«Ты отсюда не выйдешь, твой паспорт у нас!»: как заманивают в вебкам-индустрию девушек из Воронежа
Как не попасться на крючок вебкам-сутенера, рассказал воронежский врач-психиатр
© Нейросеть "Регина"
Ни для кого не секрет, насколько популярным сейчас стало продавать интимные фото в интернете, вести стримы порнографического характера на специально созданных для этого платформах и получать за это крупные суммы. Таким образом, в наш век технологий «древнейшая профессия» тоже вышла на цифровой уровень.
Девушки, продающие картинку своего тела, или, как их называют сейчас, вебкам-модели, на свои «честно заработанные» могут позволить себе гораздо больше, чем среднестатистические работяги: хорошее жилье, брендовую одежду и украшения, иномарки. Однако модели редко идут в эту сферу «от хорошей жизни». Девушки, зачастую студентки или иностранки, которых не устраивает труд в сфере обслуживания за 20 тысяч в месяц, оказываются очарованы перспективой заработать большие суммы, не делая по сути ничего. Оголение тела на камеру с оплатой «труда» в разы больше, чем при работе продавцом или официантом, кажется многим заманчивым решением всех финансовых проблем.
Однако далеко не всегда девушки попадают в эту сферу добровольно. Как и в ситуации с проституцией, юных жертв могут заманивать на подобную работу обманным путем. В последнее время на сервисах для поиска работы часто появляются объявления, в которых девушкам, которые находятся в поиске работы, предлагают вакансию модели. Не уточняя, что вакансия является работой именно вебкам-модели ни во время переписки с кандидаткой, ни на первом собеседовании. Когда потенциальная жертва уже попадается на крючок обещанных 100 тысяч в месяц за фотосессии, дороги назад уже может и не быть.
Как же доверчивых девушек заманивают в торговлю картинкой своего тела? Как избежать попадания в подобный «бизнес» и как выбраться, если вы уже попались на крючок сутенера? Рассказывает корреспондент «Воронежских новостей».
Александра, студентка ВГУ, оказалась в ситуации, когда выбраться из секс-индустрии оказалось почти невозможным. Девушку лишили документов, держали в незнакомом помещении и угрожали. Она рассказала «Воронежским новостям» свою историю.
- Я искала работу и наткнулась на вакансию фотомодели, - рассказывает Саша, - Во время общения с потенциальным работодателем я не увидела ничего подозрительного и согласилась на собеседование. Когда я пришла, со мной недолго побеседовали, после чего забрали паспорт. Меня затолкали в комнату и посадили перед камерой. За соседней дверью сидели несколько здоровых мужиков. Сказали мне делать то, что они скажут. На мои слабые попытки отказаться сразу пошли угрозы: ты отсюда не выйдешь, твой паспорт у нас.
Через несколько дней Саша смогла оказаться на свободе. Как именно ей удалось выбраться, она не рассказывает. То ли страх, что ее могут найти не позволяет ей делиться этой информацией с журналистами, то ли воспоминания об этих страшных днях травмировали девушку настолько, что она не хочет рассказывать о произошедшем.
- Если так подумать, ничего страшного не произошло. В такой ситуации могло быть и хуже, - улыбается студентка, - у меня была еще одна похожая история.
И девушка рассказывает нам о ситуации, в которой она снова чуть не попала в индустрию «не очень хорошей жизни».
Саша и ее подруга решили заняться танцами, а точнее стрип-пластикой. Нашли в интернете педагога, и пришли на бесплатное занятие. Студия находилась за тяжелой металлической дверью. Сперва девушки очень насторожились, но зайдя внутрь увидели зал и выдохнули с облегчением. Однако происходящее в зале заставило их насторожиться снова.
