Воронежская неделя с Александром Пироговым: когда срока огромные брели в этапы длинные

© СИ "Воронежские новости"
Месяц июль, скажи, месяц июль. Была жара, жара плыла, катилось лето красное. Зной, пыль, комары, мухи, удивительные звезды и поражающие элементы. Внезапно небо прорвалось с холодным пламенем и громом. Что нам за дело, шуми, Вавилон. И ветер начал вкривь и вкось качать сады. А значит, только дождь как из ведра, а значит, между нами непогода - ревет гроза, дымятся тучи, раскаты грома молодые, с крыш высоток летят водопады. Стояла между нами, как на страже, слоистая и твердая вода. Зловещий праздник бытия. Нас повело неведомо куда. Позабудешь и уйдешь по следу судьбы, вслед тебе прольются косые дожди. Какая всё же злая нынче ночь. Рассвет. Улыбнулся и сказал: «Не стой на ветру».
В ночь со вторника на среду впервые с начала СВО произошла атака вражеских БПЛА на Воронеж, на Центральный и Коминтерновский районы, закончившаяся жертвой среди гражданского населения. 56-летний Армен Хачатрян получил осколочное ранение головы и через несколько часов скончался в больнице. Трагедия произошла на улице Ватутина в Коминтерновском районе. Погибший работал водителем фургона и подбирал и опекал бездомных животных. В момент налета Хачатрян выбежал на улицу, чтобы спасти свою собаку Анфису, находившуюся на лоджии в другом доме. Для своих питомцев зоозащитник снимал отдельную квартиру. В ней жили, кроме собаки, десять котов и голубь. В этот момент в Хачатряна попали осколки БПЛА. Мужчину похоронят на родине, в Армении.
Еще одна 32-летняя пострадавшая, услышав спросонья звук прилета, инстинктивно подошла к окну. Результат - множественные переломы ключицы, огромные гематомы и застрявший в предплечье металлический шарик - один из поражающих элементов БПЛА. Жизни ничего не угрожает. Все это наглядные примеры - услышали звук атаки, не выходите на улицу, не подходите к окнам. Если нет, купите и повесьте плотные шторы типа «блэкаут» - и останетесь целы и невредимы. Всего в первый день атаки пострадало 27 человек, 14 из которых было госпитализировано. Одного тяжело раненого подростка даже пришлось транспортировать для лечения в Москву.
Картинки разбитых окон и покореженных фасадов на видовых местах города (угол Кольцовской и Плехановской, включая «ГЧ») города произвели впечатление на публику - все-таки такое в центре города впервые. Хотя наибольшие разрушения пришлись на тихую улочку Республиканская - неподалеку от Бринкманского сада. Очевидно, что беспилотники целились в район ж/д вокзала. Там всегда есть люди, там есть топливо. Всего в этот день над Воронежской областью было сбито 12 БПЛА.
На следующий день атака повторилась. Правда, в меньшем масштабе. На этот раз прилеты были по левому берегу. Пострадали двое подростков (госпитализированы, ранения легкие) и юная леди, отказавшаяся от госпитализации. Кампания тусовалась в предрассветное время на открытом пространстве. К счастью, их жизни и здоровью по большому счету ничего не угрожает.
Всего повреждено имущество в нескольких десятках квартир и пострадали семь автомобилей. Несколько семей переехали в пункты временного размещения. В четверг, 17 июля, губернатор, видимо, специально вернувшийся из командировки, провел заседание оперативного штаба. Задача все восстановить быстро и качественно. Ожидается, что все последствия атаки будут ликвидированы/отремонтированы в течение двух-трех недель. Окна, конечно, поменяют быстрее. Еще одно решение оперштаба - включать сирены на границе муниципалитетов при атаке БПЛА.
