Инфракрасная съёмка: тайны «за гранью видимого» от воронежского фотографа
© Фото - предоставлены Николаем Птицыным
Фотографии, сделанные техникой инфракрасной съемки, представляют из себя что-то необычное: на них мы видим световые отблески окружающего мира. Наглядно и подробно – в нашем интервью с фотохудожником Николаем Птицыным.
Сам по себе жанр съёмки пейзажей в ИК-диапазоне существует очень давно. Что сподвигло вас сейчас в нем поработать?
Первые снимки в ИК-диапазоне опубликовал Роберт Вуд в 1810 году. Принцип таких композиций основывается на физических способностях предметов поглощать и отражать свет. Поэтому да, вы правы, начало для жанра было положено очень давно.
С ИК фотографией я начал экспериментировать с конца семидесятых, после того, как мне в руки попала специальная фотоплёнка. Потом был долгий перерыв в силу того, что такую плёнку было невозможно достать. Мои эксперименты возобновились с появлением цифровой фототехники. Цифровая фотография открыла широкие возможности в этом спектре. И хочется ещё глубже заглянуть в область невидимого с помощью фото и познакомить друзей с красотой этого жанра фотографии.
Какие композиции больше подходят для таких пейзажей?
Особенно хорошо смотрятся пейзажи в сочетании деревьев и воды, строений и деревьев, строений и воды. Но важны не только объекты. Я считаю важным еще время, наиболее подходящее для съемки ИК- пейзажей. Для фотографии в ИК- диапазоне лучшим является время, «неправильное (нережимное)» для обычной фотографии: от 11:00 до 15:00. Идеально, если во время съемки солнце находится в зените. Но, если правильно видеть свет, можно сделать хорошие фото и утром - на рассвете, и вечером - на закате.
При увлечении инфрокрасной съемкой с необычным контрастом и негативностью изображения важен ли сюжет кадра?
Здесь стоит, прежде всего, разобраться, что такое фотография. Фотография - это светопись. Это жанр, рождённый живописью. Без сюжета не может быть как хорошей картины, так и фотографии. Поэтому сюжетом для любой фотографии может быть, к примеру, необычное состояние природы и окружающего пространства. При этом стоит помнить, что сюжет не существует без композиции, а композиция определённо значительнее влияет на формирование сюжета.
Почему вы не боитесь экспериментировать с этой, казалось бы, сложной техникой съёмки?
Эксперимент – это всегда движение вперёд. А без движения вперёд существование человека как личности невозможно. Поэтому я продолжаю искать новые сюжеты, композиции и технику.
Что хотели бы пожелать людям, которые только начинают свой путь в фотографии?
В первую очередь - не бояться изучить инструкцию к своему фотоаппарату. Хотя бы посмотреть режимы фотосъёмки. В инструкции к аппарату написано всё, что нужно владельцу, чтобы начать правильно и грамотно делать фотографии. Полезно также почитать про основы композиции и света в фотографии. А учиться в целом стоит на работах лучших мировых фотографов и художников эпохи возрождения. Конечно, нужно не бояться задавать вопросы старшим любителям и профессионалам. И, разумеется, экспериментировать.
Беседовал Константин Лопухов