Das Дилер. Кто угнал «Фольксваген»?
© Фото - Михаил Кирьянов, РИА Воронеж
Все удачливые дилеры похожи друг на друга, каждый неудачливый неудачлив по-своему. В начале июня, после четырех лет следствия поступило в суд уголовное дело Михаила Швыдченко, генерального директора и единоличного владельца ООО «Гаус» (уставной капитал - 150 млн, годовая выручка в лучшие годы достигала 1,7 млрд рублей), дилера «Фольксвагена» в 2010-2018 годах. Михаил Анатольевич обвиняется в особо крупной растрате средств клиентов (130 млн рублей). В деле 90 потерпевших. Вину Швыдченко не признает. Это дело лишь одно из трех уголовных дел, где фигурантом является Швыдченко, и первое, дошедшее до суда. Дела по невыплате зарплаты (600 тысяч) и мошенничестве (200 млн) были закрыты за отсутствием состава преступления.
Временный союзник Швыдченко и его неудавшийся спаситель Евгений Катюшкин («Мотор Ленд» - дилер Volvo, Кiа, Jeep, Cherry, Mitsubishi, Nissan) уже полтора года является подсудимым по делу о мошенничестве с НДС на 300 млн рублей. Но когда в самом конце 2018 года у Швыдченко начались проблемы и он не смог отгружать предоплаченные автомобили, именно Катюшкин протянул «руку помощи». Он вроде бы «выкупил» «Гаус». Потом оказалось, что лишь дал 57 млн рублей под залог акций «Гауса», очевидно рассчитывая унаследовать дилерство «Фольксвагена» - золотую жилу. Но 30 января 2019 года «Гаус» дилерства лишился и на следующий же день против «Гауса» было подано заявление на банкротство. Подала дамочка, которой задержали отгрузку «Поло» на один месяц. Следом какой-то мутный московский бизнесмен. Специалисты объяснят, что это началась борьба за контроль над процедурой банкротства. Юрлица, контролируемые Катюшкиным, оказались самыми крупными кредиторами «Гауса». Но контролировал банкротство «Гауса» точно не Катюшкин. Позже, в октябре 2020 года, «Гаус» был признан банкротом с долгами 570 млн рублей. А в декабре 2020 был признан банкротом и сам Швыдченко, который выводил наличность из кассы «Гауса». И снова структуры Катюшкина оказались в топе кредиторов: из 281 млн долгов Швыдченко 194 млн пришлось на «Сократ» - основное юрлицо «Мотор ленда». А уже в октябре 2021 года «Гаус» (не Швыдченко, а арбитражный управляющий Андрей Фролов) подавал на банкротство «Сократа». Разбираться, где в этих отношениях реальные долги, а где рисованные, предстоит судам. Все смешалось в доме Облонских. Все переплелось.
И Катюшкин, и Швыдченко, каждому сейчас за полтинник, начинали заниматься автомобилями еще в девяностых. Наверняка перегоняли тачки из Европы. Точно сколотили свое первоначальное состояние на торговле запчастями и только потом зашли на рынок продаж новых авто. Первое юридическое лицо Швыдченко называлось «Сервис-Модерн» и существовало с 2002 года. На его месте в 2010 году был открыт «Гаус», а в ноябре того же года напротив «Работницы» был торжественно открыт автоцентр-салон-шоу-рум «Фольксваген Центр Гаус» (ул. Ленина, 96) - один из первых современных автоцентров из стекла, бетона и сверкающей фасадной плитки. Создание центра за счет дилера - это требование производителя. Входной билет в этот рынок стоит недешево, но окупается быстро. К тому же, локация центра была гораздо круче, чем у любых других дилеров. И Швыдченко был единственным дилером «Фольксвагена» в регионе. На крыше этого, когда-то сверкающего центра Михаил Анатольевич любил отмечать свой день рождения, угощая местный бомонд шампанским из ведра с надписью «Компот». Швыдченко был вполне гламурным персонажем, любителем выставить богатую жизнь и причуды напоказ. Даже пробовал себя в качестве актера-любителя, когда группа видных богатеев давала благотворительные спектакли. Даже снимался в странных ролевых играх в качестве не то медсестры, не то медбрата. В общем, закрытый от прессы Швыдченко в свободное от автопродаж время был вполне себе светским прожигателем жизни.
