Рукотворная молитва: Лев Шевченко о том, как создаются иконостасы воронежских храмов
Рукотворная молитва: как создаются иконостасы воронежских храмов
© Константин Лопухов
В каждом храме есть своя атмосфера. И если Бог – нематериален, то место молитвы создается людьми. Общее впечатление складывается из деталей: большой собор перед нами или маленькая церквушка, какая роспись на стенах, как выглядят иконостас и оклады икон. Всё, что есть в храме, – это труд большого количества неравнодушных людей. Один из них – воронежец Лев Шевченко, делом жизни которого стала резьба по дереву и его иконостасная мастерская.
Лев, расскажите, почему мы встретились с вами в старинном Алексеево-Владимирском храме Акатова монастыря?
Оглянитесь, здесь в едином стиле было выполнено все резное убранство храма. Прямо перед нами - прекрасный образец иконостаса, выполненного мастерами и резчиками нашей мастерской несколько лет назад. Полностью вручную.
Иконостас украшен тонкой, словно костяной, резьбой на синей подложке. Орнаменты для главного храма монастыря я разрабатывал, вдохновившись ярославской резьбой XVII века.
Сколько времени понадобилось для создания вручную такого иконостаса?
Порядка двух лет, но до этого были еще другие этапы – эскизные и проектные работы, согласования… Проект разрабатывается долго, но когда какая-то часть согласована, она сразу запускается в работу. Рисунок переводится в натуральную величину,и можем начинать резать. Подставили и смотрим на месте. Какой-то элемент убираем, что-то делаем совсем по-другому.
Немало времени потратили на установку иконостаса в старом здании храма, где очень много несимметричности. Разница между одним краем и другим может быть до 15-20 сантиметров, потому что стены неровные. Все нужно было подогнать, и это довольно трудоемкая работа. Зато потом результат впечатляет.
Какая доля традиционных орнаментов и авторских решений при создании резных узоров?
При создании узора нужно исходить из общей концепции храма. Повсюду, где я бываю, собираю красивые элементы, и потом буквально по кусочкам создается новый орнамент.
К примеру, мне очень нравится церковь XVII века Ильи Пророка в Ярославле. Некоторые элементы для этого иконостаса я брал именно оттуда. Ну и конечно же Московские храмы: Покрова на Рву (так называемый Собор Василия Блаженного), храмы и соборы Московского Кремля и многие другие прекрасные примеры древнерусского зодчества. На этой основе и строится проект будущего иконостаса. Общие пропорции и формы, орнаментальное наполнение и цветовое решение.
Некоторые элементы иконостаса в Акатовом монастыре полностью разработаны с нуля, например, этот крест.
Он мог быть обычным, но захотелось, чтобы был гармоничнее переход, и я добавил около него полностью оригинальный орнамент. Здесь вообще очень много не очевидного труда. Например, шрифт.
Это же не просто набор стандартных церковно-славянских букв на иконостасе. Здесь написан Псалом. Шрифт несет важную смысловую нагрузку, и эта вязь, безусловно, имеет орнаментальную составляющую. То есть само сочетание букв, их размер и форма, делают текст живым. Слова есть с одинаковыми буквами, но у них может быть совершенно разное написание.
Подобные решения принимаются единолично или обсуждаются с работниками мастерской?
Композиционные решения - это я, а технические вещи обговариваются со столяром и другими мастерами. Нужно понимать, как именно идет изготовление, тем более вручную, и как поведет себя дерево после установки.
Какое дерево используется чаще всего для иконостасов?
Липа - самый мягкий материал, «классика жанра» в ручной резьбе по дереву. В основном, лицевая сторона иконостаса именно липовая. Для каркаса идет уже сосна, где-то используется фанера. Если бы посмотрели из алтарной части, то увидели три дверных портала, которые оформлены в тот же цвет. Между ними ниши, где сделаны шкафы для облачений, церковных сосудов… Там как раз используются другие материалы.
Кроме самого иконостаса в храме привлекает внимание канунный стол с вытяжками. Для Воронежа редкость.
В конструкциях канунного стола о здравии и за упокой действительно сделаны вытяжки: под навесом ставят свечи, и туда уходит вся копоть.
Это важно, ведь в храме очень ценная, дорогостоящая роспись, и она чернеет очень быстро от копоти свечей. Стены чаще всего холодные, а воздух теплый. Копоть становится очень липкая, прилипает моментально и портит роспись. Поэтому здесь нигде кроме канунных столов больше свечей поставить и нельзя.
Если резьба иконостаса тонированная, то дерево от копоти просто приобретает эдакий винтажный вид, но если покрытие иконостаса светлое, то копоть очень заметно.
Перед нами ручная работа. Очень кропотливый и долгий труд. Как современные технологии помогают вам в работе?
