«Мне повезло»: сотый юбилей отметил старейший ветеран воронежского авиазавода

Старейший ветеран воронежского авиазавода отметил столетний юбилей

icon 20/12/2024
icon 13:05

© Филиал ПАО «Ил» - ВАСО

Филиал ПАО «Ил» - ВАСО

Старейший ветеран ВАСО Николай Иванов отметил сотый юбилей. Оглядываясь на свой жизненный путь, Николай Яковлевич говорит о том, что ему повезло. В его жизни было все: труд на благо партии, восстановление сельского хозяйства, помощь людям, воспитание детей и внуков, и, конечно же, строительство самолетов. Об этом сообщили в пресс-службе филиала ПАО «Ил» – ВАСО.

В 15 лет Николай Иванов занял место в рядах сотрудников воронежского завода №18, занимающегося строительством самолетов. Слесарную науку тогда еще мальчик постигал прямо в цехе. 

- Со стапелей в то время сходили серийные бомбардировщики Ер-2, Ил-4, с начала 1941-го наладили выпуск Ил-2, - вспоминает мужчина.

Шестнадцатилетний юноша не предполагал, что всем эти штурмовикам вскоре предстоит показать себя в бою, пока война не стала суровой действительностью. По словам Николая Яковлевича, в дни войны на заводе под Куйбышевым рабочий день растянулся на 12 часов, которые он обязательно отрабатывал полностью, перенося суровую русскую зиму. Рядом с Николаем работала привлекательная девушка, которая была на год младше его. Её звали Маша, и она была родом из Волжска. Трудовую деятельность она начала в 15 летнем возрасте, а в 1941 году, когда ей было 16, она потеряла отца, погибшего под Ленинградом.

В 1946 году Марию и николая наградили за труд в военное время. Уже тогда они поняли, что оставшуюся жизнь проведут вместе. После Великой Победы молодые люди ненадолго остались в Куйбышеве, где Николай занимал пост секретаря комсомольской организацией. Уже затем, в 1951 году они вернулись в Воронеж.

На авиазаводе, ставшего для Николая родным, его направили работать в летный 15 цех, а также избрали парторгом. В 1955 году Николай Иванов был направлен в Нижнюю Катуховку, в колхоз «Путь Ленина» на место председателя. Ему предстояло организовать работу с нуля. Устанавливать столбы, проводить электричество, радио и водопровод.

Николай и Мария вернулись в Воронеж в 1968 году. Николай Яковлевич работал на посту мастера в цехе №26, где его организаторские навыки были все так же необходимы. В летний период его отправляли руководить турбазой «Сосновый бор», где отдыхали сотрудники авиастроительного предприятия. Через 3 года Николай Иванов стал главой заводского комбината общественного питания. 

На предприятии трудилось множество родственников Николая Яковлевича: его братья и сёстры, их супруги, дети. В отделе, занимающемся разработкой и внедрением новых технологий, до выхода на пенсию работала Тамара, дочь Николая Яковлевича. В отделе, занимающемся рационализацией и изобретательством, работала еще одна его дочь - Евгения. А в отделе главного энергетика трудился её супруг. После окончания политехнического института на завод пришла внучка Николая Яковлевича — Елена.

Здесь главное – люди. В первую очередь о них вопрос всегда стоит, - отметил мужчина.