Фото - соцсети Михаила Швыдченко
Катюшкин похитрее, поконкретнее. Он, в отличие от Швыдченко, семь раз отмерит прежде, чем отрезать. Салон «Гауса» на Ленина, 96 был закрыт почти три года, пока не перешел к новому хозяину, который теперь здесь продает коммерческий автотранспорт «ГАЗ». Импортозамещение, так сказать.
Кажется, все имущество банкрота Швыдченко уже распродано. Может, все - да не все. А вы в офшорах смотрели? И, кстати, обманутые клиенты в судах раз за разом говорят о какой-то зарубежной недвижимости, оформленной на подставных лиц. Проверить, дым без огня или нет, невозможно.
На полпути в рай, по дороге в ад
У торговцев автомобилями было в ходу такое сленговое выражение: «Получил дилерство - полдороги в рай прошел». Остальное за тебя сделает ажиотажный спрос. А еще госзакупки. Госзакупки - это, как минимум, знакомства с влиятельными людьми и покровительство с их стороны. Откаты? Раз за четыре года следствия информация не просочилась, значит… не просочилась. «Гаус» с первого года существования выигрывал по два тендера в месяц. Общую сумму госконтрактов «Гауса» базы данных показывают в районе 100 млн рублей. До официального дилерства «Гауса» «Фольксваген» продавал в Воронежской области около 800 машин в год. В первый же год показатели продаж выросли почти вдвое - до 1,4 тысячи машин в год. Когда в 2016 году «Фольксваген» внедрял цифровые стандарты обслуживания, «Гаус» был выбран в пятерке лучших дилеров страны (всего 130 дилеров). Еще три дилера были из Москвы и один из Санкт-Петербурга. То есть Швыдченко был лучшим дилером «Фольксвагена» во всей России, если не считать двух столиц.
Система официального дилерства в Воронеже установилась еще в середине нулевых. Есть единственный в России дистрибьютер, как правило, аффилированный с производителем, в нашем случае, это «Фольксваген Груп Рус», который выстраивает отношения с независимыми юридическими лицами - дилерами. Внедряет стандарты обслуживания, требует план продаж, устанавливает скидки. Часто дилер закупает автомобили впрок на свой счет, чтобы выполнять план и не лишаться скидок. Вероятно, до «Гауса» Швыдченко тоже продавал именно «Фольцы», просто теперь эти отношения узаконил, так сказать, законным браком. Поскольку важным элементом торговли новыми автомобилями был trade-in, на площадке рядом со сверкающим центром была организована комиссионная торговля автохламом. Семь тучных лет с полуторамиллиардной годовой выручкой промчались быстро.
Началом «преступной деятельности» Швыдченко обвинение указывает 2017 год, хотя системные проблемы с неполучением клиентами предоплаченных автомобилей начались где-то в середине 2018 года. В ноябре-декабре 2018 года проблемы настолько обострились, что обманутые покупатели даже решились на стихийный митинг прямо в шоу-рум. Впрочем, лучшая стихийность та, что тщательно срежиссирована. Отчаявшиеся люди требовали или автомобили, или вернуть деньги. Ни того, ни другого они не получили. Зато получили мощную огласку. Проблемы «Гауса» выплеснулись в прессу. Митинги стали повторять с регулярностью. Удивительно, но ни до, ни после Швыдченко так и не соизволил объясниться через СМИ о причинах «исчезновения» почти двухсот оплаченных машин. Объяснилась пресс-служба дистрибьютера «Фольксваген Груп Рус»: «В результате недобросовестных действий компании «Гаус», которые не соответствуют условиям дилерского соглашения, компания «Фольксваген Груп Рус» вводилась в заблуждение в отношении продолжающейся практики приема заказов и не получала от дилера оплаты за заказанные клиентами автомобили, вследствие чего не может нести ответственности за задержку поставки».
Практика ожидания автомобилей нужной комплектации - довольно обыденная вещь, не Швыдченко это придумал. У дилера, как правило, есть в наличии два-три десятка авто в топовой комплектации - ведь не секрет, что основной навар дилера идет именно с продаж дополнительного оборудования. Хотите получить дешевую базовую комплектацию - ждите. Чем дешевле машина - тем дольше ждать. «Поло» в базовой комплектации можно было ждать год. Но в среднем срок поставки составлял от двух месяцев до полугода. Никто так пока и не смог и не захотел объяснить, почему шесть лет Швыдченко спокойно торговал самым ходовым товаром на автомобильном рынке (в 2016 году «Фольц» как раз обогнал «Тойоту» по объемам продаж в мире), а потом вдруг «заклинило». Какое затмение нашло на Михаила Анатольевича, который к этому моменту уже четверть века находился на вершине этого, чрезвычайно конкурентного бизнеса?