Сейчас резьбу в нашей мастерской уже делают ЧПУ станки. Я также делаю эскизы, создаю нужные элементы, 3-D моделлер по моим рисункам создает объемную цифровую модель. Потом пишется УП – управляющая программа, а только потом режет станок, которым тоже нужно грамотно управлять. А вот после станочной обработки нужен ручной труд – это шлифовка, доводка бормашинами.
Фото: резьба иконостаса храма в честь Преображения Господня. Липецк.
По затратам и временным ресурсам, конечно, это просто колоссальная разница. Когда мы делали иконостас в Акатов монастырь, все наши конкуренты уже резали на станках. Конечно, нам от ручной работы трудно было уходить, не хотелось. Но мы уже в рентабельность не вписывались. Приходишь к заказчику, он сразу спрашивает: «Вы вручную? Нет, это для нас слишком долго и дорого». Ну, и что делать? Такой век, что поделаешь. Зато теперь можно больше делать, чем раньше, - производительность увеличивается. Ручная резьба сохранилась там, где, например, нужно что-то отреставрировать, где что-то повредилось или станок не прорезал. Это фрагментарные вещи. Ну и конечно финишная доводка резьбы.
Сколько времени экономится за счет перехода на станки?
Речь об экономии в десятки раз. Станок можно включить, и он работает круглосуточно, а резчик так не может. Скорость несопоставима даже.
Закупленная техника быстро окупилась?
Станок окупается при первом же заказе.
Бывает тоска по ручной работе?
Иногда бывает. Прям, дорвёшься до чего-нибудь – стоишь, режешь сам, поправляешь. Бывает такое. Привычка где-то взыграет. Да и для себя иногда что-то делаешь - небольшие фигурки, что-то для дома, по хозяйству.
Что у вас дома есть с ручной резьбой?
Икона моя, например. Я ведь участвовал во всероссийских выставках в своё время даже. Делал миниатюры. А вещей не так много – сапожник без сапог! Зато вне дома найти свои работы бывает очень приятно. По России ведь мы много, где поработали: от черноморского побережья и Вологодской области до Астраханской. И за Уралом были.
В Воронеже сейчас много или мало мастеров?
Вообще у нас в художественном училище раньше было целое отделение художественной резьбы по дереву. И резчиков выпустили много. Но оно, к сожалению, прекратило своё существование. Открывал его и преподавал там наш учитель известный воронежский резчик Александр Владимирович Михин. Когда он ушёл от нас, Царство ему Небесное, меня попросили довести последний курс до диплома, мы защитили диплом – на том и всё.
Фото: Защита дипломов в ВХУ
Профессия резчика, к сожалению умирает, если не уже умерла. С этим теперь уже, наверное, ничего не поделаешь, потому что время ее ушло, теперь станки никуда не денутся. Конечно, есть резчики, которые и сейчас работают вручную и будут потом. Но это должен быть мастер очень высокого класса, чтобы сделать такое, чтобы прям – ах! И в единичном экземпляре.
Где воронежцам можно встретить ваши работы?
Во многих храмах. В Воронеже - в Благовещенском соборе – настенные киоты и обрамление стен дубовыми панелями, в Акатовом монастыре два иконостаса, киоты и утварь, два малых иконостаса и киоты есть в Покровском соборе. В Казанском храме в Отрожке, например, одна из моих первых больших работ – сень и киот Казанской иконе Божией Матери 2001 год:
Фото: Казанский храм. Источник: Павел Ткаченко
Иконостас в Спасском храме около ВГУ. Заглянете в Дивногорский монастырь, обратите внимание на резной киот для Сицилийской иконы Божией Матери. Необычный голубой клиросный аналой можно увидеть в Репном, в храме святого преподобного Алексия, человека Божия. Интересная работа была сделана в Борисоглебске в Знаменском соборе, отреставрировали и полностью покрыли сусальным золотом киот Горнего места.
Фото: процесс позолоты резьбы
Но и во время поездок по стране увидеть наш труд можно во многих храмах.
Люблю храм во имя святого апостола Андрея Первозванного, Новосёлово, Владимирская область. Это место гибели Гагарина. Храм восстанавливал лично космонавт Леонов, мы сделали иконостас. Храм расписан в небесных цветах - как космос. Здесь находится и икона, которую Леонов сам написал, он и художник был тоже, очень интересная личность.
Есть в Московской области (город Электроугли) храм с витражами, местные жители его называют Сиднейская опера. Храм необычной современной архитектуры, витражи есть в интерьере – и мы создали иконостас с витражами. Больше подобного не видел. Выглядит очень интересно:
Частые заказы вам интересно брать в работу?
У меня частных заказов мало. В основном, всё по храмам. Мне нравится, что наши работы - и ручные, и сделанные по 3-D модели на станках - не спрятаны у заказчиков в домах. Люди могут прийти в храм и посмотреть на них. Ведь на службе эти детали создают людям настрой - и это серьезное дело.