Масляные слитки: как и почему дорожает сливочное масло в Воронежской области

Что вызвало небывалый рост цен на сливочное масло в Воронежской области

icon 02/11/2024
icon 08:00
Масляные слитки: как и почему дорожает сливочное масло в Воронежской области

© СИ "Воронежские новости"

СИ "Воронежские новости"

Осень 2024 года принесла воронежцам множество тревог, среди которых особо выделилась одна: небывалый рост цен на масло. Подорожание продукта, который производится на территории России, приводит в некоторый шок, а в Воронежской области тем более, ведь наша область, по словам губернатора, в 2023 году заняла второе место по выпуску сливочного масла. А уже в этом году, согласно данным от Минсельхоза РФ, в Воронежской области с января по август  произвели 15,5 тыс. тонн продукта, что составило 8% от российского рынка. Так что же случилось со сливочным маслом сейчас? Почему оно так сильно дорожает, и становится  в ряды «особо охраняемых» продуктов в крупных магазинах? На эти и многие другие вопросы «ВН» постарались ответить в материале.

Масло как «особо охраняемый» продукт

В начале 2022 года в магазинах произошло важное нововведение, которое не могло быть незамеченным россиянами - дорогие продукты стали прятать в специальные прозрачные коробки, «боксы», которые пищат на выходе, если не оплатить товар.

И если понятно, почему в коробочки прячут икру, дорогие сыры и заграничные деликатесы, то объяснить, почему в пластик поместили еще и сливочное масло, становится довольно сложно. Причем, судя по информации из социальных сетей, в Воронежской области такая ситуация произошла задолго до роста цен на продукт. В продуктовых магазинах чаще всего закрытой в коробку оказывается сливочное масло от «Вкуснотеево» («Молвест» Аркадия Пономарева), которое, кстати, является воронежским брендом молочной продукции.

В связи с резким скачком цен на масло теперь прозрачные коробки начали появляться на прилавках магазинов других городов России. Так «закрытое» масло теперь можно найти в Туле, Твери, Уфе, Москве, Санкт-Петербурге, Ижевске.

Один из сотрудников сети крупного продуктового магазина объяснил корреспонденту «ВН», что пластиковые коробки нужны для того, чтобы масло не своровали. Оказалось, продукт - излюбленная цель воришек.

Цены «летят»

Согласно данным Росстата, только с начала текущего года до конца октября на территории России цены на сливочное масло взлетели на 25,7%.

Значительное подорожание сливочного масла начало ощущаться воронежцами начиная с августа 2024 года. Тогда цены на масло увеличились на 5,5%, чтобы затем, уже в сентябре, снова пойти на увеличение, в этот раз на 5,2%. За прошедшую неделю, с 21 по 28 октября, ценник на продукцию увеличился на 1,3%, с 1035,70 до 1048,84 рублей за килограмм. То есть, цены пока не останавливаются в своем росте.

Если сравнивать период с января по сентябрь текущего года с этим же периодом 2023 года, то можно увидеть, что в текущем году цены на сливочное масло в среднем выше на 13,2%.

Если проверить ценники на масло в воронежских магазинах, то взлет цены на продукцию оказывается, что называется, «налицо». Так, в гипермаркете «О`кей» в Галерее Чижова ценники на масло не превышали 600 рублей. Продукция «Вкуснотеево» представлена упаковками весом 200 граммов по цене 270 рублей и 340 граммов за 419 рублей.  А вот, например, «Эконива» (Штефана Дюрра), тоже, к слову, воронежская, требует за 350 граммов уже более высокую цену, от  544 рублей до 589, в зависимости от жирности.

В обычной сетевой «Пятерочке» с ценами получше. Так сливочное масло от «Вкуснотеево» можно приобрести за 219-259 рублей за 180-200 граммов. При этом на прилавках есть и масло, стоимость которого составляет меньше 200 рублей. Но, как правило, его быстро разбирают.

Почему масло уже можно сравнить с вторым золотом?

Эксперт, глубоко погруженный в молочную отрасль, отметил ключевые факторы, способствующие резкому увеличению цен на масло. В результате снижения импорта на 10% и жаркого лета, которое привело к уменьшению продуктивности коров на 8-10%, жирность молока также снизилась. В первой половине года рост цен на молочные продукты оказался ниже уровня инфляции, что способствовало увеличению спроса на 8%. Так, с  начала июня дефицит молочного жира стал особенно заметен, что отразилось на ценах: стоимость масла с жирностью 72,5% возросла с 650 до 880 рублей за килограмм, а масло с жирностью 82% перешагнуло отметку в 1000 рублей за килограмм. В розничной продаже повышение цен произошло в два этапа: сначала на 15%, затем на дополнительные 10% с интервалом в три месяца.

Кроме того, в «Руспродсоюзе» подчеркивали, что рост цен на масло вызван не только дефицитом коровьего жира, но и общим увеличением себестоимости производства. Это включает в себя подорожание импортных сырьевых материалов, упаковки и логистики. Торговые сети также сыграли свою роль с надбавками до 70% и более, что ухудшило доступность масла для конечных потребителей.

В той же «ЭкоНиве» сообщали о значительном увеличении себестоимости как сырого молока, так и готовой молочной продукции, включая сливочное масло. Рост затрат затронул и  упаковку, а также ремонт и обслуживание оборудования. И это в условиях того, что в последнее время наблюдается повышение стоимости доставки, влияющей на общие расходы холдинга.

 

Справка: ГК «ЭкоНива» была основана в 1994 году.

«ЭкоНива-АПК Холдинг» (самостоятельный холдинг) занимается деятельностью в сфере производства молочной продукции. Владелец 1% акций холдинга – Штефан Дюрр.  98% доли принадлежат немецкому «Экозем-АГРАР АГ». Уставный капитал – 5,2 млн рублей. Согласно данным Rusprofile, начиная с 2022 года выручка ООО идет наверх, превышая  1 млрд рублей. Максимальные показатели были достигнуты компанией в прошлом году, когда выручка составила 2,4 млрд рублей. Отдельным холдингом сети является ООО «ЭкоНиватехника-Холдинг», занимающееся поставкой сельхозтехники.

АО «Молвест» основано в 2005 году депутатом Аркадием Пономаревым, представляющим Воронежскую область в Госдуме. Руководителем АО является Анатолий Лосев, депутат воронежской облдумы. В производстве «Молвеста» – известная торговая марка «Вкуснотеево». Уставный капитал – 2 млн рублей. Выручка в 2023 году перевалила за 31 млрд рублей.