На публику была легонько вброшена версия про то, что, дескать, Швыдченко в этот момент увлекся вложениями в криптовалюту и прогорел. Версия слишком похожа на дезу, которая должна спрятать поглубже реальную причину. Известно, что у частных лиц «Гаус» брал предоплату не менее пятидесяти процентов (бывало и 90%) и предпочитал наличный расчет. Хочешь скидку - неси нал, такова была политика «Гауса». С учетом длительного отложенного платежа дистрибьютору образуется огромная наличная денежная масса, которую можно прокручивать несколько месяцев. Перевести нал в безнал, такая услуга на рынке обналички стоит от 5 до 10%. И тем более ценно, что это совершенно легальный нал. Но рынок - рисковый: хлопнули курьера с чужой наличкой и спросить будет не с кого. Про Катюшкина в этом смысле всегда ходили определенные слухи, да и обвинения в мошенничестве с НДС на целых 300 миллионов - они же не из воздуха взялись.
Ответвление от первой версии: для того, чтобы выполнить все время увеличивающийся план и сохранить скидки, Швыдченко - «Гаусу» приходилось брать кредиты для покупок автомобилей на себя с надеждой перепродать автомобили в следующем отчетном периоде. А на погашение ранее взятых кредитов могли идти авансовые платежи клиентов. Это только предположение, но «Гаус» и действительно был сильно закредитован.
Другая версия, впрочем, не исключающая предыдущих, - это происки конкурентов. Кто-то твердо договорился в Москве с представителем дистрибьютера, что получит дилерство вместо «Гауса» и начал чинить Швыдченко тайные козни. Но тогда схема должна была выглядеть так: Швыдченко дистрибьютору деньги загоняет, а машины не получает. Но ведь «Фольксваген Груп Рус» однозначно утверждает: «Денег не было». Но тогда почему же не стали брать деньги от Катюшкина? Ведь в это время он внес 57 млн (эта сумма фигурирует в деле о банкротстве «Гауса») или даже 100 млн (заявления Катюшкина), получив в залог 100% долей «Гауса». Внес не просто так. По утверждению «Коммерсанта», сделка по приобретению «Гауса»-дилера структурами Катюшкина была согласована с «Фольксваген Груп Рус». В январе-феврале 2019 года Катюшкин вел долгие и «сложные» переговоры с дистрибьютером, но в итоге получил отказ. Причину дистрибьютер предпочел не озвучивать. Но во время переговоров с Катюшкиным, 30 января, дистрибьютер разорвал дилерское соглашение с «Гаусом» и очень быстро объявил о новом конкурсе на право стать дилером «Фольксвагена». «Гаус» тогда первый и последний раз прокомментировал ситуацию, разослав письмо в СМИ с примерно следующим текстом: «Нас обманул «Фольксваген Груп Рус». Мы ваще не виноваты, сделали, что могли». (вольный перевод заявления был сделан «Де Факто»).
О том, что между Катюшкиным и Швыдченко не было ни заговора, ни какой-то идиллии во взаимоотношениях, может свидетельствовать фраза Катюшкина, сказанная в январе 2019 года журналу «Де факто»: «Сделка до сих пор не закрыта, постоянно сталкиваемся с сюрпризами, да и владелец бизнеса Михаил Швыдченко ведет себя довольно странно». Катюшкин тогда же утверждал, что отдал на расчет с клиентами 100 млн рублей. Но что-то не похоже, что все деньги ушли по назначению. И сделка по покупке «Гауса» так и не состоялась - без дилерства «Гаус» был Катюшкину не нужен. И он должен был чувствовать себя глубоко кинутым на бабки. Впрочем, все может оказаться гораздо-гораздо запутаннее.
В апреле 2019 года поезд ушел:«Фольксваген Груп Рус» разделил воронежское дилерство между двумя хорошо известными на воронежском автомобильном рынке игроками - Анатолием Заланом («Аврора Авто») и Игорем Рябухой («Ринг»). Катюшкину не помогло то, что его партнером по дилерству «Фольксвагена» был готов стать депутат гордумы Дмитрий Крутских («Автолайн»). Самый влиятельный человек в сфере воронежского транспорта. Хотя прямо продажами автомобилей раньше и не занимавшийся. Если самого Крутских оставили за бортом, вероятно, что у выгодоприобретателей были и есть серьезнейшие подвязки в столице. Любопытно, что требований к соискателям и условий, на которых можно получить дилерский договор, «Фольксваген Груп Рус» не озвучивал. Кажется, все было решено заранее и кулуарно. А сам конкурс был одновременно и для отвода глаз, и чем-то вроде внеплановой пиар-акции.
