После «Крокуса» у таксопарков образовался «простой»: владелец воронежского таксопарка о непростых временах и росте цен
Владелец воронежского таксопарка опроверг слухи о «взлете» цен на такси
© Фото из личного архива Сергея Ряжских
Многие из нас пользуются услугами такси, но о внутренней стороне этого бизнеса известно мало. «Воронежские новости» поговорили с владельцем таксопарка «ВАТТ» Сергеем Ряжских о его работе, начало которой пришлось как раз на нулевые, о водителях, дефиците кадров и последних изменениях на рынке такси.
В начале сентября 2024 года директор по корпоративным отношениям и связям с органами государственной власти «Яндекс Такси» Антон Петраков заявил, что к концу года дефицит водителей такси составит около 130 тысяч. По его словам, во многом это будет связано с ужесточением миграционной политики.
«ВН» поинтересовались у Сергея Ряжских о том, как складывается кадровая ситуация в Воронежской области и ждать ли нам повышение цен на такси в ближайшее время
«В Москве ситуация несколько отличается от нашей: там процент водителей-мигрантов в сегменте «эконома» было около 90 %, а у нас 10-20%. Поэтому, после событий в «Крокусе»* у таксопарков образовался «простой». Будут ли подниматься цены? В пиковые часы, думаю, да, но Воронеж это вряд ли коснется. Такси – это саморегулирующийся продукт: в пиковые часы наценка происходит из-за высокого спроса и постепенно спадает, если нет пассажиров. Кроме того, есть антимонопольная служба, которая должна следить за тем, чтобы цены «не задирали», – пояснил Ряжских.
Сам Сергей начал свой путь в транспортном бизнесе еще будучи студентом второго курса: сначала работал грузчиком-развозчиком в продуктовом магазине, где во время одной из смен его дважды остановили незнакомцы, сигналящие на дороге, и попросили подвезти. За две поездки Сергею удалось заработать денег как за 12-часовую смену, а для того времени сумма считалось приличным заработком.
«Я этот бизнес модернизировал: купил себе оранжевый колпак, поставил его на крышу машины и ждал, пока кто-то ко мне подойдет. Раньше как было: на всех многолюдных остановках была своя «мафия», которая прогоняла конкурентов. Я становился там, где людей немного, или где никого из других таксистов не было. Позже устроился в радиотакси «Анжелика», купил рацию и начал получать заказы. Мне это всё понравилось, потом купил несколько «Волг» и начал сдавать их в аренду», – вспоминает Сергей.
Активное развивать свой бизнес Сергей начал в 2017 году, когда купил 7 автомобилей марки Daewoo Nexia. Сейчас в его собственном таксопарке 130 машин, а в партнерском – 50.
«Мне недавно показали переписку от 2018 года, где я написал, что 25 машин – и хватит. Потом обещал себе 50, 100. Сейчас тут 130, но я думаю, что до 200 добью и все. Когда бизнес развивается, приходится вкладывать все силы и активы. Морально это очень тяжело и хочет остановиться, и выдохнут», – говорит Ряжских.
Спустя несколько лет началась пандемия Covid-19, а затем СВО. «ВН» поинтересовались, как начинающему бизнесмену удалось пережить трудные времена.
«Во время пандемии у меня было 27 машин и менеджеры «Яндекса» не рекомендовали покупать новые машины. Я помню, как мне звонили водители и говорили, что не зарабатывают, а в какой-то момент под окнами 5 автомобилей стояло без дела. Тогда я пережил все это на маленьких запасах, а затем ситуация урегулировалась. Крупные таксопарки пострадали, потому что, опять же, не имели этого финансового запаса. Сейчас я понимаю, что он просто необходим, чтоб когда что-то случилось, можно было себе позволить, чтобы машины месяц-два постояли», – отмечает Сергей.
Поговорили и о людях. На что чаще всего жалуются водители? И реально ли зарабатывать в такси «большие деньги»?
«Чаще всего водители жалуются, что мало заказов, но это не всегда так. Есть ленивые водители, которые работают 2 часа в день, которые не хотят стоять в пробках или брать тариф «Вместе»** , – констатирует Ряжских. – У моего партнера из тамбовского парка водитель за лето заработал более 1 млн рублей. Если из этой суммы вычитать топливо и аренду машины, на руки он получил 700 тысяч рублей. Помимо этого, ему от таксопарка за хорошую работу подарили путевку в Турцию. Есть водители, который два часа поработают и потом два часа стоят пьют кофе, а есть такие, которые как на заводе, с утра встали и до самого вечера работают. Тем, у кого нет дисциплины, им очень тяжело».
По мнению бизнесмена, качество такси улучшается с каждым годом, а зарплаты водителей продолжают оставаться на достойном уровне. «Такси — это не просто подвезти человека из точки А в точку Б, это целая культура сервиса и ориентированности на клиента», — подчеркивает Ряжских.
* 22 марта 2024 года группа вооруженных людей устроила стрельбу в концертном зале «Крокус Сити Холл» в Московской области перед началом концерта группы «Пикник». Погибло 145 человек, еще 500 пострадали. 24 марта был объявлен общенациональный траур.
** «Вместе» - тариф, который позволяет заказать поездку вместе с другим человеком, с которым вам по пути.