Воронеж скоро ощутит «внешнее управление» региональных властей, а в думах «урежут» бизнес - Владимир Слатинов для «ВН»
Политолог спрогнозировал «внешнее управление» Воронежем из облправительства
© СИ "Воронежские новости"
На минувшей неделе губернатор Александр Гусев дал интервью нескольким воронежским СМИ. Беседа вышла интересной, а Александр Викторович выглядел очень уверенным и содержательным. Среди обсуждаемых тем к «политическим» можно отнести две – о взаимодействии с обновленной властью областного центра и об избирательном цикле 2025 года, когда воронежцам предстоит избирать областной парламент и городскую думу региональной столицы. В обоих случаях губернатор сделал важные, можно сказать, программные заявления.
В части взаимодействия с новым мэром и его командой, которая ещё формируется, региональные власти придумали новую институцию – рабочую группу по разработке актуальных направлений городского развития. В неё войдут как представители областного правительства, так и городской администрации. Группа займётся продвижением наиболее значимых проектов преобразования столицы Черноземья. Начнёт, как сказал губернатор, с проблем содержания городских территорий, потом возьмётся за другие приоритеты. Что особо примечательно – со стороны областного правительства группу возглавит Евгений Бажанов. Тот самый региональный министр ЖКХ, что подавал документы на конкурсный отбор в мэры и рассматривался некоторое время как основной претендент на должность градоначальника. Но затем неожиданно их отозвал, выбыв из гонки. Однако, теперь он, по сути, превращается в «куратора облцентра» со стороны правительства региона. От городских властей рабочую группу возглавит кто-то из первых заместителей избранного градоначальника.
После отставки Вадима Кстенина в воронежских СМИ было очень много разговоров про намерения областных властей едва не напрямую управлять региональной столицей. В нынешней конфигурации публичной власти в стране такой режим управления невозможен, а вот более активное участие регионального правительства в формировании и реализации городской политики – вполне. Так что объявление о создании соответствующей рабочей группы – подтверждение институционализации данного процесса. Это не прямое «внешнее управление» областной столицей, но мы, действительно, будем наблюдать – как региональная власть всё сильнее и активнее начнёт участвовать в определении городской повестки. Нечто подобное случилось в 2012 году, когда тогдашний губернатор-«тяжеловес» Алексей Гордеев создал региональную комиссию по оценке и оптимизации управления Воронежем. Возглавил её, кстати, тогдашний первый вице-губернатор Александр Гусев. Который через какое-то время стал мэром города. Очевидно, Александр Викторович вспомнил былое. Только теперь речь идёт не об установлении политического контроля областной власти над региональной столицей, это сделали как раз в 2012-2013 годах. Похоже, сегодня губернатор считает оправданным более активное участие региональной власти в определении содержательной повестки городского развития. Связано это как с объективной потребностью комплексно улучшить состояние «витрины» региона, а областная столица по определению является таковой, так и с электоральным фактором. Власть хочет обеспечить в облцентре приличный результат на областных и местных выборах 2025 года.
Большой электоральный цикл следующего года стал ещё одним поводом для нескольких важных заявлений главы региона. Во-первых, он весьма откровенно дал понять, что областная власть намерена довольно жестко контролировать электоральный процесс. Адресатом этих заявлений в меньшей степени является довольно слабая к настоящему моменту региональная системная оппозиция. По-видимому, говоря о намерении модерировать ход выдвижения кандидатов и формирования депутатского корпуса, Александр Гусев, прежде всего, имел в виду «партию власти». Содержание изменений губернатор обозначил довольно откровенно. Это привлечение в депутатский корпус участников СВО, расширение представительства бюджетного и некоммерческого сектора, а также уменьшение в нём доли бизнесменов.
Надо отметить, что пионером в этой части Воронежская область не является. Последовательный курс на увеличение доли общественников и «бюджетников», к числу которых, правда, относятся и бывшие чиновники, осуществляется на федеральном, региональном и местном уровнях где-то с середины 2010-х. Интеграция во власть участников СВО недавно поставлена как политическая задача Президентом. В воронежских реалиях, где влияние ресурсных групп интересов ощущается намного сильнее, чем, скажем, у соседей по Черноземью, реализовать установку на уменьшение представительства бизнеса на выборах 2020 года оказалось намного сложнее. Последствиями стали скандальный имидж думы региональной столицы, громкое «дело Бавыкина» и разочарование городских избирателей. Теперь в арсенале региональных властей - спущенная сверху задача привлечь в представительные органы СВО-шников, и под неё модерацию процесса отбора кандидатов можно осуществлять более жестко. Что мы, скорее всего, и увидим менее чем через год. Однако, важно понимать, что и сама воронежская власть неоднородна. Губернатор не возглавляет реготделение «партии власти». К числу влиятельных игроков можно отнести региональный внутрипол, областное руководство «Единой России», имеющее неоднозначные отношения с региональным правительством, а также влиятельных представителей последнего, скажем, вступившего намедни в «партию власти» первого вице-губернатора Сергея Трухачева. Ресурсные группы интересов, желающие влиять на региональную и городскую политику, никуда не денутся. Да и депутат, как сказал в своём интервью Александр Гусев, должен быть полезен избирателям. Но полезность эта связана, в том числе, с ресурсными возможностями. Так что обор кандидатов всё равно будет проходить в условиях согласования интересов разных субъектов – так устроен воронежский политикум. Публично заявленная губернатором цель потеснить влиятельных коммерческих лоббистов, скорее всего, будет реализована. Но в какой мере – большой вопрос.