- Сначала мы просто не поняли, на какие деньги она (прим. "ВН" - хореограф) его снимает, раз занятия бесплатные, - рассказывает студентка, - Прийти должно было 20 человек, но в итоге на танцах оказались только мы вдвоем, хореограф и ее помощница. Она нас увидела и сказала: «девочки, вы такие классные и красивые, я могу предложить вам работу». Затем дала нам визитку и тут же начала убеждать: «Это не эскорт, не вебкам, это - стабильная работа».
Правда, что именно за работа, женщина так и не уточнила.
- Потом она стала рассказывать, как нужно общаться с мужчинами. Говорит: «вы можете принять любую роль: можете быть госпожой, можете быть послушной…». Мы с подругой недолго послушали ее и поспешили уйти. Повторения той истории мне совсем не хотелось.
Еще одна студентка, Полина, рассказала редакции другие детали «бизнеса», но уже из своей жизни. Ее общение с сутенерами, к счастью, ограничилось перепиской в мессенджере. Идти на встречу девушка отказалась из соображений безопасности.
- Я искала работу дизайнером, когда мне предложили попробовать себя в роли «контент-мейкера». Я удивилась, но когда прочла сообщение сразу стала подозревать, что здесь что-то не так, - рассказывает Полина.
Полине предложили заниматься продвижением аккаунтов на различных стриминговых платформах. Всю суть работы объяснили емко: «Вы будете вести прямые эфиры».
Одним из важнейших критериев при приеме «на работу» оказались рост и вес. Это объяснили тем, что Полине, якобы, предстоит снимать контент на тему спорта и йоги. На вопросы отвечали кратко, постоянно сводя все к тому, что все подробности расскажут на собеседовании. Просьбу показать аккаунты других сотрудников, чтобы Полина имела представление о том, с чем ей придется «работать», вовсе проигнорировали. Поэтому студентка вопрос повторила, и ей снова ответили, что она обо всем узнает на собеседовании.
- Меня все это очень насторожило, - делится Полина с нашим корреспондентом, - поэтому от собеседования я отказалась.
Нашу редакцию очень заинтересовали рассказы девушек. Поэтому мы решили провести собственное расследование.
Найти вербовщиков оказалось просто. Достаточно было зайти на портал с вакансиями и нажать кнопочку «откликнуться» на первое сомнительное объявление о поиске «модели для создания контента». Спустя пару часов нашему корреспонденту позвонила девушка, которая представилась HR-специалистом.
Она предложила ту же вакансию, что и ранее студентке Полине - «контент-мейкер». Девушка на проводе рассказала, что в обязанности входит создание контента «на различные темы». Также у нашего корреспондента уточнили рост и вес, но причину, по которой был задан вопрос, назвали другую: «Вам придется находиться в кадре. Плюс-сайз кандидаток мы не рассматриваем».
Собеседование было назначено в центре города, по адресу улица Платонова, 25. Офис выглядел подозрительно стерильным. За металлической дверью без вывесок находилось помещение с несколькими кабинетами. Все в белых и светло-бежевых тонах. У входа – множество одноразовых тапочек. В комнате ожидания сидела девушка за компьютером, рядом с ней – полный мужчина лет сорока. В другой комнате находилась та самая девушка, которая должна была провести «собеседование» у корреспондента редакции. Остальные комнаты пустовали: ни голосов, ни шагов, ни стука пальцев по клавиатуре. И это в рабочий день, понедельник. Неужели у всех сотрудников выходной?
Спустя десять минут ожидания нашего корреспондента, наконец, пригласили в отдельный кабинет. Сперва – базовые вопросы: сколько полных лет, где работали раньше, почему выбрали именно эту вакансию. Затем спросили, сколько бы хотела зарабатывать «потенциальная сотрудница».
- А сколько предложите? – не растерялась наш корреспондент.
- Сначала назовите ту сумму, которая вас устроит, - ответила девушка.
- Допустим, 50 тысяч в месяц.
- Так мало? На этой вакансии вы можете зарабатывать как минимум 90 тысяч. И это без учета премий и надбавок.
