Ам-ням-ням-ням, да и шмыг-шмыг-шмыг-шмыг. Воронежскую облдуму покинул самый долгоиграющий оппозиционер

icon 08/06/2022
icon 08:00

©

7 июня после семнадцати лет нахождения рядах воронежской оппозиции (с 2005 года – «Родина», с 2007 – «Справедливая Россия») добровольно и досрочно, за три года до окончания срока, сложил полномочия депутата областной думы Анатолий Шмыгалев, миллиардер, финансист, приватизатор, владелец заводов, институтов и палат, глава строительной компании «Инстеп» (№112 в РФ, 7-е место в регионе). Владелец старейшей сохранившейся воронежской усадьбы Гардениных (начало 18 века). Воронежский Чубайс, зять Бронислава Табачникова.

Последний раз Анатолий Петрович был избран по списку «Справедливая Россия - За правду» в 2020 году и был единственным членом и сам себе руководителем фракции «Справедливой России». Также являлся зампредом комитета по экологии и членом комитета по имущественным и земельным отношениям. Поскольку Шмыгалев был избран не по округу, а по партийному списку, то довыборов не будет, а будет внутрипартийная передача мандата. Следующим в списке «Справороссов» стоит Евгений Орюпин, зам Шмыгалева по «Инстепу».

Шмыгалев многие годы был основным спонсором «справороссов», и вы этом качестве пережил таких видных партайгеноссе как Финько, Пахолков, Носков, Климов и Рымарь. Шестого по счету вождя воронежских «желтых», политтехнолога Сергея Борисова Шмыгалев не пережил. Отношения Борисова и Шмыгалева не сложились. Прижимистый Анатолий Петрович на содержание партии в межвыборный период денег никогда не выделял. А предпочитал модифицированную всеобщую формулу капитала Карла Маркса: «Деньги-мандат-деньги». Напомним, что фракция «Справедливой России» в городской думе состоит из трех человек, двое из которых прошли по партийным спискам – оба бизнес-партнеры Шмыгалева. 

Объяснение Шмыгалева о причинах сложения полномочий породило больше вопросов, чем ответов. Анатолий Петрович сообщил журналистам, что «решение зрело давно и что на выборах партия рассчитывала получить два места, а если удастся пройти лишь Шмыгалеву, то он через год передаст полномочия и даст возможность политического роста Евгению Орюпину». Конечно, за 17 лет Шмыгалев привык распоряжаться мандатами «Справедливой России», как своими собственными. Конечно, все вопросы по передаче мандата от Шмыгалева Орюпину утрясли заранее. Хотя сторонников лично Шмыгалева в стане воронежских «справороссов» попросту нет. Но все-таки слишком откровенно не ставить ни во что своих так называемых соратников – это слишком. 

Смешнее всего, что передачу оппозиционного мандата Орюпину, которого за пределами «Инстепа» мало кто знает, зачем-то публично поддержал, считай, дал ЦУ, спикер облдумы Владимир Нетесов, который вообще-то по совместительству региональный политсекретарь «Единой России». Спикер, конечно, в думе всевластный хозяин, но никогда еще «Справедливую Россию» так откровенно не опускали до уровня филиальчика правящей партии. Впрочем, к разгадке внезапной отставки Шмыгалева это нас никак не приводит. Сам Орюпин уже вовсю раздает интервью, как будто он уже депутат. 

Известно, что последнее переизбрание Шмыгалеву далось очень не просто – точнее дорого. Группа околовластных политтехнологов, кураторов воронежской внутренней политики, в лице вице-губернатора Соколова и депутата Госдумы Маркова, пыталась нагнать информационной жути на Шмыгалева и и поднять цену мандата. Поддался Шмыгалев или нет, мы не знаем, но в итоге забрал сразу четыре места в партсписках. Три из которых оказалось проходными, еще одно полупроходным. Вероятнее всего, основные вопросы по мандатам Анатолий Петрович решал в Москве. По крайней мере, по мандатам облдумы. А уровень гордумы – уже в Воронеже. Сколько миллионов было в итоге уплачено, гадать не будем. Но по числу омандаченных представителей одной группы компаний шмыгалевцы уступают только лидеру отрасли – Домостроительному комбинату сенатора Сергея Лукина. У ДСКовцев в двух думах шесть мандатов, но они в основном через одномандтаные округа избирались. Так что, по числу депутатов-списочников «Инстеп» установил своеобразный рекорд. И несмотря на уход своего лидера, депутатская колония «Инстепа» численно не сократится. 

Версии

Самая логичная версия – боязнь санкций, под которые могут попасть Шмыгалев или его родственники в случае дальнейшего обострения отношений России с Западом. Многодетный Шмыгалев никогда не скрывал своего космополитизма, является адептом протестантской этики. Сразу после начала специальной военной операции Шмыгалевы-Табачниковы уехали в Армению «в отпуск», но, вполне вероятно, могли оформлять себе вид на жительство или гражданство в Израиле. Разумеется, двойное гражданство несовместимо со статусом депутата, даже очень оппозиционного. Возможно, на гражданство подавали не только жена, дети и знаменитый тесть (историк-популяризатор), но и сам Анатолий Петрович. Если по этому предполагаемому заявлению сейчас пришел положительный ответ, то как раз настало время определяться – и Шмыгалев в таком случае сделал свой логичный выбор. Кроме того, в США долгие годы живет свояченица (сестра жены) Шмыгалева. По понятным причинам, полеты через океан из России сейчас затруднены. Депутатский статус получению американских виз нынче не способствует. Это лишь версия.