Страшно далеки они от народа. Так сложилось, что не только губернатор отсутствовал в области во время атаки БПЛА, но, вероятно, и мэр. Силовики, представители управ были, работали на местах - это само собой. А вот высшей власти не было. Во всяком случае, никаких сообщений об этом не было. Не словились сразу, бывает, а потом нашлись более важные государственные дела. Бог с нею, с исполнительной властью - ее мы, кроме Гусева, не выбираем, а у него алиби. Но ведь вовсю идет предвыборная кампания. Где были действующие депутаты? Где их соперники? Ведь даже коммунисты прислали на помощь пострадавшим всего лишь партийных юристов. Остальные на момент написания текста не сделали даже этого. «Единая Россия» - Нетесов, ЛДПР - Возиянова и остальные, как вас там, ау. Вы с народом или с кем? На сайте воронежского «Едра» главная новость в пол-экрана «Владимир Нетесов помог жителям региона в вопросах благоустройства и ЖКХ». Какая будет после этой бумажной «помощи» явка? Первая новость на сайте «ЕР» после атаки беспилотников: «Владимир Нетесов - в регионе расширен круг лиц, имеющих право на бесплатную юрпомощь от государства». Одному уже не потребуется.
Ну и еще о близости народа, пытающегося перемещаться на маршрутках, и власти, видящей мир из окна служебного авто. Согласно решению министерства тарифного регулирования с 11 августа стоимость проезда в общественном транспорте Воронежа будет увеличена с 31/33 рубля (безнал/нал) до 37/40 рублей. Комментировать что-либо бессмысленно, возмущаться глупо, еще глупее ждать мгновенных улучшений в работе общественного транспорта. Пока ждем метробуса. Говорят, начнут вот-вот.
Вице-губернатор по внутренней политике Дмитрий Маслов с некоторым опозданием (1 апреля исполнилось 45 лет) получил медаль ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени. За какие-какие заслуги? Видимо, «За оборону Нетесова». «За взятие Рымаря» еще рано давать.
На прошедших выходных провели свои партийные конференции и выдвинули кандидатов в депутаты оставшиеся парламентские партии - «Справедливая Россия - За правду», «Родина» и «Новые люди». ЛДПР, проводившая конференцию раньше, на неделе обнародовала списки своих кандидатов. От оппозиции выдвинулись четверо (из девяти) депутатов-«бавыкинцев», которых отвергла «Единая Россия»: от «СРЗП» - ходыревцы Дмитрий Крутских и Александр Чуфинев (оба также сдали подписи как самовыдвиженцы, сейчас идет проверка), от ЛПДР Иван Кандыбин. А близкая одновременно Маслову и Нетесову Елена Губина за неделю побывала в будуарах сразу двух партий - сначала получила выдвижение от рымаревской «СРЗП», а через два дня перебежала в «Новые люди» и снова выдвинулась. Очевидно, что внупол и Нетесов, как будто насмехаясь над губернатором, тянут Елену Геннадьевну за уши в облдуму. В чем смысл этого странного маневра? Ведь на необдуманные шаги сама Елена Геннадьевна не способна. Она вообще ни на какие шаги не способна - молчаливая марионетка. Что делала в парламенте пять лет - непонятно, еще непонятнее - что будет делать. И совсем непонятно - кто ее двигает, кто конечный бенефициар этого фотогеничного мандата. То есть для кого стараются разбиться всмятку сладкая парочка Маслов-Нетесов? «Будуар» - это мы, конечно, фигурально - сама Елена Геннадьевна на партсобрании, ее выдвинувшей, не присутствовала.
Но Рымарь, старый-новый распорядитель воронежского «СРЗП», наживку в виде длиннобеловолосой аптекарши проглотил. Вопрос - бесплатно ли? А что будет, если - нет? Еще более серьезный вопрос: не станет ли приход и уход аптекарши поводом нерегистрации всего рымаревского партийного списка? По закону - выбытие Губиной из списка не должно иметь фатальных последствий, список из-за этого аннулировать нельзя. Но придется переоформлять тучу документов. Наверняка данную историю донесли и «как надо» преподнесли лидеру «лоскутной» партии «СРЗП» и «крыше» Рымаря - Сергею Миронову. Но эта ситуация лишь должна добавить вистов самому Рымарю. Вообще, борьба Маслова с Рымарем за контроль над региональным отделением «справедливороссов», сначала воспринимавшаяся как шутейная, даже как элемент предвыборной раскрутки «СРЗП», теперь переросла в шоу «Остаться в живых». Рымаря по пять раз на дню полоскают все телеграм-каналы внупола.