Ну и что же тут криминального?
Фото - ГУ МВД по Воронежской области
25 января 2019 года шоу-рум на Ленина, 96 внезапно закрылся. Все входы в здание заперты, света нет, внутри, кажется никого нет.
С 26 января на сайте «Фольксвагена» «Гаус» исчез из списка официальных дилеров.
А после 30 января, разрыва дилерского соглашения между «Гаусом» и «Фольксваген Груп Рус», события завертелись с калейдоскопической быстротой.
1 февраля - первое заявление о банкротстве. Еще 24 июня 2018 года некая Щекалева внесла задаток 320 тысяч рублей за «Поло» со сроком поставки машины в середине сентября. Не дождавшись своей малютки, Щекалева моментально подала в Ленинский райсуд. Иск зарегистрирован 25 октября. То есть с момента просрочки поставки прошел ровно месяц. 25 декабря высудила 470 тысяч со всеми немыслимыми компенсациями, включая стотысячный штраф. Решение вступило в силу 25 января и спустя неделю Щекалева подала на банкротство «Гауса». Самое в этом загадочное - почему «Гаус» не стал оспаривать это молниеносное и щедрое решение суда. Готовился к суициду? Или же Щекалева просто была аффилированным лицом «Гауса»? Правильный ответ - 2. В суде интересы Щекалевой представлял Альберт Газарян, еще в 2008 году официально признанный аффилированным лицом со Швыдченко - Газарян являлся членом совета директоров «Сервис-Модерна».
Из этого внезапного открытия сразу несколько выводов. Не про Ленинский райсуд, с ним все понятно. Во-первых, к проблемам Швыдченко начал готовиться очень загодя. Следовательно, знал о чем-то неизбежном. Во-вторых, если Газарян (или группа людей, в том совете директоров, кроме Швыдченко и Газаряна, еще пять человек) целых десять лет (2008-2018) участвовал в бизнесе «Гауса», полностью находясь в тени, значит ли это, что Швыдченко - нет, не номинал, конечно - де-факто никогда не являлся единоличным владельцем бизнеса. То есть возможно, что решения по выводу из оборота клиентских денег принимал не он. По крайней мере, не он один.
На следующий день после Щекалиной подал заявление московский предприниматель Юрий Худяков. Размер его требований и то, кого он в реальности представлял, осталось тайной. Но именно его заявление 15 февраля Арбитражный суд принял к производству. Потом Худяков «превратился» в Воробьева, а Воробьев в ООО «Ресанта». Так арбитраж менял заявителей в деле о банкротстве «Гауса».
А 13 февраля синхронно произошло два события. Традиционную годовую пресс-конференцию давал прокурор области Николай Шишкин. Ему задали (случайно ли?) вопрос о «Гаусе». Прокурор ответил: «Пострадавшие приходили ко мне на прием. Ситуация находится в гражданско-правовом русле. Клиентам автосалона надо идти в суд. По поводу обращений в прокуратуру: вы стучитесь не в ту дверь».
И надо же было такому случиться. В тот же день и тот же час в отношении Швыдченко полиция не просто возбудила уголовное дело, не просто отправила Швыдченко под арест, но и моментально опубликовала пресс-релиз. В СМИ появились заголовки: «Михаил Бородин переиграл Николая Шишкина». Для понимания: крутой по воронежским меркам генерал Бородин проработал к тому моменту в Воронеже всего четыре месяца. Скажем, для его предшественника слово неформального главы воронежских силовиков Шишкина, даже невзначай сказанное, стало бы сигналом сидеть и не рыпаться.
У нас слишком мало информации, чтобы делать какие-то выводы. Ясно одно: таких совпадений не бывает. А поскольку пресс-конференция Шишкина в эти даты (день прокурора) - событие ожидаемое, то можно предположить, что кто-то специально подгадывал возбуждение дела и арест Швыдченко, чтобы «очень вовремя» задать вопрос ничего не подозревающему Шишкину. Полиция перехватила стратегическую инициативу в этом деле. А ведь есть негласный, но строго соблюдаемый принцип: разные силовые структуры в чужие дела и в то, что за ними стоит, не лезут. Полиция обозначилась. Был ли Бородин в курсе всех хитросплетений или интересанты были где-то или снизу, или, наоборот, в Москве? Да кто ж вам в этом теперь признается.
