Двухмандатные округа в гордуме. Перспективы и реальность

Двухмандатные округа в гордуме. Перспективы и реальность

icon 12/04/2024
icon 10:05

© Константин Лопухов

Константин Лопухов

Выборы кончились, да здравствуют выборы! До очередной серии бесконечного выборного марафона остается 17 месяцев. Но выборы - процесс длительный. Поэтому правильнее считать не от финала, а от фактического начала компании. То есть от финиша минусуем еще три месяца. Осталось четырнадцать. Но если мы говорим о депутатах от партии власти, от «Единой России», то они до выдвижения проводят праймериз, еще минус пару месяцев. Ровно год. Как раз в апреле - начале следующего мая все к кандидатами от партии власти и решится. Но до этого должен пройти отсев - и по линии силовиков, и политический. Отсев, который проводят силовики - неофициальный, поэтому не афишируемый. Думаем, активная «силовая» фаза отсева пойдет уже после новогодних праздников. А до них-то уже всего восемь с половиной месяцев.

Происходит отсев примерно так, собираются два-три генерала и начинают обсуждать спорные кандидатуры. Если хотя бы у одного ведомства есть оперативный материал, а у остальных нет аргументов, чтобы данного кандидата оставить, то до руководства «Единой России» доводится мнение силового блока. А дальше политики решают сами - оставлять или нет. Бывает, что у генералов расходятся мнения, кого из потенциальных народных избранников считать жуликом, а кого нет. Но это единичные случаи. Высказывает генералитет и мнение по потенциальным спикерам обоих палат парламента. Но это только с губернатором с глазу на глаз.

В первую очередь, под лупой просматривают новичков. Но ветеранов тоже проверки не обходят стороной. Достаточно вспомнить историю многолетнего депутата облдумы Сергея Почивалова, который в 2020 году, хотя и выиграл праймериз от «Единой России», но до бюллетеня не добрался. Как раз из-за отрицательных отзывов силовиков. С тех пор ходит по следователям и судам за несколько эпизодов особо крупного мошенничества с песком. Один приговор отменили за мягкостью, скоро другой. А человеку почти 60 лет.

Но история Почивалова и то, что она вылезла наружу - это особый случай. Обычно все происходит за закрытыми дверьми и в паблик не утекает. Был кандидат и неожиданно передумал. Бывает. Но такой фокус можно проделывать только с «Единой Россией» и то не всегда. Ведь у политических руководителей всегда остается право не прислушиваться к мнению силовиков, резонно отвечая: если он такой преступник, то почему же вы против него не возбудили уголовное дело? А когда уже начинают закрывать в СИЗО омандаченных персон, приходится срочно собираться и приостанавливать членство. Рейтингов партии такие приостановки не добавляют.

Но с оппозиционными парламентскими партиями, также наделенными правом выдвигать кандидатов без сбора подписей, такие финты не проходят. Там политики нет вообще, там надо наполнять партийную кассу. Желательно наличными. А кто эту кассу может наполнить? Только потенциальный мошенник. Тот, у кого от выборов есть только меркантильный интерес. Многие тупо идут по схеме: сто тысяч за выдвижение заплатил и пытаешься продать свое снятие фавориту, то есть единороссу. Не обязательно за деньги, можно родственнику какую-то сытую должность в управе выторговать, например. Были и такие случаи на прошлых выборах. Поэтому диалога между силовиками и оппозицией как такового не происходит. «Парламентские» выдвигают всех подряд и за самый мелкий прайс. Разбавляя для приличия какими-то полумедийными персонами. Все округа для выдвижения продать все равно не удается. Так было и так будет. В 2020 году в лидерах по продажам выдвижений была «Справедливая Россия» и чуть-чуть «Родина». Есть резон полагать, что в 2025 году пальму первенства перехватят «Новые люди». И если в сельских районах ни о какой скупке речи не идет, то в областном центре без нее выборов не бывает. В принципе, не бывает. Вопрос - в масштабах.

Соответственно, как будут себя вести выдвинутые от оппозиции ноунеймы, тоже примерно понятно: тотальная скупка. Тысяча рублей за голос, еще пятьсот за за голос уйдет на штаб. Если округа останутся такие как есть, по 50-70 тысяч избирателей, то трех тысяч голосов как правило хватает для победы. 4,5 - 5 млн и вчерашний человек-никто-и-звать-никак, хозяин автомойки или шаурмичной, достает из широких штанин мандат и начинает бомбить запросами… этих самых силовиков. Ведь теперь он здесь власть. Он может узаконить как капитальное строение вчерашний за взятку воткнутый мини-рыночек. Или отжимать бизнес по управлению многоквартирным домом на округе.

