
По всему ЦФО: тайны древнего мира. Интервью с палеонтологом Алексеем Пахневичем
По всему ЦФО: тайны древнего мира. Интервью с палеонтологом Алексеем Пахневичем

© Алексей Пахневич
Центральная Россия у большинства людей ассоциируется с равнинами, лесами, пашнями — но уж точно не с динозаврами или мамонтами. Между тем палеонтологические находки региона способны соперничать с открытиями Сибири и Урала.
Об этом — в разговоре с Алексеем Пахневичем, сотрудником Палеонтологического института имени А.А. Борисяка РАН, человеком, который десятилетиями изучает «каменную летопись» Центрального федерального округа.
— Центральная Россия кажется тихим регионом без динозавровых пустынь и морей. Но какие её находки способны конкурировать по значимости с Уралом или Сибирью?
Центральная Россия достаточно хороша изучена с палеонтологической точки зрения. Активное познания ее недр началось еще в XIX веке, интенсивно развивалось во времена СССР и продолжается сейчас.
Палеонтологи за полевой сезон находят сотни ископаемых остатков вымерших животных и растений. И лишь единицы оказываются очень значимыми для науки, поскольку или изменяют, или значительно дополняют наше представление о жизни в прошлых геологических эпохах. Есть такие находки и в Центральной России.
— Как менялся ландшафт ЦФО за миллионы лет — можно ли представить, что здесь были моря, саванны или ледниковые пустыни?
За миллиарды лет ландшафт Центральной России многократно менялся. Были здесь и обширные моря, и суша, населенная различными растениями и животными. В зависимости от климата здесь были и тропические или субтропические леса, и похожие на тундру экосистемы.
— Случалось ли вам видеть в Центральной России находку, которая буквально перевернула представление о древней жизни?
Да. И таких находок несколько. Например, это одни из древнейших наземных четвероногих девонского периода, пермская континентальная фауна позвоночных животных, крупнейшее в Европе мамонтовое «кладбище», два вида динозавров.
— Есть ли у региона «свой бренд» в палеонтологии — что-то уникальное, чего нет больше нигде в мире?
Всё выше перечисленное и еще местонахождение триасовых амфибий в Ярославской области.
— Если бы вы вели экскурсию по палеонтологическим точкам ЦФО, какие 3 места вы бы назвали обязательными для посещения?
Вязники во Владимирской области, карьер Пески в Московской области и местонахождение триасовых амфибий в Ярославской области.
— Были ли у нас неандертальцы? Или другие виды первых людей, если да, то какие?
Во времена существования неандертальцев часть территории Центральной России была занята ледником. Возможно, в межледниковья сюда заходили и неандертальцы, но их достоверных находок нет. На этой территории нет пещер, в которых чаще всего сохраняется костный материал.
— Какие были динозавры, если были?
Про динозавров мы знаем очень мало. Найдено всего два вида в среднеюрских отложениях Подмосковья. Это мелкий хищный динозавр ричардоэстесия, от которого найдены только зубы и коготь. Крупный растительноядный динозавр, родственный диплодокам: от него сохранилось несколько хвостовых позвонков.
Поскольку в юрском периоде чаще всего на этой территории было море, костные остатки наземных животных не сохранялись. Но попадаются кости и зубы морских рептилий: ихтиозавров, плезиозавров и плиозавров.
Сегодня Центральная Россия — это поля, города и реки. Но миллионы лет назад её облик был драматически иным: здесь шумели тропические леса, плескались морские рептилии, шагали динозавры, а позднее мамонты оставили после себя целые «кладбища».
Работы палеонтологов, среди которых и Алексей Пахневич, показывают: тихие равнины Центрального федерального округа хранят в себе не меньше тайн, чем знаменитые пустыни Монголии или раскопки Сибири.