Это сейчас в деле Швыдченко 90 потерпевших и 130 млн ущерба. А начиналось все с 30 человек и 20 млн рублей ущерба. Напомним, что речь идет о фирме с годовым оборотом в 1,68 млрд. У самого Швыдченко личного имущества в процессе банкротства найдут на 300 млн. И совершенно очевидно, что знаменитый «Гаус центр» всяко больше 20 млн стоит. И, кстати, что там со 100 млн, которые отдал «Гаусу» в залог его акций Катюшкин?
Еще один важный нюанс, говорящий о том, что в пиар-сопровождении дела Швыдченко все было продумано до мелочей: «обманутыми клиентами» был создан специальный сайт для усиления резонанса, но спустя некоторое время сайт снесли. Если бы это были реальные обманутые, то какой смысл им сносить сайт, ведь свои авто они так и не получили. А если это профессиональные пиарщики, которым платили за то, чтобы обеспечить резонанс, благодаря которому Швыдченко закроют, то, конечно, улики надо прятать своевременно.
Накануне суда по мере пресечения для Швыдченко его адвокат Дмитрий Резвых заявил о намерении бизнесмена погасить долги перед клиентами: «Правоохранительным органам известно, что Швыдченко исполнил часть обязательств и планирует привлечь дополнительные инвестиции для исполнения остальных обязательств. Несмотря на это следователи планируют ходатайствовать об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, чем окончательно заблокируют такую возможность. Денежные средства, полученные сотрудниками «Гауса» от граждан, не были присвоены и похищены ни Швыдченко, ни сотрудниками «Гауса». Сложившаяся ситуация образовалась не в результате хищения денег, а в результате экономически неправильных решений по распределению финансовых потоков топ-менеджментом компании». Не сперли, а профукали. Но никакой конкретики в обоснование этой позиции ни Резвых, ни Швыдченко так и не привели. Прошло четыре года. Это право обвиняемого строить свою защиту так, как он считает удобным. Тем интереснее, будет услышать, что скажет в свое оправдание Швыдченко в суде. Ведь не поедет же он в колонию молчком.
На следующий день после возбуждения, 14 февраля, «Фольксваген Груп Рус» объявило тендер. На подачу заявок две недели - до конца февраля. А потом еще месяц на оценку заявок. И все это время пресса мусолила громкое имя Крутских. Дескать, вот создается «консорциум» Крутских-Катюшкин. Но это было лишь отвлечение внимания на негодный объект.
Спустя месяц, 14 марта, по итогам проверки облпрокуратуры следственный комитет возбудил дело по факту невыплаты зарплаты работникам «Гауса» за период с ноября по февраль. Общая сумма - 600 тысяч. Смысл возбуждения этого дела, которое в дальнейшем окажется закрытым за отсутствием состава преступления, можно оценить так: сразу все силовики захотели знать, что же там в этом «Гаусе» творилось и будет твориться.
Еще спустя месяц, 10 апреля, ЧОП «Сармат» (владелец Дмитрий Просвирин), действовавший в интересах Воронежской топливной компании (единственный владелец - Мурад Осишвили), взяло под контроль здание «Гаус центра». Генеральный директор ВТК Ольга Барышникова объявила, что у компании «есть стопроцентные права на помещение». Залогодержатель Катюшкин тут же это назвал «вопиющим беззаконием». Кроме того, госпожа Барышникова объявила, что ждет решения «Фольксваген Груп Рус» по тендеру, и если дилерство отдадут ВТК, то они поднимут «Фольксваген» «на невиданный ранее уровень». «Важнейшей причиной, побудившей ВТК принять участие в тендере», стало «желание помочь обманутым покупателям «Фольксвагена». Катюшкин почти прямым текстом заявил, что ВТК в тендер втянул Швыдченко, «который рассказывал о несметных богатствах, которые сулит дилерство». Но как? Он же находится в самом режимном СИЗО-3, исключающим всякую связь с волей. Возможно, наше представление о «коллективном Швыдченко» не так уж далеко от истины.