Как с этим бороться? Силовики со скупкой не помогут. Практика показала, что сделать это практически нереально. Ну если человек такой сознательный, что за литр водки готов продать свой голос, что ты с этим поделаешь. Да и уже целая индустрия скупки сложилась, которая особенно и не прячется и свои связи с политиками не скрывает. Даже афиширует, чтобы боялись и шли к ним договариваться.

Самое надежное средство - это создавать мобильные бригады противодействия скупке, которые бы дежурили в день выборов. В общем, наверное, не секрет, что только благодаря таким бригадам сумела избраться в 2021 году директриса гимназии Марина Бочарова. Но это были довыборы и Бочаровой помогали всем «ходыревским» миром. А на выборах  в 2025 году каждый будет сам за себя и «нересурсный» кандидат, такой как бюджетница Бочарова, станет наиболее уязвимой мишенью для скупщиков.

В городской думе 36 депутатов, из них 12 списочников и 24 одномандатника. Половина списочников будет представлять оппозицию - это 6 мандатов. А мэр у нас, напомним, избирается депутатами. 19 голосов достаточно для смены власти в городе. Минусуем шесть, осталось 13.  Тринадцать голосов умножить на пять миллионов - это всего-навсего 65 миллионов рублей. Но даже если и списочников плюсовать и брать с запасом, пусть двадцать голосов, то нужно 100 миллионов. Не астрономическая, прямо скажем, сумма для смены мэра. Ведь вкладываешь 100 миллионов, а под контроль получаешь бюджет города в 40 миллиардов, да землю, стоимость, которой посчитать в принципе невозможно.

И ведь откуда деньги на скупку берутся неизвестно. Нет, примерно известно - один ранее судимый бензиновый обнальщик и один совсем несудимый молочный король, но, в основном, бизнес, который не нашел общего языка с «Единой Россией», платит сам за себя. Что не делает, кстати, его сильно независимым ни от организаторов скупки, ни от тайного координирующего центра. А если эту скупку, например, финансируют еще и из-за рубежа через цепочку юридических пустышек? Например, через Ходорковского (иноагента), который своими деньгами пытается влезать в региональную политическую повестку?

Что делать «Единой России» с угрозой централизованной скупки голосов, когда есть не досягаемый для силовиков (хочется надеяться - временно) координирующий центр? А если этот тайный центр еще и контролирует хотя бы часть избирательных комиссий, а он контролирует - пиши пропало. Самое простое - сложить ручки на груди, в ручки - свечку и ждать, когда тебя вынесут вперед ногами. А если серьезно? Делать-то что будем?

Единственной альтернативой, как считают в руководстве городской думы, является возврат к системе двухмандатных округов. Это хорошо, но не совсем забытое прошлое. Так выбирали депутатов городской думы и муниципального совета целых пяти созывов с 1997 по 2015 годы. Благодаря чему в тех созывах хватало и бюджетников, и общественников. Общественники были не ряженые как сейчас, а реальные лидеры общественного мнения. Взять хоть Кудрявцеву.

Какими делать округа одно- или двухмандатными, является исключительно полномочиями городской думы. Необходимо только соблюдать пропорцию по числу избирателей. Чтобы вернуть двухмандатные округа для городской думы, надо вдвое увеличить территорию нынешних округов, сравняв их по численности с округами областной думы. Это дает сразу два преимущества «Единой России». Первое  - это в два раза усложнит скупку голосов проходимцами. Одно дело рискнуть, скажем, четырьмя-пятью миллионами, а другое дело десятью. Причем, не факт, что получится организовать скупочную сетку вдвое больших размеров. Деклассированных элементов у нас больше не становится. Вторая выгода для партии власти - это возможность вместе с «паровозом» провести безденежного депутата, человека с земли - того, кто вернулся с СВО, или реального общественника, или директора школы, которых при двухмандатных округах среди депутатов прибавится. И социальный состав депутатов изменится в лучшую сторону. А в качестве «паровозов» могут пойти те самые проверенные депутаты-ветераны, которые свой округ протоптали ножками не по одному и не по два раза. У кого тесные отношения со всеми лидерами общественного мнения.

В общем, тема одно- или двухмандатных округов - это тема судьбы будущих выборов в городскую думу. Если хочется с приключениями, то лучше оставить одномандатные и ждать великое нашествие хозяев автомоек, мини-рынков и им подобных. Если хочется стабильности и обновления депутатского корпуса не за счет аферистов, то возвращение двухмандатных округов представляется единственным разумным решением.