Завгар Захаров и близкие контакты третьей степени

Завгар Захаров и близкие контакты третьей степени

icon 16/05/2024
icon 12:15

© Константин Лопухов

Константин Лопухов

Общественные перевозки наряду с ЖКХ - одна из двух главных проблем Воронежа по мнению его жителей, раз за разом высказывающих свою неудовлетворенность положением дел в этих  сферах. Но попытки что-то реформировать в общественном транспорте приводят лишь к попыткам передела рынка. Через год заканчиваются пятилетние контракты частных перевозчиков. Новые предстоит заключить уже на семилетний срок. В нынешнем январе, за год с небольшим до торгов, на которых будет разыгран куш ценой около 3 млрд в год (такова приблизительно общая выручка всех частников), руководитель городского управления транспорта Максим Захаров внезапно и без объяснения изменил движение 53 маршрутов из существующих 76. Эти изменения, может, и не сильно заметны горожанам - по закону нельзя изменить схему законтрактованного маршрута без согласия перевозчика более, чем на 10%. Но эти изменения очень бьют по перевозчикам, которые годами накатывают свои маршруты. В общем, обстановка накаляется. Противостояние управления транспорта и частников достигло апогея.

В ход пошли сливы, которые могут вылиться в уголовные дела. «Воронежские новости» возвращаются к острой теме и попытаются разобраться предстоит ли очередная попытка передела и чем она грозит воронежцам. Ни про стоимость проезда, ни про набившие оскомину брутто-контракты мы на сей раз вспоминать не будет: по стоимости нет никаких новостей, по брутто-контрактам - никаких перспектив, ни ближайших, ни среднесрочных.

Муж объелся груш 

Поставь мужа племянницы жены транспортом командовать - он себе лоб расшибет. За полгода - именно столько 34-летний Максим Захаров, родственник первого вице-мэра Сергея Петрина, работает руководителем управления транспорта администрации Воронежа. В начале мая началась прокурорская проверка по факту сообщения в СМИ об использовании Захаровым служебного автомобиля муниципального предприятия «Воронежпассажиртранс» в личных целях. Лискинец Захаров, как только стал начальником управления, пересел казенный кроссовер «Хюндай» и был застукан камерами видеонаблюдения, которые доброжелатели слили в телеграм-каналы. Поездки продолжались, как минимум два месяца. Теперь идет проверка этого сообщения СМИ городской прокуратурой. Захарова вызывали и опросили в рамках этой проверки, которая, судя по всему, еще не завершена. «Воронежские новости» сделали журналистский запрос в прокуратуру на тему проверки. Ответ на запрос к моменту написания этой статьи получен не был.

Еще забавную деталь слили про другой личный транспорт Максима Захарова. Он является страхователем сразу двух тачек, но обе почему-то оформлены на отца, имеющего льготы. Очень удобно - по налогам скидки, бесплатно паркуйся, где хочешь, административные штрафы к тебе не приходят, в декларации тачки указывать не надо. Мелочи, а приятно.

Еще один сюжет, связанный с Захаровым: без фактического решения остается важный вопрос, по которому в середине апреля заседала комиссия администрации Воронежа по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов: является ли продвижение по службе Захарова следствием его родственных отношений с первым вице-мэром Сергеем Петриным, курирующим, в том числе, и городской транспорт, или эти родственные связи недостаточно близкие, чтобы быть чем-то предосудительным? Согласно закону такое родство, как у Петрина с Захаровым, не считается близким и формально не ведет к возникновению конфликта интересов, о котором работник обязан докладывать своему работодателю. В свою очередь, Захаров утверждает, мол, я несколько лет работал под началом Петрина и даже не догадывался, что моя жена - его ближайшая родственница, семьями не общаемся. Но если Захарова двигали не «за заслуги перед отечеством», а по какой-либо корыстной заинтересованности, тогда степень родства не имеет никакого отношения. Только эту заинтересованность надо еще доказать как-то. Предполагаю, что на новое заседание комиссия мэрии не собирается, потому что не хочет бежать впереди паровоза. То есть впереди прокуратуры. Хотя они и прокуратура рассматривают разные вопросы. Ну а потом, наверняка прикидывают в голове: может, само все рассосется - либо Захаров уйдет, либо Петрин. Либо кто-нибудь из них разведется, например. А что? Самый простой выход.

«Воронежские новости» писали об управлении общественным транспортом Воронежа после того, как город завалило аномальным снегопадом Ваня. Вторая публикация «Завгар Захаров и игра без правил. Последний рейс», вышедшая 1 апреля, была посвящена экономике общественных перевозок в Воронеже. В ней мы обращали внимание на то, как вольно общается Захаров с цифрами в своих отчетах, и писали, почему частные воронежские перевозчики (а они занимают 70% рынка общественных перевозок) не торопятся брать новые автобусы в льготный лизинг: из 250 запланированных на этот год автобусов получено в лизинг только 33: 20 автобусов ИП Очневым (маршрут №80) и 13 «Автолайном» депутата гордумы Дмитрия Крутских. Дмитрий Борисович, которого небезосновательно, называют главой антизахаровской коалиции, даже извиняется - не мог, мол, я эти в автобусы не взять - они у меня, у одного в Воронеже, по нацпроекту «Безопасные и качественные дороги». Основная масса автобусов должна придти в Воронеж по федеральному инвестпроекту при софинансировании Фонда национального благосостояния (ФНБ). У разных программ не только разные источники финансирования, но и разные схемы финансирования.

