаковое почти, и эти разговоры о том, что на ЕГЭ можно натренироваться — действительно правда. Но нужен багаж знаний для этого, просто так, с пустотой в голове, ничего не получится. Поэтому я бы всем советовал начинать подготовку немного заранее, не за два года конечно. За два года можно с ума сойти.

Один учитель математики советовал мне не готовиться к ЕГЭ первые полгода в школе, а готовиться к олимпиадам. Даже если не побеждать на олимиадах, всё равно это интересный опыт, и при сдаче ЕГЭ он тоже поможет. Если уже есть олимпиадный бэкграунд или просто увлечение предметом, это даст поддержку в подготовке и сделает её  гораздо проще. Если же этого нет, нужно будет начать за год где-то писать пробники. Важно уметь оценивать себя, свои навыки и умения на конкретном этапе подготовки, чтобы постоянно прикладывать усилия и видеть результат. Самое главное подходить к подготовке осознанно.