 Другая версия состоит в том, что внезапная отставка Шмыгалева как-то связана с подачей деклараций. Неделей раньше в отставку из облдумы подал, и так же без объяснения причин, малозаметный «единоросс» Андрей Хабаров, выдвиженец ОНФ. Отставка Хабарова никого не взволновала, журналисты даже не смогли вспомнить, появлялся этот депутат хоть раз на думе или нет. Другое дело - олигарх местного розлива, скупивший в девятностые полдюжины крупнейших предприятий города. Теперь, кажется, что между этими двумя внезапными отставками есть какая-то связь. Кто-то заставил (посоветовал, намекнул) обоим депутатам, бедному и богатому, отказаться от мандатов? Причем, дело точно не в том, кто их сменит. Ни под Шмыгалева, ни под Хабарова никто не копал. Дело в самих избранниках. И альтернативная версия - какие-то косяки, образовавшиеся в декларациях. Тоже имеет право на существование.

Анатолий Петрович, как и его супруга, профессор-экономист Мария Табачникова, всегда декларировали очень много. В доковидную эпоху Шмыгалев с заработками 252 млн был самым богатым народным избранником в регионе. Но потом стали расти цены на еду, и финансист пропустил вперед двух депутатов-аграриев – Евсеева, а затем Князева. Последняя, задекларированная Шмыгалевым сумма – 149,7 миллионов. Любопытно, что Шмыгалев со своими компаньонами перед майскими очень удачно продали свой брокерский бизнес - «Инвестиционную палату». Оценочная стоимость – около 350 млн. Доля, контролируемая Шмыгалевым около 40%. Ясно, что эта продажа в последнюю декларацию не успела войти, тем не менее, штрих довольно любопытный в плане перевода части активов в космополитичный кэш. 

Но тем противникам, которые ждут отъезда Шмыгалева из России, стоит набраться терпения. Пока у Анатолия Петровича бизнес неплохо развивается и здесь. Согласно «Единому ресурсу застройщиков» «Инстеп» в настоящее время возводит 68 тысяч квадратных метров жилья. Кроме того, на старшую дочь Шмыгалева Евгению оформлена франшиза фастфуда KFC, владеющая несколькими ресторанами в Воронеже и Курске. 

Но, пожалуй, главная причина, которая не даст Анатолию Петровичу покинуть Россию в ближайшее время, – это участие в корпоративном конфликте на «Воронежском комбинате строительных материалов» в Придонском (годовой оборот – 2 млрд рублей). После смерти многолетнего гендиректора и совладельца предприятия Бориса Затонского, Шмыгалев сумел объединить интересы трех других совладельцев предприятия, поставить директором своего подчиненного Дениса Скипского и отстранить от управления дочь Затонского Яну Чернышеву, которая владеет 40% предприятия. Поскольку выдавить госпожу Чернышову методом выпуска дополнительной эмиссии вряд ли возможно, наиболее вероятный исход корпоративного конфликта – банкротство и распродажа активов предприятия. Потенциальный покупатель «чистых активов» ВКСМ хорошо известен – это Домостроительный комбинат. А будет сенатор Лукин в перспективе возрождать знакомое ему производство стройматериалов или предпочтет на этом месте строительство жилья – бог весть. 

Шмыгалев сделал свое состояние в девяностые – начале нулевых на скупке недооцененных акций у работников бывших советских предприятий. В дальнейшем, получив контроль над тем или иным предприятием, Шмыгалев проводил оптимизацию численности персонала, отстраивал бизнес-процессы и продавал новым инвесторам. Но часто предприятия, в том числе такие крупные как космический концерн «Энергия», просто зачищались для будущей застройки. Через руки Шмыгалева также прошли такие гиганты промышленности, как АО «Холод» (производство мороженного), «Машоптторг», «Завод железобетонных изделий». Участвовал Анатолий Петрович и в скупке акций «Рудгормаша» - одной из самых скандальных рейдерских атак в истории Воронежской области. Правда, лишь в качестве обычного наемника – скупал под питерских заказчиков.

С 2010 года Шмыгалев развивает свой строительный бизнес в Воронеже, в основном, в пригородах, и Курске. Он был первым воронежским застройщиком, который стал внедрять формат «евродвушки» - однокомнатной квартиры, в которой кухня больше, чем спальня. Так же Шмыгалев известен тем, что вкладывал личные деньги в IT-стартапы, но так и не преуспел.

Из депутатской активности самым запоминающимся эпизодом была борьба Анатолия Петровича за ночную тишину в центре города. Проживающий в престижном «Петровском пассаже» депутат был долгое время вынужден мириться с тем, что под его окнами был неформальный центр сбора байкеров и связанный с этим шум людей и моторов. В результате многолетней титанической борьбы и законодательных инициатив народный избранник сумел переместить место сбора «ангелов ада» на одну остановку дальше от своего дома – под окна одной из городских больниц.

 Текст: Александр Пирогов