По ФНБ заявка того же Крутских, поданная еще в начале года, но так и не реализованная, составляет 50 автобусов. У других крупных перевозчиков поменьше, но тоже речь о десятках автобусов большого и среднего классов. Автобус большого класса стоит 20 млн, среднего - 7-8 млн. Берем в среднем 15 млн за один автобус и получаем 3,7 млрд  рублей - цена вопроса. Серьезная цена. Либо эти деньги будет вкладывать бизнес на свой страх и риск, либо их надо брать из бюджета, в котором сегодня и без транспорта достаточно задач и забот. Речь о рачительном подходе. Впрочем, рачительность - это слово не из лексикона Захарова.

Напомним, как Максим Алексеевич недавно предлагал решать вопрос с обслуживанием Таврово (маршрут 48). Выгоним «плохого» перевозчика «ВТК» Валерия Старкова, а потом попросим у губернатора новых автобусов. Старкова фактически выгнали. Отобрали три маршрута. Но суды мэрии и перевозчика по этим маршрутам идут больше года. И это после двадцати пяти лет работы «ВТК» в Воронеже. Старков плюнул, и со своими автобусами постепенно перешел на межгород. Свой последний маршрут 48 он пока обслуживает, но очевидно, что на новые торги уже не выйдет. Если, конечно, Захарова до торгов не уберут. А новых муниципальных автобусов за то время, что Захаров бодается с «ВТК», город так и не получил.

После того, как началось противостояние частников и юного чиновника Захарова, закупка автобусов по лизингу остановилась. О чем мы подробно писали в статье от 1 апреля. С тех пор, а прошло два месяца, закупки автобусов по льготному лизингу так и не начались. Все ждут разрешения конфликта вокруг правил заключения новых семилетних контрактов.

Суть разногласий. На торгах 2020 года на одном лоте висели по несколько (2-3) разных по экономической привлекательности маршрутов, так называемые коммерческие и социальные, то есть балансирующие на грани убыточности. Захаров решил менять правила: один лот - один маршрут, новые автобусы - получай маршрут без торгов. Не совсем новые или не все автобусы на маршруте новые - иди на торги. И контракт будет 1-3 года. С виду логично, но это дает явные конкурентные преимущества не сильнейшим игрокам, а новичкам. Зачем - мы догадываемся, новички с деньгами и с административным ресурсом, смогут переделить рынок. По сути, теневой передел уже идет. У второго по величине перевозчика АТП-1, чей фактический (бывший?) владелец Владимир Георгиевский уже давно живет в Эмиратах, появился новый иногородний совладелец, который берется оплачивать льготный лизинг, и вероятно, берет АТП-1 под полный контроль. Но об этом в другой раз.

И ни у кого нет понимания, как будет решаться проблема социально значимых, но убыточных маршрутов. Это если на какие-нибудь строительные торги никто не заявится, можно и раз, и два переторговывать. Неприятно, но не смертельно. А если просто убрать автобусы с какого-то маршрута в тигули, только потому что на него никто не заявился, даже на один день, не говоря месяц - это же социальная катастрофа. Будет ли администрация такие маршруты софинансировать (если запустит их отдельным лотом) или, например, введет на такие маршруты брутто-контракты (забирать всю выручку и оплачивать перевозчику за километраж) - ответов на данный момент нет.

Вешать на себя семилетнее ярмо лизинга без гарантий того, что вы сможете заниматься перевозками, в том объеме, что вы занимаетесь сейчас, никто из частников не торопится. Экономику все считать научились. Прошло два месяца. ИП Очнев, которого за взятые в лизинг автобусы «НЕФАЗ» публично нахваливает в своем телеграм-канале сам мэр Кстенин, и которого коллеги-перевозчики открыто называют штрейкбрехером, так и остается единственным частным перевозчиком миллионного города, который подписался под лизинг.

В середине апреля Максим Захаров отчитывался на совете городской думы. Мероприятие проходило за закрытыми дверьми и судить о нем журналисты могут только по двум противоречивым пресс-релизам. Мэрия отрапортовала, что Захаров депутатов победил: к новому циклу контрактов «перевозчикам предстоит заменить» 660 автобусов (51% малого класса, 37% среднего и 12% большого). Кто будет оплачивать банкет, Захаров не стал уточнять.

У депутатов доклад восторгов не вызвал. «Сегодня город испытывает нехватку подвижного состава, –  пояснил в своем выступлении Крутских. – В информации было представлено, что к 2025 году фактически из 1100 автобусов, только 250 будут готовы к заключению контрактов на 5-7 лет. При этом управлением транспорта предусмотрено приобретение порядка 250-300 единиц подвижного состава».

Дополним математику Дмитрия Борисовича: через год на наших улицах должно остаться 500-550 автобусов вместо сегодняшних 950. Разница между 1100 (расчетным числом автобусов) и 950 (фактическим) - минус 150 автобусов. Но если все так и останется, через год, хорошо, пусть через два, число автобусов в городе уменьшится еще на 400-450 единиц - всего 500 штук. То есть автобусов будет вдвое меньше, чем необходимо. Что с этим делать? Ждать волшебника в голубом вертолете, который в подарок оставит пятьсот автобусов?

Председатель гордумы Владимир Ходырев поручил председателю депутатской комиссии по транспорту Крутских собрать воедино все депутатские инициативы, обсудить их на комиссии по транспорту и направить в правительство области. Минуя уже всем надоевшего Захарова.

Эпилог

Май заканчивается. Нацпроекты в сфере транспорта в отдельно взятом Воронеже под угрозой срыва. И все из-за того, что удачливый выскочка в свое время грамотно вскружил голову двадцатилетней, если не моложе, девчонке Олесе из влиятельной семьи. И в качестве приданного получил транспортное управление мэрии, так получается? Совет, конечно, да любовь. Только вот причем здесь полмиллиона пассажиров, которые каждый день выходят на автобусную остановку?

Остается только надеяться, что Максима Захарова, как фильме Спилберга, заберут с собой инопланетяне.

Александр Пирогов