Получать 90 тысяч рублей в месяц без опыта и образования, только лишь за то, что «рекламируешь» некий товар на стримах? Звучит заманчиво. Такие суммы – хороший крючок, на который можно подцепить бедных студенток. А вот нашей сотруднице 19, поэтому она легко вжилась в роль безработной студентки, которая едва сводит концы с концами.
А дальше появляется второй крючок. Девушка начинает говорить о том, как сильно себя не ценит потенциальная кандидатка в лице корреспондента «ВН», раз оценивает свою работу всего в 50 тысяч. Дифирамбы внешности, шелковистым волосам и чистой коже – еще одна любопытная психологическая манипуляция.
Когда проводящей собеседование девушке кажется, что «кандидатка» попалась на эти крючки, она приступает к рассказу о «работе».
Оказывается, что даже рекламировать какие-либо продукты не надо. Сотрудницы рекламируют не товар, а стриминговые сервисы, и все, что от них требуется – вести блог, общаться с аудиторией, петь и танцевать на камеру. Платформы, которые предстоит рекламировать – англоязычные. На просьбу корреспондента показать хоть одну из них, девушка, ожидаемо плавно меняет тему разговора.
Оказывается, что для того, чтобы на этих платформах зарегистрироваться, кандидатке лучше иметь не обычный паспорт, а заграничный.
- Как «зачем»? – удивляется девушка на вопрос «кандидатки», - Платформы ведь иностранные, с русским паспортом не пропустят. Мы, правда, можем попробовать что-то сделать, но только на первое время. Потом потребуется загран.
С каких пор заграничный паспорт необходим для того, чтобы вести стримы, нам тоже не отвечают. После множества красивых слов о «фирме» девушка уточняет, все ли устраивает «кандидатку».
Затем представительница работодателя просит выбрать иностранный никнейм, чтобы впоследствии зарегистрировать его на неком сервисе.
- А почему нельзя работать под своим именем? – спрашивает корреспондент «ВН».
- Можно, конечно. Но наши сотрудницы предпочитают разделять личную жизнь и работу, - загадочно улыбается собсеседница.
«Кандидатка» наугад указывает на карточку посередине. Кажется, там было написано «Eva Fisher». После этого нашего корреспондента ведут в комнату с белым хромакеем и просят сфотографироваться с раскрытым паспортом и выбранной табличкой. Процесс съемки похож на фотосессию преступника после ареста. Снять отдельно паспорт не выходит, поэтому девушка просит нашего корреспондента прислать его фото из дома. Также говорят, что необходимо будет выслать несколько своих личных фотокарточек, якобы «для портфолио».
В конце «собеседования» корреспонденту назначают «стажировочный день» и рассказывают, что, если на собеседование удастся привести подружку, то к окладу можно будет прибавить еще 15 тысяч рублей.
Уже после знакомства в формате заманивания на работу нашего корреспондента добавляют в некий чат в Телеграм. В чате, кроме нее, есть еще два человека, записанные как «Менеджер» и «Твой куратор». Также на чате поставлена опция автоматического удаления спустя месяц. Почему переписка с кандидатом на работу должна быть обязательно бесследно удалена спустя какое-то время? Можно лишь предполагать. И мы такую возможность себе дадим. Вероятно, для того, чтобы не иметь никаких подтверждений их противоправных действий.
В созданном чате нашему корреспонденту отправляют, якобы, сайт компании, с которой ему придется сотрудничать. Сайт оказывается почти пустым, с кучей «умных» слов и отсутствием какой-либо конкретики о деятельности и достижениях компании. Затем «куратор» напоминает о «стажировке». После чего наш корреспондент успешно блокирует сутенеров.