Региональные власти, не без участия Гордеева, сделали серьезную ставку на «Новых людей». Вот только беда в том, что вчерашние новички 2020 года за пять лет ничегошеньки в регионе не делали - писали закон о правилах парковки самокатов и дискутировали о замене кукурузного сиропа на тростниковый сахар в рецепте «Кока-колы». Как набрать искомые 5%, если: а). электората нет, б). партактива нет, в). идей тоже нет? Старые оппозиционные партии - КПРФ и ЛДПР - имеют и актив (у коммунистов более трех тысяч, например), и электоральную базу, и узнаваемость, и понятную идеологию. У них не отщипнешь без фальсификаций. У «Единой России» отщипывать - боже упаси. У карликовой «Родины» отщипывать нечего. Остается единственная «законная» жертва - «СРЗП», которая пять лет в Воронеже ходила по рукам, но снова собрала достаточно боеспособный состав кандидатов в депутаты, а по реальным участникам СВО, так и вовсе заткнула всех за пояс.
Если Рымарь пройдет на выборах со своим списком, да еще наберет приличный результат (за счет чего - другой вопрос), а «Новые люди» при этом не сумеют пройти даже в гордуму, то это будет мощнейший удар не только по Маслову, но и косвенно - по Гусеву с Гордеевым. Ведь за «Новыми людьми» в Москве стоит мощный клан Ковальчуков. И против них - безродный сын торговки Центрального рынка, загадочно выставленный из прокуратуры без выслуги лет. За которым не стоит никого, кроме злостного и за это отсидевшего неплательщика НДС Валерия Борисова («Калина-ойл»). Такой расклад должен льстить рымаревскому самолюбию. Ведь масштаб человека определяется масштабом его врагов. А вот вице-губернатору Маслову каково, когда его будут мерять в Рымарях? В голове все время крутится фраза про жабу и гадюку - грубо, но точно. А кто в этой истории жаба, а кто - гадюка, узнаем 15 сентября. Но есть вероятность, что «список Рымаря» прихлопнут из-за Губиной и не допустят до выборов, доколебавшись до какой-нибудь неправильно оформленной закорючки. Скандал? Скандал! Но все же лучше, чем проваленное поручение «центра».
На неделе правительство области лишилось заместителя министра по промышленности и транспорту Евгения Скиданова, который переходит (еще недооформился) в воронежский филиал «Россетей» заместителем директора по реализации, на вакансию, пустовавшую более полугода, после того, как Максим Зацепин возглавил Семилукский район. Неделю назад мы писали, что губернатор провел узкое совещание по состоянию дел в промышленности и был крайне недоволен серьезным отставанием области от общероссийских темпов развития. Нельзя сказать, что Скиданова, имеющего, в общем, репутацию крепкого чиновника-профессионала, сделали крайним. Очевидно, что оформляться на запасной аэродром замминистра начал задолго до разноса. Электроэнегетика для него - хорошо знакомое направление. Ведь он курировал это направление еще в старом департаменте ЖКХ и энергетики, который тогда возглавлял зять замгенпрокурора.
А вот с Виталием Жебиным, с 2024 года работающим заместителем строительного министра Кулешова, на неделе были какие-то непонятки. В служебном кабинете Жебина в начале недели прошел обыск и выемка документов по «амфитеатровому» делу. С тех пор мобильный телефон замминистра выключен, а на работе он не появлялся. В среду, 16 июля, все СМИ дружно написали со ссылкой на не названные источники в силовых органах о задержании Жебина. Вечером в четверг муниципальный «Горком 36» и «Коммерсант» опровергли задержание Жебина. Якобы того отпустили без предъявления обвинений. СМИ, ранее писавшие о задержании, это «опровержение» дружно проигнорировали. На вечер пятницы никаких официальных сведений о задержании Жебина нет. Видимо, переночевав одну ночь в ИВС на Дорожной, Жебин наговорил столько, что позволило ему остаться в свидетелях. Следующая неделя внесет ясность: появятся или нет после показаний Жебина новые фигуранты в деле? 37 миллионов легко делятся не только на двоих, но и… да хоть на десятерых.