«В связи с неожиданно большой конкуренцией» «Фольксваген Груп Рус» перенес оглашение итогов тендера на конец апреля. Победителями были объявлены «Аврора Авто» Аркадия Залана и «Ринг» Игоря Рябухи. Так же право продавать «Фольксваген» получил «Автомир», который раньше продавал входящие в концерн «Фольксваген» «Шкоды». Новые дилеры пообещали отдать 20 млн обманутым «вкладчикам».
Бизнес-процессы закончились. Началась уголовно-процессуальная рутина для одних и попытки перепрятать остатки еще не перепрятанного имущества для других.
Хроника пикирующего автодилера
26 июня Арбитражный суд ввел процедуру наблюдения в «Гаусе». В итоге найдут имущества на 170 млн рублей.
9 июля полиция объявила подозреваемым в соучастии в растрате (не надолго) финансового директора «Гауса» Евгения Шальнева. Тот быстро сознался, раскаялся и сдал все расклады. Раскаялся настолько хорошо, что моментально перешел в статус свидетелей.
К началу июля число потерпевших в деле «Гауса» достигло семидесяти человек, а на имущество и счета Швыдченко, оцененные в 300 млн рублей, по ходатайству полиции был наложен арест.
В октябре «Аврора авто» отдала обманутым клиентам «Гауса» первые 10 автомобилей.
В феврале 2020 года Швыдченко выпустили из СИЗО. Дольше года его нельзя было держать по закону. А уже в апреле полиция «в рамках расследования» дела о растрате выявила мошенничество на 210 млн рублей, о чем сообщила через пресс-службу. «Подозреваемый заключил 109 договоров купли-продажи автомобилей, но не смог их своевременно поставить».
А летом 2020 года под каток уголовного дела по «оптимизации» НДС попал и Катюшкин.
В декабре 2020 года Швыдченко был признан банкротом с долгами в 570 млн рублей.
В мае 2022 года имущество «Гауса», оцененное в 167 млн, было выставлено на торги, и распродано.
В марте 2023 года Швыдченко, наконец, привлекли к субсидиарной ответственности по обязательствам «Гауса». В материалах дела было указано, что общие долги «Гауса» составили 769 млн рублей. Раньше его не могли привлечь потому, что не все имущество «Гауса» было распродано. Теперь вот распродано и остался «небольшой минус».
В мае 2023 года выставили на торги дебиторскую задолженность «Гауса» - 1,36 млрд. Торги назначены на 30 июня. Вряд ли этот лот будет сильно привлекательным даже с огромным дисконтом. И тут самое интересное. Главным и, по сути, единственным должником «Гауса» является сам Михаил Швыдченко, задолжавший «сам себе»-«Гаусу» 1,3 МИЛЛИАРДА рублей. Это как? ЭТО КАК? Эти деньги Швыдченко получил в кассе «Гауса» с июля 2017 года по декабрь 2018 год в качестве договоров займа и до сих пор не вернул. Это и есть «экономически неправильные решения по распределению финансовых потоков топ-менеджментом компании»?
То есть на входе - деньги клиентов. Наличные. И это не жалкие 20 млн, за которые Швыдченко повязали, и не самые огромные для этого бизнеса 130 млн рублей, которые оказались в окончательном тексте обвинительного заключения. И самое интересное, что судить за эти 1,3 млрд ни Швыдченко, ни «коллективного Швыдченко» никто не будет. Скупят за три копейки через афиллированных лиц и концы в радиатор. А главное - нет ответа на вопрос: а куда собственно эти 1,3 миллиарда налички делись? Если есть расходники, значит, где-то должны быть и приходники. Чисто теоретически. Но, судя по вмененному окончательному ущербу (130 млн), полиция за четыре года разобралась лишь с 10% случаев вывода денег. Впрочем, тут надо уточнить, что банкротный процесс и процесс уголовный - это вещи разные.
* * *
Пока длилась вся эта эпопея, мир изменился. После 24 февраля 2022 года «Фольксваген» одним из первых сбежал из России. Причем, сразу остановил и поставки автомобилей, и их производство. Сделать это ему было непросто. Во-первых, есть крупнейший завод в Калуге. Во-вторых, глобальные контрактные обязательства перед «ГАЗом», который собирал «Шкоды» для «Фольксвагена» на своем заводе в Нижнем. Калужский завод купили китайцы, остальное имущество «Фольксвагена» в России теперь под арестом по многомиллиардным искам «ГАЗа». До конца 2023 года «Фольксваген» планирует избавиться ото всех активов в России.
В Москву он больше не вернется, оставил только карточку свою.
Александр Пирогов