Финны, словаки, поляки и хорваты: в суде назвали еще четыре страны-оккупанта воронежской земли в годы ВОВ
© Фото - "Воронежские новости", Константин Лопухов
В Воронежском областном суде с завтрашнего дня, 24 мая, начнутся прения в рамках рассмотрения иска облпрокуратуры о геноциде советского народа на территории региона во время оккупации фашистскими захватчиками. Суд 23 мая заслушал показания одного из свидетелей, который проходит по делу как консультант-специалист, ректора ВГПУ Сергея Филоненко. Он приводил данные, основанные, по его словам, на подтвержденных зафиксированных фактах зверств в период оккупации с 1942 по 1943 годы.
Финны, поляки, хорваты и словаки
Ранее сообщалось, что к рассмотрению иска в суде приобщено около 500 томов рассекреченных материалов. До этого заседания проходили в закрытом режиме из-за рассмотрения секретных документов, а теперь суд снова открыл процесс. Так вот, Филоненко уточнил, что в попытке захвата воронежской земли участвовали не только три основных представителя стран-врагов, их было семь: привычные нам итальянцы, немцы и венгры, а также финны, поляки, хорваты и словаки.
Глава педагогического вуза отмечает, что участие в оккупации со стороны последних четырех государств фиксировалось "в разной степени", преобладало все-таки влияние немецких, итальянских и венгерских войск.
- Про финнов вообще говорили: "Не финны, а звери", - добавил Филоненко.
На территории находился лыжный финский батальон, который, как рассказал свидетель, выступал для немцев в роли учителя. Немецкие войска готовились к наступлению зимой, а для того, чтобы получить необходимые навыки, их даже отправляли в Финляндию, где солдат обучали спецподготовке. И вот, с началом Острогожско-Россошанской операции, все обученные немцы были разбиты. Погибли почти все.
Словацкие солдаты в основном занимались обстрелами территорий. Они вели артиллерийские обстрелы по Воронежу и этому даже есть свое подтверждение: в одном из немецких киножурналов публиковалась хроника событий с объяснением того, что происходит. А именно - словаки стреляют по столице Черноземья.
В областном центре, у Чернавского моста, дислоцировались польские группы в составе немецкой армии. Этот факт подтверждают имеющиеся в архиве письма солдат на польском языке.
Хорваты же шли через Воронежскую область прямиком на Сталинград. В Лисках их атаку отразили при попытке взятия райцентра.
Три этапа зверств
- Пребывание фашистских оккупационных войск сопровождалось насилием, истязаниями, убийствами советских военнопленных и мирного населения городов и сел, которых убивали в концлагерях через обескровливание, смертельные инъекции, расстрелы, сожжения, - звучала формулировка в иске, который прокуроры направили в областной суд.
Всего, утверждает специалист, подготовивший более десятка работ на тему событий Великой Отечественной войны, геноцид можно квалифицировать на три этапа.
Первым делом при начале оккупации фашистские войска начали устанавливать свой режим, вводить репрессии. Коснулось это по началу политических активов (активов партий, комсомольских объединений и других советских организаций). Производились расстрелы по политическим мотивам. Всего вошло в пределы региона около полмиллиона военных оккупантов.
- Была особая графа: наличие евреев. Вводилось понятие "недочеловек" и установка - война на уничтожение.
Таким образом, войска распределились по следующему принципу: немцы прорвались в Воронеж, территорию около 200 км от Гремячьего до Сагуновского поселения контролировали венгры, а со стороны Ростовской области располагались румынские солдаты. Задачей ставилось освобождение территорий для дальнейшей жизни на них немецкого народа. Свидетель привел интересный факт: в январе 1942 года по документам Воронежская область уже якобы была захвачена, ее попросту не существовало.
Зверства, в свою очередь, были направлены как на мирных жителей, так и на военнопленных. Одним из типов геноцида Филоненко назвал физические расправы. Были и массовые расстрелы, например, в Песчаном Логе в Воронеже за один раз расстреляли 450 человек, а в Орловке под пулями погиб 721 человек. Причем имена творивших эти ужасающие вещи известны. Сюда же относится создание концлагерей.
Следующим этапом было прекращение снабжения населения продуктами. Причем даже в документации оккупанты об этом отчитывались. Так и писали: население едой не снабжается.
Третьим этапом ректор назвал отсутствие медобслуживания. Местных жителей эксплуатировали на различных объектах в качестве рабочей силы, труд был тяжелым, при этом никакого медосмотра или медикаментов население не получало.
- Все было направлено на истребление населения как можно быстрее, - заключил Филоненко.
Ущерб и свидетели
К сожалению, многих, кто мог бы засвидетельствовать зверства фашистов на территории Воронежской области уже нет среди живых. Однако остались их рассказы, многочисленные опросы, которые были задокументированы и зафиксированы. Например, в педагогическом институте в 1945 году было опрошено около 50 человек. Все запомнили бомбежки, убийства и изгнания. Кто-то был вынужден пешком идти по длинному маршруту для принудительных работ. В таких колоннах, отмечает Филоненко, расстреливали мужчин, а старикам, детям и женщинам путь давался весьма трудно.
Когда жители постепенно стали возвращаться в свои дома, от некоторых построек попросту ничего не оставалось. Цифры, которые назывались ранее: пострадало 92% коммунального фонда региона, ущерб оценили в 11,7 трлн рублей, а погибли в те страшные времена 198 тысяч мирных граждан и военнопленных, еще 77 тысяч человек угнали для работ.
- По данным, озвученным в суде, речь идет о разрушении более 1300 школ, 580 домов культуры, театров и прочих учреждений культуры, 24 библиотеки, почти 300 медучреждений, 185 детских учреждений, 130 промышленных предприятий и свыше 64 000 жилых зданий.
По показателям разрушений Воронеж, уточняет специалист-консультант по делу о геноциде населения Воронежской области, вошел в список 15 городов страны. Треть от всего ущерба оккупанты оставили именно в столице Черноземья.