Мы видим «ремейк» прошлого года: политолог Слатинов вспомнил «старых» претендентов в мэры, говоря о «новичках»
Политолог Слатинов назвал грядущие выборы мэра Воронежа «ремейком» прошлогодних
© страница Владимира Слатинова
Воронежская городская Дума объявила об окончании приема документов от кандидатов на пост мэра столицы Черноземья. Их в этом году получилось 15. Понятно, что до "финала" дойдут единицы, но кто это будет? О ресурсных претендентах на кресло градоначальника, драматизме в грядущем конкурсе и факторах, "роднящих" выборы-2024 с прошлогодними, "Воронежским новостям" рассказал политолог Владимир Слатинов.
- Дождались завершения работы конкурсной комиссии в гордуме. Как можно оценить ситуацию на "арене" среди кандидатов в мэры Воронежа сейчас?
- Ситуация развивается стремительно в самом финале подачи документов. Недавно прочитал, что Попов все-таки решил не пробоваться в конкурсе. Таким образом, мы будем наблюдать за двумя ресурсными кандидатами, а не тремя. Оба представляют власть и имеют достаточно серьезный статус. В списке также большая группа заявившихся с разными политическими и общественными позициями. В каком-то смысле, после того, как вчера "подался" Бажанов, ситуация поменялась. Изначально могло быть две модели: когда есть очевидный фаворит, а все остальные - разные в общественном и политическом планах кандидаты, но никто из них не является ресурсным. До вчерашнего дня "наклевывалась" модель с врио главы Воронежа в первом случае и остальными кандидатами - во втором.
После того, как в игре появился Бажанов, мы видим некий "ремейк" прошлого года, но с оговорками, потому что появились два ресурсных статусных кандидата.
Получаем первый вывод. Мы имеем ситуацию, аналогичную прошлогодней, когда в конкурсе примут участие два ресурсных кандидата, оба представляющих власть. А все остальные участники с разными социальным, политическим, ресурсным общественным статусом заявились на конкурс для решения определенных задач, прежде всего, напомнить о себе.
- Это похоже на чью-то "схему"?
- Давайте быть честными. В нынешней политической системе подобные процедуры моделируются областной властью. И эта власть решила реализовать модель, близкую к той, которую мы имели в прошлом году. Только тогда очевидных и статусных фаворитов было три, а сегодня мы видим двух таких кандидатов.
- Что так сильно "роднит" предыдущий конкурс и грядущий, августовский?
- Сходство с прошлым годом заключается в том, что в конкурсе участвует не один фаворит, а два. В прошлом году мы говорили как о лидерах гонок за должность мэра об Овсянникове, Кстенине и и Крючкове. В этом - о Бажанове и Петрине.
Но есть и новый сюжетный поворот. В прошлом году из трех ресурсных кандидатов два были не из власти. Опять же, вспоминаем, что Овсянников и Крючков все-таки на тот момент уже точно были представителями бизнеса.
В этом году ситуация иная. Тут уже два фаворита представляют власть - Петрин и Бажанов. Участие в конкурсе врио мэра Воронежа и действующего министра регионального правительства придает больше драматизма ситуации. Оба представляют власть, по мнению многих инсайдеров, один из них близок к строительному "клану" или строительной группе интересов, второй - ближе к коммунальному "клану". Бажанову также прочат близкое расположение к бывшему губернатору Алексею Гордееву - с одной стороны он член команды Гусева, но при этом имеет связь с Гордеевым. Момент интересен и тем, что бывший мэр Кстенин якобы Гордеева не устраивал.
Второй вывод. Оба - крупные кандидаты от власти. Оба - статусные чиновники, принадлежащие к разным группам интересов. Это все придает драматизма происходящему.
- Чем Воронеж выделяется наряду с "соседями", имеющими схожую процедуру выборов мэра?
- Воронежская специфика конкурса по выбору мэра этим отличается от других черноземных городов. Отличается тем, что уже вторую такую процедуру выдвигается не один ресурсный кандидат, а два и более. Возникает ощущение конкуренции.
В прошлом году воронежцы стали примером для Черноземья и в целом для регионов России с точки зрения организации процесса в рамках непрямой модели выборов мэра. Была и конкурентность, и ресурсные кандидаты в списке, и беспрецедентная открытость, по крайней мере для Черноземья. Очень надеюсь, что в этом году будет также.
- Какие бы сделали прогнозы на конкурс и конкурсантов?
- Один из сценариев скорее фантастический. Губернатор не будет гласно или негласно поддерживать кого-то из имеющихся кандидатов и даст им возможность мобилизовать поддержку и устроить реальное конкурентное соревнование. Честно говоря, в это мало верится.
Скорее всего, мы будем видеть некий управляемый процесс, в котором среди имеющихся фаворитов кому-то будет отдано предпочтение. Предпочтение тех, кто принимает ключевые решения. И это, конечно, губернатор. Импульсы получат и члены конкурсной комиссии, и депутатское большинство.
Кто это будет? Я думаю, нет смысла гадать. Все-таки явных претендента у нас два. Если говорить об их статусности, с точки зрения банальной иерархии, Бажанов выглядит предпочтительней. Потому, что представляет региональное правительство. И если такой кандидат от областной власти не будет избран, это произведет впечатление на региональную политику и на федеральный центр.
С другой стороны проигрыш действующего врио будет выглядеть довольно интересным обстоятельством. Это случается не так часто. Все же гипотетическая интрига сохраняется, и за это надо отдать должное тому, кто модерирует этот процесс.