День ВМФ: история празднования и Воронеж как город, где Петр строил корабли

День ВМФ и Воронеж как часть истории российского флота

icon 28/07/2024
icon 13:30

© Минобороны РФ

Минобороны РФ

День Военно-морского флота - это особый день, который в России традиционно отмечается в последнее воскресенье июля. Учрежденный в 1939 году, этот праздник символизирует важность военно-морского флота для обороноспособности страны. В этом году День ВМФ празднуют в воскресенье, 28 июля.

История и традиции 

Начавшись с Гангутского сражения в годы Северной войны, история этого праздника уходит в далекое прошлое и связана с первой победой русского флота - 27 июля. С 1939 года день ВМФ отмечался 24 июля, но с 1980-го празднование перенесли на последний выходной день месяца.

В этот день в портовых городах страны проводятся разнообразные мероприятия, парады, выставки, и концерты. Торжественный подъем Андреевского флага - традиционное начало праздника, за которым следуют парады с участием морской техники и воздушных сил.

Посетителям дают возможность осмотреть корабли, принять участие в экскурсиях, а также совершить прогулку на теплоходах для наблюдения за парадом с воды. Торжественный концерт с участием звезд и военного оркестра становится центральным событием, где моряков и офицеров поздравляют с праздником.

Наконец, праздничный салют завершает этот важный день. В Воронеже в этом году подготовили десятки мероприятий, посвященных Дню ВМФ. Салюта в столице Черноземья не будет, но среди событий дня - игры на местности, тематические занятия, спортивные соревнования, квесты, музыкальные фестивали, книжные выставки. Помимо этого, всю неделю будут проводиться поздравления ветеранов ВМФ.

Воронеж и его роль в становлении ВМФ

Не так много городов, расположенных на расстоянии более 600 км от моря, имеют статус колыбели военно-морского флота. История Воронежа и Воронежского края конца XVII - первой четверти XVIII века тесно связана с именем и деятельностью Петра I. Первый визит императора состоялся в 1696 году.

Верфи для строительства военно-морских парусников были расположены в Воронеже, в Рамони, в Ступине, в Чертовицке, в Урыве, в Орлове, в Костёнске, в Коротояке, в Усмани, в Землянске, в Богучаре, в Осереде (будущий Павловск), на реке Ворона (будущий Борисоглебск), на реке Хопёр (будущий Новохоперск), в селе Маклок на реке Усманке и в селе Воронцовка на реке Осередь рядом с Шиповой дубравой.

Чтобы построить флот, создавалась соответствующая инфраструктура: предприятия по производству канатов, смолы, парусов, железных изделий.  Порядок постройки кораблей регулировал указ от 4 ноября 1696 года, по которому ответственными за изготовление судов назначались землевладельцы, в чьей собственности находилось более 100 крестьянских дворов. Они объединялись в кумпанства и должны были поставить по готовому кораблю с каждых 8–10 тысяч крестьянских дворов.

На верфях Воронежского края было возведено около 200 боевых кораблей Азовского флота. Именно здесь были заложены основы отечественной кораблестроительной школы, опыт которой имел большое значение во время организации судостроения в Санкт-Петербурге.