Можно и семнаху. Громом среди ясного неба прозвучал приговор банде обнальщиков Максима Скоркина. Организованная преступная группа, состоявшая из 26 человек, обналичила с 2010 года в Воронежской и Ростовской областях более 12 млрд рублей, получив незаконный доход в виде комиссионных в размере 338 млн рублей. Скоркин - известный в городе бизнесмен, бывший ближайший компаньон коммунально-мусорного олигарха, а ныне беглеца от правосудия Вадима Ишутина, также Скоркин был партнером в трех юрлицах ныне покойного Николая Евдакова, экс-соучредителя «Галереи Чижова».
Наиболее известен Максим Анатольевич был как соучредитель ресторанов MesTo, «Время Че» и ночного клуба Diablo. Но легальный бизнес явно был маловат для его масштабов. В группе, кроме осуществлявшего общее руководство Скоркина, было пять бригадиров, каждый из которых отвечал за отдельное направление - бухгалтерию, инкассацию, транспортировку и т.д. Комиссионные за обналичку составляли 2,8%. После того, как 10 июня 2017 года группу Скоркина хлопнули, ценник обнальщиков в Воронеже возрос до семи-десяти процентов.
Дело Скоркина и К рассматривалось в суде с 2021 года. Обвиняемые регулярно прогуливали заседания или болели по очереди. Скоркин даже пытался сбежать из-под суда. Приговор Скоркину за организацию преступного сообщества и легализацию преступных доходов - 17 лет строгого режима и штраф 1 млн рублей. Подельники и подельницы получили от двух с половиной до четырнадцати лет со штрафами от 500 до 800 тысяч рублей. У большинства членов банды Скоркина конфисковано движимое и недвижимое имущество, арестованы счета в банках. На СВО большинство уйти не сможет - с 210-й статьей («Организация преступного сообщества или участие в нем») воевать не берут. Интересно, что 210-ая вменялась только 11 из 26 обвиняемых. Первоначально обвиняемых было 27. С одного человека обвинения в процессе были сняты.
Семнадцать лет - это самый жесткий приговор за ненасильственное и, так сказать, экономическое преступление за всю постсоветскую историю Воронежской области. И, конечно, все бизнес-сообщество Воронежа сегодня это обсуждает. Ведь дело с обнальщиками имел если не каждый, то каждый второй. И большинство обнальщиков, и завязавших, и тех, кто не до конца, сегодня вполне респектабельные бизнесмены. Некоторые даже в медиамагнаты подались. Будет ли дальнейшее закручивание гаек на обнальном рынке или, хлопнув в назидание всем самого известного обнальщика города, фээсбешники сделают паузу? Ведь сегодня, как ни странно, есть дела и поважнее.
В среду сотрудники ФСБ задержали в Воронеже диверсанта, готовившего теракт на энергетическом объекте по заданию украинских спецслужб. Взяли его на тайнике со взрывчаткой. Осенью 41-летний мужчина сам вышел через Вацап на связь с ГУР Минобороны Украины и выполнял их разведзадания, устанавливая места расположения объектов ПВО. Весной получил задание на диверсию и координаты тайника, но был пойман. Теперь обвиняемый в госизмене, диверсии и незаконном хранении боеприпасов сотрудничает со следствием и, если сильно повезет, получит меньше Скоркина.
Про любовно-криминальную драму подозреваемой в получении особо крупной взятки судьи (все еще) воронежского арбитража Светланы Мальцевой мы подробно писали в предыдущем обзоре, когда заседание Высшей квалификационной коллегии судей РФ только планировалось.
Подтвердилась вся предварительная информация, состоявшая в том, что Мальцева в 2021 и в 2022 годах дважды получала взятки от своего любовника арбитражного управляющего Владимира Коликова за решения по делу о банкротстве «Стройсервиса», учредители - Павел Какалия и Александр Муштаев (владели построенными ими отелями «Рамада» и «Арт-отелем» и 15% «Галереи Чижова»). В первом случае Мальцева взяла 250 тысяч рублей введение процедуры наблюдения. Во втором Коликов вместе с неким знакомым попросил Мальцеву принять обеспечительные меры при открытии торгов по имуществу «Стройсервиса». За это Мальцева получила квартиру и 4 миллиона рублей сверху.