Идти на расследование до конца, пока сотруднице «ВН» открыто не скажут о том, что ей предстоит раздеваться на камеру или чего хуже - отберут и обычный, и заграничный паспорт и увезут заграницу, мы не стали. Конечно с учетом всех норм по соблюдению человеческой безопасности. Однако, собранных сведений нам оказалось достаточно, чтобы предположить, каким родом деятельности предстоит заниматься девушкам, которые захотели «вести стримы за 90 рублей в месяц». Собеседование в пустом офисе, уточнение роста и веса кандидатки, условие наличия заграничного паспорта, фото документов и обязательное наличие их при себе, ненастоящее имя, удаляющиеся автоматически чаты, фейковый сайт и обещания «золотых гор» за танцы на камеру. Все эти факты явно наводят на мысль, что девушек заманивают в «ту самую»-индустрию, выбраться из которой будет гораздо сложнее, чем попасть.
Как же сутенерам удается так искусно «пудрить мозги» девушкам и обманным путем завлекать их в подобную индустрию?
Врач-психотерапевт Никита Черных считает, что «волшебных методик психологического давления и манипуляций» не существует.
- Чаще всего это искусно переплетенные между собой ложь, пустые обещания, затемнение красок и давление на больное: «ты такую работу больше нигде не найдешь», «и куда ты еще пойдешь работать, в Пятерочку?», «да сейчас нигде никого на работу не берут, все летит туда-то и туда-то» — опытные вербовщики хорошо знают когорту кандидаток, общие проблемы девушек их возраста и достатка — так что уговорить их может быть довольно легко, - поясняет специалист, - Разумеется, можно сказать о том, что это «не проституция же!» — все виртуально, безопасно, а то и - прости Господи - высокотехнологично и прогрессивно.
По мнению психиатра, при найме обычно не давят, а только лгут и манипулируют. Но когда девушка уже работает, может начаться моральное насилие: угрозы, оскорбления, шантаж, преследования, звонки. К этому времени у злоумышленников есть гора компромата, которым они не гнушаются размахивать перед жертвой, требуя продолжения работы на них.
По словам Никиты Черных, наиболее подвержены риску девушки с тяжелыми личностными расстройствами, посттравматическими и комплексным посттравматическими расстройствами, а также те, кто оказался в трудной жизненной ситуации, под угрозой голода и холода.
- Это не только беженцы. Чаще риску подвержены студентки из областных населенных пунктов, родители которых не могут или не хотят помогать ребенку материально, - поясняет доктор.
Психиатр считает, что для того, чтобы не попасться на уловки сутенеров, в первую очередь стоит уходить и искать не порочащую человеческое достоинство работу. В том случае, если девушку начинают шантажировать, угрожать ей или даже преследовать, необходимо обращаться в правоохранительные органы.
Также в нашем городе есть специальные кризисные центры, в которых пострадавшей могут оказать экстренную помощь. Также там можно переночевать и укрыться от агрессоров. Кроме того, подобные центры зачастую предоставляют правовую поддержку. Одним из них, к примеру, является кризисный центра «Право голоса».
Напоследок и для наглядности стоит добавить, что в этом году в Воронеже полицейские накрыли несколько вебкам-студий. Одна из них находилась в Ленинском районе города. Организаторы преступного бизнеса арендовали специальную квартиру для съемок. Там модели за определенную оплату проводили стримы, на которых «общались» с клиентами. В конце мая сотрудники МВД, совместно с Росгвардией, задержали двух организаторов, мужчин 30 и 31 года, девушку-координатора, а также напуганную 21-летнюю модель.
Еще в одну студию силовики наведались в марте. Внутри полицейские обнаружили огромное количество игрушек, фаллоимитаторов и БДСМ-атрибутики. Позже оказалось, что сутенер арендовал для «работы» несколько квартир. Девушки вели онлайн-трансляции в телеграм-каналах и, за определенную сумму, проводили время с клиентами. Задержаны были 36-летний организатор, 20-летний системный администратор, а также две 20-летние модели.
«ВН» запросили официальную статистику по преступлениям в сфере вовлечения в вебкам в МВД России. Пока мы ждем ответ, вероятно, число преступлений в этой области растет. А что сделать? Знают сотрудники полиции и других ведомств. Обращайтесь за помощью, звоните на 112, берегите себя!