Вину Мальцева не признала. Признала только интим с Коликовым, который по словам судьи, ее оговорил, чтобы избежать уголовного преследования. А квартиру она якобы купила на свои кровные. Сейчас сам Коликов является обвиняемым по даче взятки и с октября находится под домашним арестом. ВККС поверила данным регионального управления УФСБ и удовлетворила представление главы Следственного комитета РФ Александра Бастрыкина о возбуждении в отношении Мальцевой уголовного дела.
Самое интересное - это, кто вместе с Коликовым приходил к Мальцевой договариваться по второму эпизоду? Этот человек явно не спецсубъект, и он 100% дал признательные показания против Мальцевой, заработав тем самым иммунитет от уголовного преследования, иначе бы его закрыли бы еще несколько месяцев назад. И этот человек достаточно состоятелен или представляет интересы состоятельных людей, что может спокойно раздаривать квартиры и еще давать 4 млн в придачу.
Корпоративный конфликт между Какалия-Муштаевым и Чижовым-Климентовым (и стоящими за последними руководителями Сбербанка) за долю в «ГЧ» длится уже чуть ли не десять лет и многократно описан в СМИ. Дерибан богатого наследства «Стройсервиса» - следствие этого конфликта, основные судебные решения в банкротстве «Стройсервиса» принимали двое судей, Мальцева - одна из них. Второй судья - мужчина, фамилия его хорошо известна, но из-за особого правового положения судей озвучивать ее было бы себе дороже.
Кроме Чижова-Климентова в «правильных» решениях при банкротстве «Стройсервиса» были лично заинтересованы экс-председатель Центрально-Черноземного банка Владимир Салмин, загадочно погибший на охоте в Иркутской области 5 января 2022 года (то есть Салмин физически не мог быть взяткодателем по второму эпизоду), владелец Домостроительного комбината сенатор Сергей Лукин, а также первоначальный конкурсный управляющий «Стройсервиса» Олег Парфенов, действовавший в интересах неких топ-чиновников Сбера. (Салмин к тому моменту уже был мертв; вероятно, потому что вел свою игру). Вознаграждение Парфенова при продаже с торгов 15% доли «ГЧ» составило около ста миллионов рублей. Цена самой доли, которую выкупило ООО «ГЧ» (то есть Чижов и Климентов), составила за 2,1 млрд рублей. Лукин, то есть зависимое от «ДСК» ООО «Строймастер», выкупило у Сбербанка право требования оставшихся долгов «Стройсервиса» по цессии. Сумма выкупленного долга около полмиллиарда рублей. Сенатор забрал две, находившиеся в залоге гостиницы, но позволил доверенным друзьям Какалия и Муштаева сделать обратный выкуп «Арт-отеля». Павел Какалия считает, что общая сумма имущества, которого его лишили в результате банкротства, составляет 15 млрд рублей.
В общем, Мальцева, которой меньше восьми лет никак не светит, своими показаниями может повлиять на процесс формирования, как минимум, одной, а то и сразу двух палат российского парламента. Ну а если фейсы в итоге углубятся в тему топ-менеджмента Сбера (речь, конечно, о московском центральном офисе), то потрясения могут быть вообще тектоническими. В общем, нас ждет увлекательный детектив.
Справедливости ради скажем, что причастность сенатора Лукина в истории именно со взяткой - маловероятна. Скорее, он оказался одним из выгодоприобретателей, причем, не основным, от коррупционных решений Мальцевой. То есть включился в процесс дерибана позже. А что? Лежало плохо - я и подобрал. Решения Мальцевой, впрочем, вступили в законную силу. Как? И почем? Мальцева это рано или поздно расскажет: «Она за всю компанию хомут волочить не желает и ей одной брать «вышака» скучно». Так что, настроения сегодня у многих воронежских арбитражных судей, занимающихся банкротствами, сами понимаете какие.
А оценку законности коммерческой деятельности с миллиардным размахом двух депутатов - Государственной думы и Совета Федерации - правоохранительным и надзорным органам давать рано или поздно придется.
Лоббировали, лоббировали, да не вылоббировали. Довылоббировались.